Российский военный флот в Севастопольской бухте. Боевые корабли

Oct 08, 2022 16:38

Продолжим нашу экскурсию. Отвалив от пирса причала № 17 в бухте Голландия наш катер отправляется вдоль стоянки кораблей 30-ой дивизии надводных Черноморского флота России. В прошлой части мы с вами познакомились с кораблями Угольной пристани и Килен-бухты на противоположном южном берегу Севастопольской бухты. Ныне вернемся обратно на северный берег и осмотрим участок от бухты Голландия до Доковой бухты. У причала № 14 жмутся друг к другу сторожевые и десантные корабли.

Справа налево: СКР "Ладный", БДК "Саратов", БДК "Николай Фильченков"



Высокая стоимость первых противолодочных кораблей океанской зоны вынудила руководство Советским ВМФ дополнить арсенал противолодочных сил меньшими по водоизмещению и менее дорогостоящими кораблями ближней зоны, способными при этом действовать и в удаленных районах океана пр. 1135 "Буревестник".

ТТД СКР "Ладный":
Водоизмещение: 3200 т.
Размеры: длина - 123 м.
Скорость полного хода: 32,2 узла.
Дальность плавания: 5000 миль при 14 узлах.
Силовая установка: 2 ГТУ по 18000 л.с. (форсажный режим, маршевый - по 6000 л.с.), 2 винта фиксированного шага
Вооружение: УРПК-5 "Раструб" (4 ПУ), 2х2 76,2-мм артустановки АК-726, 2х2 ПУ ЗРК "Оса-МА-2" (40 ракет 9M-33), 2х4 533-мм торпедных аппарата, 2х12 реактивных бомбомета РБУ-6000
Экипаж: 197 чел.

Сторожевой корабль "Ладный" (бортовой номер 801) заложен на стапеле ССЗ “Залив” в Керчи в 1979 году. Спущен на воду и вступил в строй в 1980 году.
В 2009 году участвовал в обнаружении бесследно исчезнувшего сухогруза "Arctic Sea" под флагом Мальты с российским экипажем на борту. СКР "Ладный" обнаружил захваченный сухогруз в 300 милях от Островов Зеленого мыса, высадил на него группу военнослужащих и снял часть экипажа с подозреваемыми в захвате судна. В дальнейшем судно длительное время находилось под контролем военных. Цели похищения и другие результаты расследования не известны до сих пор. Есть версия, что экипаж судна был причастен к контрабандным поставкам крылатых ракет в Иран, а захват судна - операция иностранных спецслужб. В настоящее время корабль находится в составе 30-й дивизии надводных кораблей Черноморского флота РФ.

Говоря о сторожевиках пр.1135, их командиры проявляют редкое единодушие в положительной оценке этих кораблей. Все отмечают высокую надежность, управляемость, мореходность, хорошие бытовые условия. Минимальные отличия между серийными кораблями свидетельствуют об оптимальности конструкции. "Одиннадцать-тридцать пятый", безусловно, являлся образцом самой передовой техники своего времени. Перечень примененных на нем новшеств впечетляющ: оригинальная газотурбинная энергоустановка, маршевая редукторная приставка, подкильная и буксируемая ГАС, перспективный ЗРК, "длинная рука" для охоты за вражескими атомными субмаринами - ПЛРК "Метель" и многое другое. СКР проекта 1135 имели для своего времени очень низкий уровень акустического поля и были самыми малошумными надводными кораблями советского ВМФ. Хороший корабль получился. Источник

Справа налево: СКР "Ладный", БДК "Саратов", БДК "Николай Фильченков". Из-за обреза фото выглядывает корма, предположительно, БДК "Ямал" проекта 775/II



Большой десантный корабль «Саратов» пр. 1171 "Тапир" (бортовой номер 150) стал первым в своей серии. За десять лет, с 1966 по 1975 год, в строй вошло 14 кораблей данного проекта в четырех вариантах. В течение двух десятков лет "Тапиры" составляли основу стратегических десантных сил Советского Союза. В составе ЧФ СССР было 5 кораблей этого класса.
ТТД БДК проекта "Тапир":
Водоизмещение: 4650 т.
Размеры: длина - 113,1 м, ширина - 15,6 м, осадка - 4,5 м.
Скорость полного хода: 16,5 узлов
Дальность плавания: 10000 миль при 15 узлах.
Силовая установка: 2 дизеля, 2 винта, 9000 л.с.
Вместимость: до 1500 тонн техники и грузов.
Вооружение: 1х2 57-мм артустановка ЗИФ-31Б, 3х8 ПУ ПЗРК.
Экипаж: 55 чел.

БДК "Саратов" был заложен под именем "Воронежский комсомолец" на Калининградском ССЗ "Янтарь" и спущен на воду в 1964 году.
Входил в состав 39-й дивизии морских десантных сил, базировавшуюся на Крымскую ВМБ (Донузлав). С 1966 по 2004 г. с подразделениями морской пехоты на борту совершил более 20 дальних походов продолжительностью 6-8 месяцев.
С 1991 г. по 1994 г. корабль находился в консервации в Одессе. В ходе раздела флота был переподчинен командованию 30-й дивизии надводных кораблей ЧФ РФ.
В августе 2000 г. БДК в составе отряда боевых кораблей Черноморского флота выполнял задачу по перевозке за четыре рейса вооружения и техники контингента Группы российских войск в Закавказье из района Батуми в район Новороссийска.
В 2003 году корабль был переименован в "Саратов".
БДК "Саратов" входил в состав 197-й бригады десантных кораблей ЧФ.
В феврале-марте 2022 г. БДК "Саратов" участвовал в специальной военной операции, проводимой Росийской Федерацией на территории Украины.
Утром 24.03.2022 г. БДК "Саратов", находившийся у причальной стенки порта Бердянск на разгрузке в составе группы БДК, был поврежден пожаром и сопутствующими ему взрывами в результате неосторожного обращения с огнем. Получив повреждения корпуса, корабль утонул, к счастью, никто не погиб. Источник

Справа налево: СКР "Ладный", БДК "Саратов", БДК "Николай Фильченков", БДК "Ямал" (?),



Рядом с БДК "Саратов" "припаркован " аналогичный БДК "Николай Фильченков" (бортовой номер 152). БДК производства калининградского ССЗ "Янтарь" вступил в строй в 1975 году.
Первоначально входил в состав 39-й дивизии морских десантных сил. При несении боевых служб в зоне военных конфликтов на Ближнем Востоке БДК неоднократно выполнял задачи оказания интернациональной помощи, базировался в портах Анголы. В ходе раздела Черноморского флота корабль вошел в 30-ю дивизию надводных кораблей.
В августе 2000 г. БДК "Николай Фильченков" вместе с БДК "Саратов" выполнял задачу по перевозке войск из района Батуми под Новороссийск.
В 2005 г. БДК "Николай Фильченков" произвел высадку морского десанта на полигон в районе горы Опук (142 человека и 28 единиц техники), чем спровоцировал политический скандал между Украиной и Российской Федерацией.
В настоящее время большой десантный корабль "Николай Фильченков" входит в состав 197-й бригады десантных кораблей ЧФ РФ. Источник

На фотографиях хорошо видно хорошо доминирующее над стоянкой кораблей зернохранилище грузового терминала "Авлита". Емкость зернохранилища - 170 тыс. тонн единовременного хранения.
Комплекс зданий и сооружений ЗАО СК «Авлита», а также ОАО «Морской индустриальный комплекс», расположены в Доковой бухте (устье балки Панаиотова) и являются собственностью Рината Ахметова. Жемчужиной комплекса является самый большой Николаевский (Северный) сухой док в Севастополе размерами 290×36×11 м. Основная специализация грузового терминала: зерно и металлопрокат (ЗАО СК «Авлита»). Перевалка металлопроката, а также насыпных грузов (зерна) может осуществляется по прямому варианту «вагон - борт судна».

Большой противолодочный корабль "Керчь" у причала № 13 21-ой бригады надводных кораблей 30-ой дивизии. Во времена СССР здесь не хватало места, а сейчас свободненько.



Большой противолодочный корабль "Керчь" пр. 1134Б был заложен в апреле 1971 г. на заводе имени 61 коммунара в Николаеве и в 1975 г. включен в состав КЧФ. Всего по пр.1134Б было построено 7 кораблей, 4 из которых служили на Черноморском флоте.

ТТД БПК "Керчь":
Водоизмещение: 8565 т.
Размеры: длина - 173,4 м.
Скорость полного хода: 32 узла
Дальность плавания: 5200 миль при 20 узлах.
Силовая установка: газотурбинная, 92000 л.с., 2 винта
Вооружение: 2х4 ПУ ПЛРК "Метель", 2 ПУ ЗРК "Шторм", 2 ПУ ЗРК "Оса-М", 2х2 76-мм артустановки АК-726, 4х6 30-мм артустановки АК-630, 2х5 533-мм торпедных аппарата ПТА-53, 2х12 РБУ-6000, 2х6 РБУ-1000, 1 вертолет Ка-25ПЛ.
Экипаж: 380 человек.

После вывода из состава флота ПЛК "Москва" с 27.04.1994 г. и до момента вступления в строй из ремонта РКР "Москва" 12.06.1997 г. БПК  "Керчь" являлся флагманом Черноморского флота.
Корабль находился в составе 11-й бригады противолодочных кораблей 30-й дивизии надводных кораблей Черноморского флота. Всего за время нахождения в составе сил постоянной готовности "Керчь" прошла более 180000 морских миль. Источник

С июня по ноябрь 2014 года корабль проходил восстановительный ремонт, после которого должен был сменить РКР «Москва» на посту флагмана ЧФ. Во время ремонта, 4 ноября 2014 года, на БПК «Керчь» произошло возгорание в районе кормового машинного отделения. Пожар повредил ряд кормовых отсеков. По результатам работы комиссии, расследовавшей происшествие, принято решение о списании и утилизации корабля в 2015 году. Позднее утилизация БПК «Керчь» была временно отложена с его переводом в резерв в качестве корабля подготовки плавсостава и плавучего штаба ЧФ. Решением начальника Генерального штаба 18 августа 2015 года БПК «Керчь» выведен из боевого состава Черноморского флота и помещен в разряд военного имущества, с последующим расположением в нём военного музея Черноморского флота. В ноябре 2016 года появилась информация о том, что маршевые двигатели БПК «Керчь» планируют переставить на другой корабль Черноморского флота - СКР «Ладный». 24 апреля 2020 года «Керчь» - последний БПК проекта 1134Б - отправился на судоразделку в Инкерман, прослужив в общей сложности 45 лет. Источник

На горизонте появляется ракетный крейсер "Москва". А наш катер только что прошел через место гибели линкора "Императрица Мария"



Носителями новых сверхзвуковых крылатых противокорабельных ракет П-500, среди прочих, должны были стать новые ракетные крейсера, способные применить в одном залпе 16 ракет, что по боевой эффективности в четыре раза превосходило возможности существующих к середине 1970-х годов ракетных крейсеров.
Головной ракетный крейсер серии из шести первых в СССР крейсеров с газотурбинными установками проекта 1164 под кодовым названием "Атлант" был заложен на стапеле Николаевского судостроительного завода им. 61 коммунара 4 ноября 1976 г. Корабль, получивший имя "Слава", был спущен на воду 27 июля 1979 г., через год произошло заселение экипажа, вступил в строй в конце 1982 года, а в феврале следующего года включен в состав ЧФ СССР.

Ракетный крейсер "Москва" ("Слава") у причала № 12 11-ой бригады надводных кораблей 30-ой дивизии. Видите за "Москвой" торчит странная труба с крестом? К ней мы еще вернемся.



ТТД РК "Москва" ("Слава"):
Водоизмещение: 11280 т.
Размеры: длина - 186 м, ширина - 20,8 м, осадка - 6,28 м.
Скорость полного хода: 32,5 узла.
Дальность плавания: 8070 миль при 18 узлах, 2500 миль при 30 узлах, 2200 миль при 32,5 узлах.
Силовая установка: газотурбинная, 2х71000 л.с., 2 вала.
Вооружение: 8х2 пусковых установок комплекса "Вулкан" (16 ракет П-1000), 8 пусковых установок Б-204 зенитно-ракетного комплекса "Форт" (боекомплект 64 зенитных ракеты 5В55РМ), 2x2 пусковых установки ЗИФ-122 зенитно-ракетного комплекса "Оса-М" (боекомплект 48 зенитных ракет 9М33), 1x2 130-мм артустановка AK-130 (боекомплект 600 выстр.), 6 6-ствольных 30-мм артустановок АК-630 (боекомплект 48000 выстр.), 2x5 533-мм торпедных аппарата (боекомплект 10 торпед СЭТ-65), 2x12 реактивные бомбометные установки РБУ-6000 (боекомплект 144 реактивных глубинных бомб РГБ-60), 1 противолодочный вертолет Ка-27ПЛ (или поисково-спасательный Ка-27ПС).
Экипаж: 485 чел.

Ракетный крейсер "Москва". На дальнем плане предположительно СКР "Пытливый"



Корабль попал в 150-ю БРНК, где он до 1990 г. представлял главную ударную силу Краснознаменного ЧФ. В 1990 г. "Славу" поставили на стапеля Николаевского завода для частичной модернизации, затянувшейся вместо 8 месяцев на 8 лет. В 1995 г. крейсер получил новое имя - "Москва". В 1999 г. "Москва" наконец покинула Николаев. В апреле 2000 г. впервые за 10 лет "Москва" вышла в море для проверки ходовых механизмов. После проверки оружия, в ноябре крейсер вошел в состав сил постоянной готовности.
ГРКР "Москва" с сентября 2015 г. по январь 2016 г. выполнял задачи боевой службы в восточной части Средиземного моря по противовоздушному прикрытию с морского направления авиабазы российских Воздушно-космических сил в Хмеймим (Сирия).
Всего на счету корабля 19 боевых служб, в том числе в Атлантическом, Тихом и Индийском океанах.
Корабль находился в составе 30-й дивизии надводных кораблей Черноморского флота РФ.
В феврале-апреле 2022 г. крейсер участвовал в специальной военной операции, проводимой Росийской Федерацией на территории Украины. Вечером 13.04.2022 г. гвардейский ракетный крейсер Черноморского флота "Москва", находящийся в море южнее Одессы, получил серьезные повреждения в результате детонации боезапаса, произошедшей из-за пожара от не потушенного окурка. 14.04.2022 г. при буксировке в Севастополь из-за образовавшейся течи крейсер утонул. К счастью, по данным Министерства обороны РФ, экипаж был спасен кроме одного человека. Источник

Кто же у нас прятался за ракетным крейсером "Москва"? Вот он красавчик - выводится портовым буксиром из Севастопольской бухты. Это новенький балкер "CLIO" IMO 9297931. Балкер имеет длину 225 м, ширину 32 м, водоизмещение 73691 т и может принимать более 40 тыс. т груза. Построен в 2005 году на верфи в Шанхае. Принадлежит Греции. Ныне балкер сменил имя на "HARVEST" и ходит под флагом Маршалловых островов.

Балкер "CLIO" IMO 9297931 идет на выход из Севастопольской бухты



Примечательно, что балкер идет на выход из Севастопольской бухты, но находится несколько ближе к ее началу чем порт "Авлита" в Доковой бухте, где обычно такие суда грузят металлопрокатом и зерном. Откуда он следует?

А наш катер тем временем подходит к так называемой Аполлоновке - пирсу № 46 "Аполлоновая".  На пирсе поджидает ЗИЛ-130, а за ним виднеется акведук того самого Лазаревского (Докового) водопровода с Инкерманским акведуком которого мы с вами уже познакомились в Шампанах. В этом месте акведук пересекает устье Аполлоновой балки, получившей свое имя от полковника Аполлона Гальберга, в чьем ведении в конце 80-х - начале 90-х гг. XVIII в. находились построенные в балке провиантский склад сухопутного ведомства, небольшая батарея № 5, склад боеприпасов и караульный дом.

Аполлоновка



Аполлонова балка - это беспорядочное скопление маленьких домиков с уютными двориками в сетке узких улочек и недоступных для машин переулков. Остатки акведука, вытянутого вдоль железной дороги, напоминают древнеримские сооружения, а не строение 19 века. Сохранилось 9 пролетов длиной по 5 метров. Все пролеты, кроме центрального, заложены и используются как хозяйственные помещения, немало здесь и самовольных пристроек. Все это не служит украшением акведука в Аполлоновой балке, являющегося памятником архитектуры республиканского значения. В скромном домике на одной из таких живописных улиц Аполлоновой балки в 1894 г. родился И.Д. Папанин, с именем которого связана целая эпоха в советском исследовании Арктики. Здесь он жил до 1915 г. Источник: Викимапия

"Аполлоновка"



Наш катер отправляется дальше своим маршрутом к Графской пристани. На этом пока все. Продолжение следует.

Дзен-репортаж здесь...

Крым, Флот, Севастополь, Черноморский флот

Previous post Next post
Up