Сегодня, когда все прогрессивное человечество отмечает День специалиста по ядерному обеспечению или День 12-го Главного управления МО РФ мы с вами отправимся на Базу хранения и обслуживая ядерных боеприпасов 52-ой ракетной дивизии в/ч 54231 или на дивизионную РТБ (ремонтно-техническая база), как говорят специалисты. Традиционно под аббревиатурой РТБ скрывались войсковые части по работе со специзделиями, а их специалистов на жаргоне военных называли "головастиками". Они никогда не подчинялись обеспечиваемым ими частям, а имели прямое подчинение 12-му ГУ МО.
Ранее у нас была возможность познакомиться с полковыми РТБ на БСП-22 52-ой ракетной дивизии и БСП-22 - 42-ой ракетной дивизии (смотрите ссылки в конце). Сейчас мы осмотрим более крупный объект дивизионного уровня. По мере своего развития и перевооружении дивизии с ракет Р-16 на УР-100, а затем и на боевые железнодорожные ракетные комплексы (БЖРК) эта площадка не раз подвергалась соответствующей модернизации.
В первую очередь это было связано с тем, что при переходе на УР-100 и раздельные старты надобность в складском хранении большого количества боеголовок ракет первого залпа отпала. Тем не менее до момента расформирования дивизии 1 декабря 2002 года эта РТБ выполняла свои функции в ее составе, а затем в составе 1328-ой базы хранения и перегрузки элементов БЖРК (в/ч 12264) до 1 сентября 2007 года. После окончательного завершения истории РВСН на территории 6-ой технической площадки обосновались склады техники и РАВ выведенной из Германии 385-ой артиллерийской бригады (в/ч 32755), оставившие свой след в виде различных артефактов. С уходом артиллеристов здания и сооружения были окончательно разграблены и частично проданы в частную собственность, однако земли остались за МО РФ.
По заброшенной бетонке мы в который уже раз устремляемся на встречу приключениям и новым открытиям в самое сердце позиционного района бывшей 52-ой ракетной дивизии.
Главный въезд на площадку по прежнему охраняется и ворота закрыты. Но нас пропускают во внутрь периметра.
Это фото сделано годом ранее когда нам удалось осмотреть значительную часть Технической ракетной базы (ТРБ) дивизии. Ссылка на репортаж будет в конце. Однако, на святая-святых - РТБ мы в том году только облизнулись. Не хватило времени и стало темно. Сейчас есть шанс восполнить этот недостаток.
Территория РТБ находится внутри площадки ТРБ и всегда огорожена отдельным периметром заграждений с охраной. Вход и въезд организован через еще одно КПП рядом с караульным помещением (7). Интересно, что здесь нет традиционной башенки огневой точки на покрытии караульного помещения, зато она есть на боксе (8) по другую сторону въездной бетонки.
Испросив разрешения на посещение у нового хозяина РТБ мы смело мимо караульного помещения въезжаем на когда-то строго охраняемую территорию.
Рядом с караульным помещением сохранилась облупленная стела на которой по традиции отмечалась история этой секретной воинской части. Ныне там уже ничего не разобрать, даже года основания части. Скорее всего ее забелили артиллеристы.
С погодой нам и в этот раз не повезло. Свернув налево мы юркаем от дождя в автомобильный бокс (10) чтобы осмотреться и прикинуть план работы. Смотреть здесь много, но не кстати пошедший дождь заливает объектив фотокамеры.
Схема РТБ 52-ой ракетной дивизии
Экспликация к схеме РТБ 52-ой ракетной дивизии:
1-2. Полузаглубленные однотипные сооружения арочной конструкции в которых происходило обслуживание специзделий
3. Хранилище ядерных боеголовок
4. Учебный корпус с возможностями хранения и обслуживания специзделий
5. Хранилище 404
6. Наблюдательная башня с огневой точкой
7. Караульное помещение
8-10.Боксы для техники
Нумерация объектов в тексте дана в круглых скобках.
Периметр площадки РТБ огорожен проволочным заграждением с наблюдательными вышками и огневыми точками с внутренней стороны. Восточнее площадки РТБ виднеется зона хранения и заправки компонентами ракетного топлива.
Мы удачно спрятались от дождя в автомобильном боксе (10). Здесь относительно светло и сухо. Интересно, что въездные ворота разного размера и явно рассчитаны на хранение спецтехники
Сейчас здесь складируются дрова
Пока Белка обтекает от воды - осмотримся
Сооружение достаточно прочное и может использоваться по первоначальному назначению
Я думаю, что эти стенды отличников караульной службы остались явно не от ракетчиков, а от артиллеристов
Попробуем пройти в два дальних помещения куда ведут черные дверные проемы
Внутри темно и пусто
Во втором помещении хранятся какие-то бочки с остатками ГСМ. Можно предположить, что во времена функционирования РТБ здесь были склады запчастей к спецтехнике, связанной с транспортировкой и монтажом боеголовок
Робко выглядываем из ворот бокса наружу. Дождь все никак не прекращается. Перед нами бокс (8) с закрытыми воротами и караульной башенкой на покрытии. Похоже доступа туда нет, но мы и не особо старались попасть вовнутрь. Нас ожидало кое-что более интересное.
Еще один вид на бокс (8). Справа выглядывает краешек бокса (9), а на дальнем плане сооружение 75 и 75А (склады ОПО, РМ и оборудования) расположенное за пределами периметра РТБ
Еще один взгляд на сооружение - бокс (8) с другого ракурса. По его трем фасадам можно понять, что этот бокс был приспособлен скорее всего для складского хранения и скорее всего еще и использовался как пункт технического контроля на выезде за пределы РТБ.
Бокс с оригинальным номером 405 (номер 9 на схеме) судя по воротам также связан с ремонтом и обслуживанием автотранспортной техники. С восточной стороны к нему пристроен небольшой двухэтажный административный объем в котором наверняка располагался заведующий всем этим автохозяйством.
Выдранные "филенки" ворот говорят нам о том, что сооружение кто-то пытался нелегально вскрыть
После того как мы осмотрелись и освоились в зоне боксов настала пора отправляться к хранилищам ядерных боеприпасов.
С северной стороны, с подъездной бетонки панорама на них открывается следующим образом. Слева хранилище (2). На дальнем плане выглядывает портал хранилища (3). Между ними когда достаточно большая площадь была выложена бетонными плитами и на них также стояла спецтехника. Ныне плиты украдены а в ямах уже растут камыши
Когда-то это был главный проезд на площадку между хранилищами специзделий. Ныне бетонные плиты в основном сняты. Слева хранилище (3), справа учебный корпус (4). Между ними виднеется башня (6), а на дальнем плане просматриваются два корпуса хранилища 404 (5)
Хранилище (1) и учебный корпус (4) на дальнем плане
Этот же вид немного с другого ракурса
Под ногами вместо бетонных плит валяются камни и огнеупорный кирпич с клеймом "К ТКЗ". Интересно, какой кирпичный завод на букву Т произвел этот кирпич?
Отправляемся к сооружению номер 1
Вокруг него воткнуты громоотводы. Вероятно потому, что в поздний период в нем хранили обычные боеприпасы артиллеристы или остались в наследство от стратегов.
К сожалению, ворота оказались закрыты на замок
Дак ведь и вправду закрыты
Вид на сооружение (1) с юга, со второго этажа учебного корпуса (4). На дальнем за деревьями просматривается караульное помещение
За год до нашего визита нам повезло больше. Мы застали новых хозяев сооружения и смогли осмотреть его изнутри. Перенесемся на год назад и пройдем через распахнутую створку ворот вовнутрь
В обширном тамбуре чистенько. Внутренние ворота срезаны. Отсутствие каких-либо намеков на тяжелый затвор говорит нам о том, что в этом сооружении происходило не постоянное хранение ядерных боеголовок, а лишь их регламентное обслуживание
Первый зал где все и происходило. Как видно, сооружение полузаглубленного типа с арочной конструкцией сборного из типовых железо-бетонных конструкций свода. Сейчас оно используется для каких-то хозяйственных целей. Примерно пополам сооружение разделяет поперечная стена за которой прячутся различные мелкие помещения и агрегатные.
Подойдем ближе к дверям и войдем в одну из них. Вверху виднеются отверстия от срезанных шиберов вентиляции
В некоторых помещения достаточно светло, но, к сожалению, пусто. Все оборудование давно демонтировано
На сопровождает красивый собакен
Проходим еще дальше по коридору и оборачиваемся. Пандус говорит нам о том, что части специзделий перевозили на тележках для обслуживания и поверки в отдельных помещениях на стендах
Поднимаемся на второй этаж по металлическому трапу. Центральный коридор
Приемы сопряжения вертикальных стен и арочных железобетонных конструкций. Кстати, они изготавливались на расположенном по близости заводе ЖБК. Сейчас от него ничего не осталось, а я помню его еще работающим. Через него был нелегальный выезд с закрытой территории ЗАТО на Сибирский тракт
Тут даже какая-то звукоизоляция присутствует на потолке
Вновь проходим мимо трапа по которому мы сюда поднялись, но не торопимся спускаться вниз
Мы находимся в помещении 21 вытяжной венткамеры. На стене табличка с различными режимами работы
Остатки какого-то вентилятора
Шибер вытяжки под потолком с клапанной коробкой. Справа трапик наверх к запасному выходу?
В некоторых помещения еще сохранилась оригинальная документация РТБ (в/ч 54231). Перед нами традиционная опись материальных средств находящихся в помещении № 2 в количестве 1 (одного) огнетушителя. За него 2 апреля 2001 года отвечал начальник группы - майор Потемкин.
А это опись материалных средств находящихся в комнате № 15. Здесь будет побогаче: 4 сейфа, стол, стул, табурет, доска документации, зеркало, огнетушитель. 12 ноября 1999 года за вверенное имущество отвечала служащая РА Медведева. Наверное поэтому среди имущества числится зеркало.
Все, выходим на улицу и напоследок осматриваем выставленные в ряд при входе в хранилище тубусы от танковых выстрелов - наследство от складов РАВ. Маркировка на них говорит нам, что это выстрелы Ж-52 к 125-мм орудию Д-81 танка Т-72. Индекс 46-91-Т и 162-85-К это номер партии и год изготовления. Что значит буква в индексе - не знаю. Равно как и нижние индексы 94-93-100 и 39-86-66.
На этом пока все, продолжение следует.
Предыдущие репортажи по теме были здесь:
1.
МИК и РТБ БСП-22 52-ой РД2.
РТБ БСП-22 42-ой РД3.
ТРБ 52-ой РД Дзен-репортаж здесь