От Рузвая до Кеврона. Локализация боя у Джавайского ущелья на Таджико-Афганской границе

Jul 12, 2021 22:19

Переночевав в "Русском доме" на памирской даче "Чорчаман" Основателя мира и лидера нации Эмомоли Рахмона часам к 11 дня я был отловлен и любезно препровожден к воротам службой безопасности с извинениями, что к нам летит с визитом на пару часов Председатель Европейского совета Дональд Туск, приходи ближе к вечеру. Но я решил не злоупотреблять гостеприимством добрых людей и отправился дальше через Калаи-Хумб к Хорогу.
Дарваз в целом произвел на меня впечатление почти курортной Швейцарии, если не обращать внимание на разбиты в хлам асфальт. К сожалению, расставленные вдоль обочины шоссе по случаю визита должностных лиц, пограничники с милиционерами не давали мне останавливаться и фотографировать. Их за сутки до этого собирали грузовиками со всех окрестных застав и населенных пунктов вдоль границы и сейчас, образовав "почетный караул" по дороге от аэропорта через Калай-Хумб к "Чорчаман", они маялись от безделья.

Вид на Пяндж и Джавайское ущелье Афганистана с подъема на перевал Кеврон к древнему городу Карон



Таким образом первая остановка была на выезде из кишлака Рузвай где я озаботился внеплановой программой. Еще в Перми я наметил какие крепости Памира мне надо посмотреть и нанес их на карту. Но в "Чорчамане" владелец/администратор дачи под кодовым названием "Рекреационный центр" настаивал, что я просто обязан посмотреть древний город Карон с ипподромом и зороастрийскими храмами. Ничего подобного я не слышал, а качество и скорость Инета не позволяли навести какие-либо достоверные справки. Из путанного объяснения стало понятно, что упомянутый город находится у кишлака Кеврон. Ориентир - пост ГАИ ввиде вагончика не облегчал, а только запутывал ситуацию. Созвучно, не правда ли: Карон и Кеврон? Вот и милиционеры из оцепления послали меня в кишлак Кеврон, типа там, за постом ГАИ ищи.
В итоге получилось как получилось.

Схема участка Рузвай-Кеврон с показанным древним городом Карон лежащем в седловине на перевале Кеврон. Пяндж течет в этом месте петляя, но сохраняя общее направление с востока на запад. Наш берег правый, афганский - левый. Космосъемка Wikimapia



Сначала я проскочил около 8 километров от кишлака Рузвай до кишлака Кеврон лишь за тем, чтобы узнать, что Карон находится на горе между ними и попасть туда можно только по сильно венчурному серпантину из кишлака Рузвай. Чертыхнувшись вернулся обратно и по действительно стремному серпантину (первая подготовка к "Дороге смерти") каким-то чудом заехал на Карон. В течении трех часов подивился на это странное место, благополучно спустился вниз к Пянджу и опять проследовал к кишлаку Кеврон и далее на Хорог.
Вновь я появился в этом месте спустя месяц по дороге из Хорога в Душанбе в четвертый раз проехав ничем вроде бы не примечательный отрезок Памирского тракта между кишлаками Рузвай и Кеврон. Однако, какое-то шестое чувство заставило меня отснять эту дорогу с разных ракурсов во время метания туда-сюда и даже в последний раз остановиться на поздний завтрак или ранний обед под скалой.
Как оказалось не зря. Разбирая историю 90-х годов прошлого века я узнал о бое попавших в засаду боевиков российских пограничников как раз в этом месте. Этот эпизод известен как бой у Джавайского ущелья 8 сентября 1994 года (по другим сведениям 5 сентября)  .
В отличии от афганских событий, бои по эту сторону границы не имеют дотошного разбора, графической реконструкции и описания в открытых источниках. И это при несравненно лучшем визуальном обеспечении. Скупые строки описания боя из двух источников в жанре "воспоминания" (см. в конце) позволили только более менее привязать место в нескольких вариантах и проиллюстрировать его современными фотографиями. В результате вопросов на которые без очевидцев вряд ли будут даны верные ответы стало еще больше. К ним мы вернемся чуть позже. А пока посмотрим на этот участок с разных ракурсов и с изрядной долей занудства. Фотографии сгруппированы не в хронологическом порядке съемки, а по ходу движения вверх по течению Пянджа от Рузвая до Кеврона.

Итак, проскочив кишлак Рузвай и свороток на Карон я делаю первый кадр на излучину Пянджа с выступающим с правого берега скалистым мысом. Он с этой точки у нас слева практически теряется на фоне хребта афганского берега. Справа видно уходящее в глубь Афганистана на 50 км Джавайское ущелье - извечный источник беспокойства на этом участке Памирского тракта. Так в октябре-ноябре 1982 года в боях в верховьях ущелья погибло 5 советских солдат, экипаж вертолета Ми-8 и майор Николай Юдин...

Впереди на дороге виден куст и характерные скалы за ним между дорогой и Пянджем. Для нас это будет важным ориентиром.



На Викимапии есть вот такая фотография, сделанная на выезде из кишлака Рузвай. она хорошо корреспондируется с моими фото и позволяет визуально представить расстояние от окраины кишлака до приметных скал. Фото не датировано. Предположительно сделано либо до, либо сразу после развала СССР. Столбики и стальной отбойник еще не утилизированы местным населением



Пяндж в этом месте делает большую петлю, огибая скалистый мыс в основании которого в седловине расположен древний город Карон, чьи недавно раскопанные сооружения видны на космосъемке Яндекс. На старых советских картах в этом месте показан перевал Кеврон, доступный с апреля по октябрь и призванный сократить путь (сомнительное удовольствие). Вполне возможно, что если исхитрится, то можно и сейчас пересечь основание мыса пешком, но гораздо проще объехать или обойти его по берегу Пянджа. Высота максимальной точки мыса 1652 м над уровнем моря или чуть менее 400 м от уреза воды Пянджа.
С юга, со стороны Афганистана, прямо к кончику мыса открывается узкое Джавайское ущелье с одноименной рекой, создающее удобное для нелегальной переправы через границу место. Переправа напротив устья ущелья не просматривается со стороны Кеврона и Рузвая. И хотя течение Пянджа здесь достаточно быстрое, после поворота оно резко теряет свою силу, выходит на широкий плес с отмелями и пологим правым берегом. Говорят при изрядной доле сноровки переправа на лодке или камере занимает здесь три минуты, хотя верится в это с трудом.



Через 300 метров останавливаюсь у аншлага с семью флагами Таджикистана. За аншлагом с надписью типа "Единство наших национальностей" приметный шарообразный куст. Он здесь один и хорошо виден на космосъемке. Вдалеке правее куста виднеется спускающаяся вниз крутая балка с осыпью, почти расселина, в основании которой я остановился передохнуть месяц спустя. При изрядной доле сноровки по ней можно подняться наверх и через на макушку мыса проследовать к  развалинам Карона.



На следующем фрагменте космосъемки Яндекс хорошо видны куст и далее три разноразмерные скалы между Пянджем и дорогой. Хребет на мысу отбрасывает густую тень на спускающуюся к Пянджу балку. Напротив ее устья - два островка. На склоне с осыпями виден чахлый серпантин от кишлака Рузвай к развалинам Карона.
Если вы боитесь высоты и не уверенно чувствуете себя на горной дороге туда лучше не ехать. Пройти восточный (нижний) поворот серпантина в один прием не получится, ограждений нет, это просто выкопанная бульдозером поперек осыпи извилистая "полка" шириной чуть более его ножа.



Вид на аншлаг и уходящее вглубь Афганистана Джавайское ущелье. Интересно, что афганский кишлак Хугаз спрятан в глубине ущелья в двух километрах от берега Пянджа. При первом взгляде эта местность кажется не населенной даже при наличии дороги на противоположном берегу Пянджа. Типичная средневековая фишка - не высовываться.



Собственно уже на этой фотографии видно какую ошибку я допустил, поленившись дойти до второго аншлага на заднем плане и посмотреть что на нем написано. В результате - пустые метания туда-сюда, потеря времени и перепробег почти в 20 километров при определенном дефиците бензина.

Еще один фрагмент космосъемки Яндекс с отмеченными основными ориентирами



Если бы я обошел второй аншлаг, то увидел бы надпись "Исторический город Карон". Табличка поставлена верно, но достаточно бесполезно. Город вверху на горе и попасть туда можно только свернув с тракта в густую застройку кишлака Рузвай и выйдя затем на серпантин. Вот на нужном своротке как раз указателя я и не увидел.



Зато на афганском берегу просматривается характерный мысовидный выступ на котором как минимум могла располагаться укрепленная усадьбы. Вроде как там что-то даже упоминалось, но не помню где. Городок современных афганских пограничников прячется как раз за этим выразительным мысом.



На фото вид вниз по течению Пянджа от аншлагов. В зелени по правому берегу прячется кишлак Рузвай со своротком на серпантин к Карону. Серпантин проходит вверху по осыпи за кадром. На дальнем плане Дарвазский хребет с перевалом Хабурабад



Все-таки серпантин даже если знаешь где он отсюда толком не разглядишь



Вот так выглядит первый поворот при подъеме по серпантину к Карону. На подъем проходится в два приема,обратно в один. На дальнем плане кишлак Рузвай и мост Международного автомобильного пункта пропуска (МАПП) "Дарвоз".



Если с этой точки посмотреть вверх по течению Пянджа то получится замечательный вид на излучину Пянджа, идущие по обоим берегам ленты шоссе и даже можно заглянуть внутрь Джавайского ущелья



Короткое видео с этой точки

image Click to view



Вид вниз по Пянджу в сторону моста МАПП "Дарвоз". Хорошо виден кишлак Рузвай и серпантин к древнему городу Карон откуда я и сделал этот кадр. Я нахожусь примерно над вышеупоминаемыми скалами и аншлагами. Как не трудно понять, из-за особенностей рельефа вести огонь отсюда вниз по дороге у скал и аншлагов практически невозможно. Удобен для обстрела нашей дороги только противоположный афганский берег.



На афганском берегу по шоссе гоняют пикапы с пулеметами в кузове. Расстояние до них отсюда порядка 650 метров без учета превышения на 350 метров.



Еще раз глянем на излучину Пянджа и устье Джавайского ущелья уже на спуске с Карона. Солнце за три часа изменило свое положение на небосклоне и скалистый мыс стал лучше виден на фоне более темного афганского берега. Справа изгиб дороги, где предыдущим кадром был зафиксирован джип. У подножия мыса видна небольшая площадка в устье балки с осыпью (по ней можно подняться наверх). Чуть дальше на фоне еще одного куста просматривается вагончик поста ГАИ, выставляемого по большим праздникам. Когда я первый раз проезжал мимо, там кто-то подавал признаки жизни, через час уже никого не было.



Запомним этот кадр, он нам еще пригодиться.
А теперь спустимся вниз и продолжим виртуальное движение по Памирскому тракту вверх к кишлаку Кеврон. Эту серию кадров я сделал месяц спустя при следовании в обратном направлении. Тогда почему-то я решил остановиться в устье означенной выше балки и перекусить.
Ровная на первый взгляд площадка оказалась усыпанной камнями и ямами. Так что разворачиваться на ней надо было осторожно. При парковке машину поставил капотом вверх по течению Пянджа. На фото видно, что подъем наверх для устройства засады здесь возможен, если бы конечно наверху не было временного пограничного поста на тот период ( как потом уточнили участники боя, поста там не было на самом деле).



Вид с шоссе напротив места дневки на противоположный берег. Обратите внимание, афганская дорога здесь карабкаясь на скалу проходит выше нашей, а песчаные заводи и отмели на нашем берегу облегчают выход на берег при переправе



Вид от места моей дневки вниз по течению. Слева направо: кишлак Рузвай, склон с серпантином к Карону, куст с аншлагами, три скалы между шоссе и Пянджем. Этот участок дороги и место моей дневки великолепно просматриваются с шоссе после выезда из кишлака Рузвай.



Три скалы укрупненно. Здесь не принято отбойниками ограничивать шоссе, они ведь портят машину при наезде. Но на обочине можно заметить какой-то странный столбик, похожий на отбойник. Может быть им отмечено место какого-то печального события?



К сожалению, самый кончик скалистого мыса напротив устья Джавайского ущелья я не снял. Но вот обогнув его сделал с десяток кадров по дороге к Кеврону. Как можно заметить, сразу после поворота вид на кишлак Кеврон, скрытый двумя мысами не открывается. А это значит, что устье Джавайского ущелья и то, что происходит перед ним на нашем берегу скрыто от наблюдателей.



Это еще раз доказывает удобство переправы в этом месте, за исключением конечно быстрого течения и высокого берега. Не случайно, после известных событий на кончике мыса развернули стационарный пограничный пост с опорным пунктом. Остатки этого пограничного поста я видел проезжая мимо, но не придал им значение, приняв за какую-то заброшенную шиномонтажку. На момент же известных событий вверху на небольшом  скошенном плато, практически напротив устья Джавайского ущелья иногда выставлялся временный пограничный пост, но в тот день его не было.

Вид на временный пограничный пост (скала с пещеркой посереди маленького плато) с наиболее возвышенного "хребта" мыса. На дальнем плане устье Джавайского ущелья. Вниз уходит расселина к месту моей дневки. За моей спиной древний город Карон.



Вид на кончик мыса со стороны Кеврона. Справа видна скала у которой сделан предыдущий кадр с Нивой. Дорога заметно поднимается вверх по мере приближения к устью Джавайского ущелья, не видного с этой точки. Над ней временный пограничный пост. В небе кружит вертолет с швейцарскими регистрационными номерами. Про него отдельный пост был здесь.



Левобережную афганскую часть Дарваза в основном населяют сунниты, что делает этот район более "хиджабным" и фундаменталистско-ортодоксальным. Женщины-суннитки на том берегу закрывают лица, в отличии от шииток-исмаилиток. Эти кадры через речку я сделал где-то в районе Джавайского ущелья.



Две женщины с осликом поднимаются по дороге, а им на встречу летит что-то похожее на Тойоту Корролу 1980-х годов



Интересно наблюдать с безопасного расстояния за своеобразной жизнью на том берегу



Еще один ракурс с Памирского тракта. Одна линия ЛЭП переброшена напрямую через перевал Кеврон, а вторая традиционно идет вдоль дороги.  Интересно, какая из них рабочая?



Протянув чуть дальше еще раз останавливаюсь. Вид вверх по течению в сторону Кеврона



Остановился в этом месте потому что увидел прекрасный песчаный пляж. Интересно, почему нет отдыхающих? Где вы еще найдете такие чудесные чистейшие и мягкие пески? На дальнем плане несколько домиков хуторской застройки, в створе долины выглядывает кишлак Кеврон



Вид на это же место сверху, с седловины мыса, в основании которого расположен древний город Карон. Видите пятнышко пляжа и несколько домиков рядом?



Это же место укрупненно. Хорошо просматривается кишлак Кеврон на дальнем плане, пляж и несколько домиков "хуторской" застройки. На переднем плане огневая точка или НП, выложенная из дикого камня.



Как ясно из этого снимка держать проходящую по нашему берегу дорогу под огнем сверху можно только в случае наличия спускающейся вниз балки, да и то только в ее узком секторе.



Вид с тракта на седловину в основании мыса где расположены основные сооружения древнего города Карон и перевал Кеврон на тропе. По всей видимости этим маршрутом мало кто пользуется.



Едем дальше. Остановка у следующего мыса



Соседняя афганская территория кажется более благоприятной и возделанной






Последний поворот и мы останавливаемся перед въездом в кишлак Кеврон. О его заставе, расположенной на противоположном конце, я расскажу в следующий раз, а пока я лишь проехал примерно до его середины и встретив местных жителей поинтересовался - где тут у них древний город Карон?



Местные жители немало удивились и указали мне вон на ту седловину, объяснив, что заезд туда со стороны Рузвая.



Тяжело вздохнув, я отправился в обратный путь, но благодаря лихорадочным и непроизводительным метаниям туда-сюда удалось собрать кое-какой визуальный материал, чтобы наложить на него один из боевых эпизодов 1994 года.
В тот период времени все угрозы, исходившие со стороны Афганистана, были связанны с несколькими ущельями, выходившими к границе из глубины страны. Прежде всего, речь шла о Джавайском ущелье. По ним боевики таджикской оппозиции стремились перебросить к Государственной границе как можно больше живой силы, оружия, боеприпасов, и снаряжения. После переправы на таджикский берег, это всё через перевалы уходило в Тавильдару и Гарм, в зону боевых действий с правительственными войсками.

У нас в распоряжении есть два отчасти противоречивых упоминания о нем. А.А.Володин в своей "Исповеди интернационального комбата" пишет следующее:
Пятого сентября (на самом деле 8-го, прим. мой), уже к вечеру, с Калай-Хумба доложили, по оперативной информации в районе Джавайского ущелья проходит крупная переправа, и резерв комендатуры (Калаи-Хумб. Прим. мой), поднявшись по команде «Тревога», выдвинулся в данный район. А вскоре пришла весть, что подбит БТР, водитель которого сержант контрактной службы Евгений Доровских погиб, наводчик сержант Рыбин получил легкие осколочные ранения.
Петр Слющенков, который возглавлял группу, потом рассказывал, что выехали из-за поворота к Джаваю, как обнаружили прямо на дороге большую группу боевиков. И сразу же последовал выстрел из гранатомета; водителю снесло половину головы, а пулеметчик, несмотря на то, что в него прилетели мелкие осколки брони (куммулятивная струя, наполовину погашенная о люк водителя, не нанесла Рыбину большого вреда), открыв ответный огонь, позволил резерву спешиться, рассредоточиться и вступить в бой. Причем. огонь по пограничникам велся как с ущелья, так и с Афганистана (а разве Джавайское ущелье это не Афганистан? Прим. мой).
Вскоре стемнело, а боевики, отстреливаясь, отошли вглубь ущелья, и бой стих. БТР вернулся на комендатуру «своим ходом», на нем пришлось только заменить люк. Только у Евгения Доровских ничего заменить уже было нельзя, и отправился пограничник домой, в «цинке»."

Собственно к этому достаточно не информативному отрывку есть только один вопрос по дате боя.  Более подробно, но мене точно событие изложено в посте на Дзен-канале С.Степичев "Рассказы о границе"

Развязка бескровного противостояния пограничников и боевиков наступила 8 сентября 1994 года.
В тот день в районе Джавайского ущелья, ведущего из глубины Афганистана, пограничный наряд обнаружил переправу. Одна из банд Ризвона начала переправу на виду нашего временного поста наверху на горе напротив ущелья (поста там тогда не было, а была оперативная информация, прим. мой), 50 человек. На берегу её поджидал КАМАЗ с десятком также вооружённых встречающих. К месту переправы из Калаи-Хумба по тревоге был направлен резерв из состава Гродековской мотомангруппы в количестве пятнадцати человек.

Вид на место расположения временного пограничного поста (скала на плато) на горе напротив Джавайского ущелья. Привязки в тексте точны и не допускают каких-либо вариантов толкования.



Еще один вид на временный пограничный пост (пост технического наблюдения) напротив устья Джавайского ущелья. С этих ракурсов становится понятно, что пограничники на посту при любом раскладе могли заметить переправу или как минимум подготовку к ней, но в случае ее проведения в мертвой зоне не могли ее наблюдать непосредственно и воспрепятствовать огневыми средствами со своего поста. Тем более их тогда там не было.



Что абсолютно несомненно, что находясь на своем посту, расположенному на господствующей высоте пограничники не могли допустить, чтобы рядом с ними или даже чуть ниже устроились в засаде боевики. Это еще один довод к тому что там никого не было.

Схема боя по С.Степичеву. Пост наблюдения с определенной долей условности и при таком ракурсе указан почти верно, а вот к месту переправы есть вопросы. Как мы можем судить по приведенным выше фото его не видно с Кеврона, но прекрасно видно при выезде из Рузвая


Читаем дальше:
Пока выдвигались, духи успели переправится. Примерно за полкилометра до переправы колонна резерва попала в засаду. Она находилась в тылу на господствующей высоте, нависавшей над дорогой. Из-за камней по головному БТР-у ударили из противотанкового гранатомёта. На месте погиб водитель - сержант Евгений Доровских (город Искитим, Новосибирской области). Граната попала ему в голову. БТР ударился мордой в скалу, десант, сидевший на броне бронетранспортёра, спешился и открыл ответный огонь, как по засаде, так и по месту переправы.

Что я тут могу сказать? Если за место переправы принимать устье Джавая то засада в 500 метрах от него будет аккурат на месте моей дневки. Прямо под временным пограничным постом. И вот тут возникает вопрос: Как пограничники поста могли допустить расположение рядом с собой засады "в тылу на господствующей высоте" и почему они не приняли участие в бою?
Объяснений может быть несколько:
1. Пограничники доложив о переправе с поста ушли (это маловероятно, но возможно ибо в ходе боя они больше не упоминаются).
2. Засада была на господствующей высоте, но на афганском берегу. Там даже шоссе выше идет, но тогда с поста она бы была хорошо видна и это явно не в тылу.
3. Засада была рядом с дорогой с небольшим превышением и именно поэтому, попав в "мертвую" зону не была обнаружена и обстреляна с поста наблюдения. В пользу этого говорит и попадание гранаты в люк водителя, что как мне представляется достаточно сложно сделать с высоты в 300 метров и таком же расстоянии в движущийся БТР, но достаточно легко находясь рядом с дорогой за камнями когда машина идет на тебя. Откуда взялась "засада в тылу на господствующей высоте" я тогда не знаю.
4. Пограничников на временном посту не было.

Тело погибшего сержанта извлекли с места водителя и за руль сел майор Ю. Баборень из Гродековской мотомангруппы .
Нужно отдать должное самообладанию и подготовке этого офицера - контуженный от разрыва, он сумел дать задний ход и вывел машину из-под вражеского огня за изгиб дороги.
Этим же выстрелом был ранен наводчик КПВТ, разбит прицел пулемета и вышла из строя электропроводка башни.
Замполит Гродековской мотомангруппы, майор В. Калинин, заменил раненного наводчика и, руководствуясь только целеуказаниями десанта снаружи (выше,ниже, правее,левее), используя механический спуск КПВТ, открыл огонь по противнику.

В этом отрывке главная роль в ведении огня из КПВТ отводится майору В.Калинину, а не сержанту Рыбину, но не это главное. Четко отмечается, что машину вывели назад за изгиб дороги.
В результате первоначально я решил, что бой вообще произошел за кончиком мыса (вариант 1). Там есть идеальная возможность сделать засаду на "господствующей высоте" (на месте тогда еще не построенного опорника). Правда переправу надо переносить тогда выше по течению от устья Джавая, но берега позволяют и эта зона не просматривается ни с Кеврона ни с Рузвая. Однако, выложив фото в комментарии и обсудив эту тему на канале С.Степичева ясности не прибавилось. Почему-то все согласились что БТР был подбит у приметных скал между шоссе и берегом Пянджа (версия 2). Но это уже 700 метров от устья Джавая и на таком же расстоянии от кишлака Рузвай.

Вот как это получилось. Пояснения С.Степичева. Общий вид смотрите в начале статьи



Вывести машину за изгиб дороги, спрятав ее от засады, как вы понимаете здесь не возможно от слова совсем. Тем более что тут же показано место расположения КАМАЗА боевиков, а значит засада должна быть до, а не после него. Делать засаду даже рядом с КАМАЗом "на господствующей высоте" архисложно ибо оттуда дорога не просматривается, склоны крутые, а еще рядом с тобой сидит временный пограничный пост. (Степичев когда собирал материал не знал, что его там не было).



По моему мнению на сейчас верна версия 3. При отсутствии сильных изгибов дороги в данном месте выводить БТР из под огня двигаясь назад можно если только засада расположена на уровне шоссе или чуть выше в камнях в месте моей дневки у выхода расселины к дороге или у поста ГАИ. Эти места плохо просматриваются сверху с пограничного поста и расположены на требуемом расстоянии от устья Джавая. А главное, при кажущейся открытости в сторону Рузвая (1 км), укрывшись в камнях за выступающими к дороге скалами здесь можно организовать внезапный, практически кинжальный огонь по появившейся из-за скалы колонне.
Если эта версия не верна, то нам придется вернуться к версии 1 - к месту боя за кончиком мыса, выше по течению реки. Что собственно и подтвердил в личной беседе Петр Слющенков, возглавлявший попавшую в засаду группу.

Еще раз вид чуть сверху в качестве подведения итога. Дорога почти прямая, лишь только в двух местах выступающие скалы позволяют нападавшим укрыться у их подножья в засаде, будучи условно не замеченными сверху.



Тем временем из Калай-Хумба вышел второй резерв, под командованием коменданта, подполковника Михеева:
- Я уже со вторым резервом выехал, ехать минут 10 (7 км !!! Прим. мой), ну мы на хвост боевикам и до Кеврона их преследовали, но стемнело, ушли ...Уточнили потом по кучкам быстрого захоронения, что человек 6 мы побили...
Много трофейного захватили на месте переправы, не успели боевики (с собой) захватить: пистолеты иностранные, патронташи как у ковбоев, ножи, тесаки, радиостанции портативные и прочего из камуфляжа и амуниции, и всякой дребедени.
Поскольку нападение на пограничную колонну произошло в зоне ответственности сил самообороны Бадахшана, вина за развязывание боевых действий осталась именно на их совести.

Не совсем понятно, почему с заставы Кеврон никто не выдвинулся на усиление и перехват отступающих боевиков? Хотя там своих заморочек хватало, в виде не заводящегося БТР-60ПБ, как-нибудь расскажу, и им надо было через весь кишлак пройти.

Вот как-то так. Посмотрим что добавят очевидцы на основании выложенной визуалки
И да, сейчас меня уже интересует больше не привязка места боя, а чем занимался временный пограничный пост на господствующей высоте во время боя и кто вел оттуда огонь по колонне? Странно как-то это все.

UPD: Практически сразу после публикации материала я получил отклик от непосредственного участника тех событий и руководителя попавшего в засаду подразделения - Петра Александровича Слющенкова, который уточнил несколько существенных моментов: дату и место.

И если первое не вызывает сомнение и имеет документальное подтверждение, то по поводу места боя я вновь склоняюсь к тому, что оно было за кончиком мыса, после поворота к Кеврону, чуть выше по течению от устья Джавая (Версия 1). Именно в этом месте несколько позже была размещена застава (или все-таки пост?) Калай-Хумбского ПОГО с опорным пунктом для контроля опасного направления со стороны Джавайского ущелья. В тот роковой день БТР с пограничниками выскочил из за поворота и сразу попал под огонь боевиков, возможно даже с того холма, где в последствии был размещен опорный пункт заставы. Единственное чего не хватает здесь для полноты картины и однозначности это выступающих у дороги крупных камней. Вполне возможно, что они были убраны при ремонте дороги. К сожалению, фотографий этого участка у меня нет, пользуемся только космосъемкой с Яндекс-карт.

Наиболее вероятное место боя 8 сентября 1994 года напротив устья Джавайского ущелья


И еще один важный момент. Информация о переправе в этом месте, послужившая причиной выдвижения сюда резерва комендатуры, прошла от "агентуры", а не от пограничного наряда или временного пограничного поста на горе. Никакого пограничного поста на тот момент там не было, отсюда и свобода действий боевиков и внезапность.

Использованная литература:
1. Володин А.А. Исповедь интернационального комбата
2. Степичев С. Рассказы о границе

Другие мои материалы на тему границы с Афганистаном:
1. Ишкашимский погранотряд (в/ч 9878)
2. Застава № 5 Харгуш Ишкашимского ПОГО
3. Застава № 6 Зоруль Ишкашимского ПОГО (последний пост с оглавлением)

Дзен-репортаж здесь

Памир, История, Таджикистан, Граница, Афганистан

Previous post Next post
Up