В тот день в небе Памира над таджикско-афганской границей в районе Калаи-Хумба было суетно. С утра в Дарваз шли борты по случаю завершения визита в Таджикистан Председателя Европейского совета Дональда Туска. Заключительный аккорд должен был состояться в рекреационном центре Чорчаман, в простонародье - на памирской даче Основателя мира и лидера нации Эмомоли Рахмона. В результате дачу мне пришлось покинуть и проследовать через Калаихумб без остановки по коридору из выстроенных вдоль обочины шоссе военных и милиционеров. И только на участке между кишлаками Рузвай и Кеврон появилась возможность рассмотреть - что же там вверху летает, а летали в основном военные и гражданские Ми-8.
Однако один из вертолетов, круживший перед заходом на посадку в аэропорт Калайхумба привлек мое внимание и я сделал несколько кадров. Как оказалось не зря.
Видите "стрекозу" в небе?
На Памире нет понятия нарушение воздушного пространства сопредельной стороны. Этому есть простое объяснение. Маршруты полетов проходят по долине реки Пяндж, которая разделяет афганскую и таджикскую части Бадахшана. Более того, зайти на посадку на некоторые аэродромы можно только с территории сопредельного государства. Поэтому летают здесь как хотят, ну или почти как хотят.
Так и тут - вертолет AgustaWestland AW139 с боротовым номером HB-ZGE заходил на посадку со стороны Афганистана на аэродром в Калаи-Хумбе. Кстати, сейчас Таджикистан перешел на новую грамматику и топонимы, состоящие из двух слов стали писать слитно, например вот так: Калаихумб. Раньше это означало - крепость на реке Хумб, сейчас просто название населенного пункта.
На хвосте вертолета можно было рассмотреть швейцарский флаг, говорящий о государственной принадлежности машины. Интересно, кто это пожаловал на встречу на высшем уровне? Об этом нам расскажет бортовой номер машины.
Англо-итальянский двухдвигательный многоцелевой вертолёт AgustaWestland AW139 был разработан компаниями Agusta и Bell Helicopters.
AW139 представляет собой средний двухдвигательный вертолёт нового поколения, который обладает высокими лётно-техническими показателями, и непревзойдёнными параметрами безопасности.
Вертолёт создан итальянской компанией Leonardo Helicopters ( ранее «Agusta») с использованием несущей системы, двигателей и трансмиссии вертолёта А129 той же компании. Первый полёт состоялся в феврале 2001 года.
AW139 - это единственный вертолёт в своём классе, который полностью соответствует последним поправкам к правилам Федерального управления гражданской авиации США и Европейского агентства по авиационной безопасности. Помимо этого, в плане безопасности, для данного вертолёта предусмотрена защита от электромагнитных импульсов, электромагнитных помех и мощных электромагнитных полей.
AW139 - единственный вертолёт в своей весовой категории, который может оснащаться комплексной противообледенительной системой и развивать при этом крейсерскую скорость до 306 км/ч.
AW139 оснащён двумя двигателями Pratt & Whitney Canada PT6C-67C с системой FADEC. AW139 оборудован несущим винтом с пятью лопастями и рулевым винтом с четырьмя лопастями на эластомерных подшипниках, с оптимизированными профилями и скоростью вращения. AW139 обеспечивает повышенный уровень комфорта, снижение вибрации и шума.
Размер салона вертолёта составляет 8 квадратных метров, а багажного отсека - 3,4 квадратных метра. Эти показатели обеспечивают AW139 максимальную универсальность, а также высокие показатели экономичности. Стандартная конфигурация предполагает 12 пассажирских мест в салоне, оснащённом всем необходимым оборудованием, вход в который осуществляется через широкие сдвижные двери. VIP-конфигурация предполагает различные виды интерьера (от 5 до 8 кресел).
Тактико-технические характеристики
Максимальный взлётный вес: 7000 кг
Максимальная скорость: 310 км/ч
Крейсерская скорость: 306 км/ч
Максимальная дальность полёта (с дополнительным баком на 500л и без резерва): 1061 км
Максимальная длительность полёта: 5 ч 13 мин
Динамический потолок: 6069 м
Потолок в режиме O.E.I.: 3536 м
Висение в зоне влияния земли: 4682 м
Висение вне зоны влияния земли: 2478 м
Полёты по категории А для схемы вертикального взлёта и посадки: 945 м
Максимальная длина: 16,66 м
Максимальная высота: 4,98 м
Диаметр винта: 13,80 м
Топливный бак стандартный: 1588 литров
Топливная бак дополнительный: 500 литров
Экипаж/ пассажиры: 1 или 2 пилота, до 15 пассажиров, число пассажиров в VIP конфигурации - 5-8
Силовая установка: 2 × Pratt & Whitney Canada PT6C-67C с FADEC
Максимальная взлётная мощность: 2 × 1679 л.с.
Кажется вертолет умеет поджимать лапки. А вот что я решительно не понял зачем ему поручень с одной стороны хвоста?
В июне 2008 года на территории России начал работу официальный эксклюзивный дистрибьютор Leonardo Helicopters (в то время - «AgustaWestland») в России и странах СНГ Exclases Group.
6 ноября 2008 года «Оборонпром» и итальянская компания «AgustaWestland» подписали соглашение о создании в России совместного предприятия по сборке вертолётов модели AW139. В дальнейшем было создано совместное предприятие (ЗАО «ХелиВерт»), совладельцами которого стали российский холдинг «Вертолёты России» (40%) и «AgustaWestland» (60%).
22 июня 2010 года в Томилине (Московская область) началось строительство завода по сборке AW139[2]. В декабре 2012 года на «ХелиВерте» был собран первый вертолёт, который впервые поднялся в воздух 19 декабря 2012 года.
Планировалось, что годовой объём производства составит 15-20 вертолётов, но за полтора года работы (по состоянию на июнь 2014 года) заводом было поставлено только два вертолёта в комплектации VIP, ещё семь находились в сборочном цеху. Каталожная стоимость AW139 зависит от выбранной конфигурации и варьируется в пределах 14,5 - 16,5 млн Евро (EXW) или 17,6 млн USA для гражданской модификации (2020 год).
Вот зачем ему поручень?
31 декабря 2014 года появились сообщения, что «Роснефть», «Ростех» и «Finmeccanica» подписали трёхстороннее соглашение о стратегическом партнёрстве, в рамках которого стороны создадут совместное предприятие на базе завода HeliVert, а «Роснефть» станет новым партнёром совместного российско-итальянского предприятия, сформирует якорный заказ и станет пилотным заказчиком. До 2025 года HeliVert планирует изготовить и поставить «Роснефти» 160 вертолётов AW189.
ИсточникТак что ждемс...
Всего в мире с ноября 2001 года произведено более 1 тыс. единиц вертолетов AgustaWestland AW139.
В России 4 машины использует специальный летный отряд "Россия" в интересах управделами Президента.
Кроме того, данные вертолеты используют свыше 30 военных и граждански операторов по всему миру, в основном в таких странах где нет своей вертолетной промышленности. Например, Замбия, Оман, Туркмения, Эстония, Намибия, Малазия и другие страны эксплуатируют AW139 в пограничной и береговой охране, в спасательной и медицинской службе.
Что же касается нашего AW139 с бортовым номером HB-ZGE, то он был построен в 2005 году, имеет серийный номер 31015 и принадлежит Фонду Ага-Хана. Наиболее часто его видят в италоязычных кантонах Швейцарии, был замечен и в горной части Пакистана.
Источник Другие мои материалы по Большому Средне-Азиатскому путешествию смотрите
здесь Дзен-репортаж здесь