В течение последних месяцев целый ряд российских и иностранных СМИ, в частности «Радио Свобода» [расшифровка] (США), телеканал «Дождь» и inoSMI.ru (Россия), «24 Канал» [и здесь] (Украина) отметились «разоблачающими» интервью некоего ивановского предпринимателя Бондо Доровских о том, какой беспредел твориться в рядах ополчения Донецкой и Луганской народных республик.
Если верить этим «откровениям», беспредела - полный букет, начиная от пьянства с наркотиками и заканчивая убийством соблюдающих Минские договоренности украинских военных и терроризированием гражданского населения. И все это, по словам Доровских, он видел своими глазами, когда, накачанный по самую маковку путинской пропагандой, бросив все свои дела, помчался в Незалежную спасать дончан и луганчан от фашиствующих укров. Помчался и… увидел, как уверяет Бондо, совершенно обратную картину, о чем он и поспешил поведать всему человечеству.
Реакция человечества не заставила себя ждать. Ушлые и недоверчивые блогеры, во-первых, тут же высмеяли откровения этого Просто Бондо, указав на массу несоответствий и совершенно сказочных фантазий в его рассказе, а, во-вторых, залезли в свой любимый Интернет и очень скоро нарыли весьма любопытную информацию о похождениях так называемого добровольца.
Если коротко: трижды судим, весь в долгах и скрывается, владелец сомнительных и существовавших менее суток фирм и так далее.
Но и это еще не все. Доровских ведь не единственный житель Ивановской области, участвовавший в вооруженном конфликте на востоке Украины. Планета наша, как известно, маленькая, тем более в пределах «отдельных территорий» Донбасса, и уж земляк земляка знает наверняка, особенно, если они приезжие. Оказался и у Бондо такой земляк, который знаком с ним лично и может много чего интересного рассказать о «славном боевом пути» автора «исповеди».
Андрею 23 года. С военным делом познакомился во время срочной службы в армии. Считает это своим призванием, в чем и стремится реализоваться. Только не вопреки совести. Лица своего по понятным причинам Андрей показывать не захотел, но поговорить согласился.
- Сразу же возникает вопрос: почему Вы, житель России, решили поехать на Донбасс и участвовать в боевых действиях?
- Тут две причины. Во-первых, я, если так можно выразиться, занимаюсь военной деятельностью - это то, что я умею делать. Во-вторых, я - родовой донской казак, Донбасс - земля моих предков, и я не мог их подвести, видя, что на этой земле творится: как убивают и унижают детей, женщин, лишили их права высказывать свое мнение. Я решил поехать и увидеть все своими глазами, чтобы, если там, действительно, беда, принять участие. Что, собственно и произошло.
- Как пересеклись Ваши пути с Бондо Доровских?
Я искал человека, с кем вместе можно было бы поехать. Одному всегда сложно, а вдвоем как-то полегче. Так и узнал о Бондо, который предложил ехать с ним. Я согласился, тем более, он и старше меня, и уже бывал там, имеет опыт. Я ему в определенной степени доверился, хотя и не полностью. И в итоге пришлось все-таки одному ехать.
- Как раз об опыте. Доровских в общении с Вами выражал свое отношение к тому, что происходит на Украине, и совпадает ли его точка зрения, которая была тогда, с тем, что он говорит в прессе сейчас?
- Совершенно не совпадает. Когда мы с ним познакомились, Бондо корчил из себя ярого патриота России, за матушку-Русь себя в грудь бил. Однако говорил, что денег на поездку у него нет, и просил помочь с покупкой билета.
Еще говорил, что в Москве у него где-то лежит бронежилет. Я сразу ему не поверил, потому что сам прекрасно разбираюсь в этих вопросах и знаю, что для приобретения в России бронежилета нужна лицензия, а просто так его никто не даст.
Да, и вообще, после того, как Бондо мне однажды прислал смс, что, он - герой, только когда напьется, я уже тогда подумал, что никуда он не поедет. Оказалось, все-таки поехал.
- О своем прошлом он рассказывал?
- Говорил, что бизнесом каким-то занимается. Я особо не прислушивался, да и не верил. Потому, что если человек бизнесом занимается, зачем ему на войну ехать? Представьте: у тебя есть дела, возможно, люди на тебя работают, а ты раз - и на войну. А там всякое случается, сами понимаете.
- А об уголовном прошлом?
Нет, Бондо не рассказывал. О его уголовном прошлом я узнал, когда летом был дома, в Иванове, прочитал на сайте «IvanovoNews», что он был судим, что-то связанное с проституцией, как я понял.
- Вернемся к поездке на Донбасс. Из интервью, которые раздавал Доровских, не совсем понятно, сколько реально он провел в зоне боевых действий. Сначала приехал, потом вернулся в Россию, затем снова приехал, в итоге разочаровался и опять уехал… Вы можете прояснить этот вопрос?
- Да, я знаю, причем от непосредственного окружения Доровских. Дело в том, что я сначала воевал на донецком фронте, потом перебрался на луганский, но связь с друзьями с донецкого фронта поддерживал. Спрашивал о Бондо: мне сказали, что, действительно, был такой человек, но продержался он там не более двух недель и сбежал с позиции. То есть, трус - других слов у меня нет.
- Неясно также, в качестве кого Бондо участвовал в боевых действиях. Сам он пишет, что был снайпером, в то же время есть фотографии, где он с гранатометом, с другими видами оружия…
- Точно не могу сказать, врать не буду. СВД я у него и, правда, видел. Но, знаете, чтобы стать снайпером, нужно минимум шесть лет профессиональной подготовки. Потому, что снайпер - это и математика, и физика, и так далее. Стрелять из снайперской винтовки - это не из рогатки палить, это целая наука. Поэтому маловероятно, что он был снайпером.
- Кто-то может рассуждать так: да, пробыл две недели, но уехал не потому, что струсил, а именно из-за беспредела, якобы творимого ополченцами. Вы тоже были в ополчении и тоже видели все своими глазами. Как на самом деле дела обстоят?
- Да, я знаком с интервью, которое Бондо дал «радио Свобода». Если честно, я бы просто взял его за шкирку, как котенка и отправил обратно - чтобы он в глаза посмотрел тем людям, с которыми служил. И в глаза местных жителей, которые, когда мы проезжали колонной, выходили и приветствовали нас, махали нам руками. До слез пробирало.
Конечно, там не просто было, и для меня, в том числе. Были и бои серьезные, и ранение тоже было. Но я ни о чем не жалею: я знал, куда иду и зачем иду.
Но такого, о чем говорит Бондо, не было. Я считаю, что он с чьих-то чужих слов рассказывает и в чужих интересах играет.
- В частности, он говорит о пьянстве среди ополченцев, наркотиках, о проблемах с дисциплиной…
- Исключено. У нас очень строгие правила были.
Не то, чтобы вообще не пили - выпивали, но не до беспамятства и дебошей. Выпивали, потому что тяжело было. Когда постоянно видишь смерть, смерть своих товарищей - это нужно для успокоение души.
Также был строгий запрет на ношение балаклавы. Если первый раз увидели в балаклаве - 15 суток ареста, второй раз - 30 суток.
В общем, если человек очень серьезно провинился, дело могло закончиться судом.
- Как вы прокомментируете утверждение Доровских о том, что на территории Донбасса находится российская армия, военнослужащие которой участвуют в боевых действиях на стороне ополчения.
- Я от души посмеялся, когда это услышал. Никакой российской армии там нет, и это очевидно по двум причинам. Во-первых, если бы там была российская армия, она бы уже давно находилась в Киеве, и наивно думать, что слаженная российская армия застряла бы где-нибудь в Донецкой или Луганской области. Она бы украинские войска подчистую смела.
Тем более смешно говорить, что российская армия танки куда-то на тралах завозит. Если бы такое было, то все СМИ этими фотографиями уже пестрили бы. Такое не скроешь.
Фото из архива Андрея
Еще я прочитал в интервью Бондо, что танкистов ополчения якобы отправляют под Ростов, где им выдают танки. У меня такой вопрос к Бондо: он сам-то верит в то, что Россия непонятно кому выдает танки с боекомплектом, и эти танки потом по России едут в сторону Украины. Такого просто не может быть.
Возникает вопрос: откуда же тогда у ополчения берутся танки? Я отвечу: было два «котла» куда попали украинские войска, было их окружение на Саур-Могиле, где лично мой батальон, так сказать, позаимствовал около десяти БМД, более пяти танков и другую технику. Без всякой российской армии.
- Доровский говорил о том, что ополченцы - это убийцы, которые вопреки Минским соглашениям нарушают перемирие, уничтожают украинских военных, пепелят их градами и так далее…
- Я бы себя убийцей не назвал. Какой же я убийца, если я приехал защищать людей - мирных людей от уничтожения и издевательств? Убийца - это тот, кто уничтожает человека незащищенного, более слабого.
Вот Бондо в своем интервью говорил, что после поездки на Донбасс ему хочется вступить в националистический батальон Украины и отстаивать ее независимость. Тут у меня вообще очень много вопросов возникает к этому человеку. Приведу случай.
Мы зашли в один поселок - название не буду говорить, чтобы лишнюю боль людям не причинять. Так там, на столбе, был распят 15-летний мальчик. 15-летнего мальчишку, украинца, распяли только за то, что на нем была майка с символикой России. Это сделал националистический батальон Украины. Я уж не представляю, как они его туда подняли, но мы этот столб танком сносили, потому что невозможно было смотреть на мать парнишки, которая плакала под столбом. Я не понимаю, как после этого, после других подобных случаев хотеть вступить в нацбатальон.
А в бою как можно быть убийцей? Там мы равны. У них есть автоматы - у нас автоматы, у них танки - у нас танки. Это война - либо ты, либо тебя.
- Есть у Вас информация о том, получал ли Бондо зарплату либо какое-то иное вознаграждение за участие в боевых действиях на стороне ополчения?
- Зарплату?! Какая зарплата, если, например, мне на обратную дорогу мой командир свои личные деньги отдал, хотя их у него и так не сильно много было. Там зарплаты нет вообще. Ты доброволец и ты пошел воевать бесплатно.
- Но тогда для чего Доровских вообще туда поехал, если не ради денег? Или он изначально собирался съездить, посмотреть, чтобы потом продать информацию иностранным СМИ?
- Мы таких людей называли - шарики. Он приехал и сдулся. Шарики приезжают только для того, чтобы показать, что они - супергерои, почувствовать себя дядькой с автоматом, крикнуть «Э-ге-ге! Смотрите, какой я сильный!». Но как падает первый снаряд, шарик сразу сдувается и бежит домой в Россию, подальше от обстрелов. Бондо - как раз такой шарик.
Но это тот трус, которого нужно наказать. Потому что, даже если сам не смог - уважай других. Ну, струсил ты, убежал - приехал домой и сиди тихо. Не надо других грязью поливать.
Хотя, на «откровения» Бондо можно посмотреть и с другой стороны. Я не буду говорить, в каком батальоне служил, но я служил в разведке. И могу сказать, действия Бондо очень смахивают на разведку: он сделал там большое количество фотографий, очень много видеозаписей. Зачем он столько снимал? Все это странно. То есть, можно предположить, что Доровских играет на стороне Украины.
- Как отреагировали Ваши товарищи, воюющие сейчас на Донбассе, узнав, что о них теперь такая слава идет благодаря вашему знакомому?
Они сказали: «Привози его сюда. Мы его ждем». Одним словом, Бондо - огромный привет от всей бригады «Призрак» и от всех луганских пацанов. Все его теперь там знают, он суперзвезда, все его ждут в гости и даже пообещали Бондо медаль.
Фото из архива Андрея
P.S. На днях, уже после того, как этот материал был готов, имя Бондо Доровских всплыло на страницах газеты "КоммерсантЪ": теперь он вербует добровольцев для отправки в Сирию. Понятное дело - посылать других на войну гораздо безопаснее, чем самому в окопе сидеть.