Ко Дню черепахи.
28 апреля, распрощавшись с гостеприимной хозяйкой (привет, Гульнара!), я не так чтобы уж рано, но и не слишком поздно выехал из Нукуса в сердце Хорезма - страну разбросанных по пустыне замков и крепостей, построенных из глины и палок.
Строго говоря сердце позднего Хорезма в лице Куня-Ургенча осталось в стороне, к западу от Нукуса на противоположном берегу Амударьи, на территории сопредельного Туркменистана. Попасть туда не так то и просто.
Мне же к изучению досталась правобережная - наиболее обжитая территория как античного, так и средневекового Хорезма, утратившего свою столицу и большинство древних городов благодаря водам Амударьи и антропогенному воздействию в ХХ веке. Однако, по границе зоны орошения здесь сохранилась пара десятков древних крепостей практически в первозданном виде.
Объясняю Белке как летают самолеты на примере черепахи и Як-42. Черепаха команды понимает, старается, шасси выпускает и ласты прижимает, обеспечивая схожую с Як-42 стреловидность.
После развязки на выезде из Нукуса прекрасная дорога повела меня в сторону Хивы. Два разноуровневых шоссе по две полосы в каждую сторону с разделительной полосой между ними. В сравнении с 150-километровым убитым участком от казахской границы до Жаслыка такая роскошь казалась чем-то невероятным, особенно посереди бескрайней слабохолмистой пустыни с редкими кустиками саксаула на разделительной полосе...
Две параллельные ленты шоссе намекали на то, что дорога строилась разновременно и какая-то ее часть имеет еще советский возраст, слегка подкорректированный ремонтом. Ремонт здесь был перманентным и неспешным. На некоторых достаточно протяженных участках которые ты вроде как считал односторонними неожиданно попадались встречные машины или тебе приходилось через разделительную полосу уходить на параллельное шоссе с противоположным направлением движения в объезд выгороженного участка.
Здесь многие участники движения ездят как хотят, не считаясь со знаками, особенно когда надо куда-то повернуть. Кто тебя здесь в пустыне увидит? Этому способствует крайне низкая загрузка трассы.
Узбекистан благодаря шоссе не только обеспечил связность Каракалпакии с центром, но и продублировал автодорогой железнодорожный транспортный коридор из европейской России в Афганистан и далее к Индийскому океану. Вот только бы у границы дорогу сделали нормальную и в Афганистане война закончилась.
Вскоре я принялся сильно вертеть головой и на 25-м километре пути увидев искомое. Не без труда, через какой-то сомнительный прогал в саксауле на разделительной полосе повернул налево.
Цель моей первой остановки - поставленный на вечную стоянку в пустыне самолет Як-42. Как так могло произойти, ведь ближайший аэропорт расположен более чем в 25 км отсюда? На часах ровно 12-00, надо очень торопиться. Сейчас расскажу почему.
История этого Як-42 с бортовым номером СССР-42305 доподлинно не известна. Вот что о нем говорит
база данных на воздушные суда СССР/РФЗаводской номер: 11840102, серийный номер: 02-01. Построен в 1978 году (43 года тому назад). Тогда же и совершил свой первый полет. Эксплуатанты: министерство авиационной промышленности СССР и КБ Яковлева (ММЗ Скорость). В начале 90-х стоял у здания аэропорта в Нукусе в качестве кафе и видеосалона. После, в неустановленном году он был демонтирован и перевезен на площадку тренировочной базы местного ОМОНа.
Схема расположения самолета Як-40 по отношению к полигону ОМОНа на космосъемке Яндекс
Полигон или тренировочная база Нукусского ОМОНа, а скорее всего ОМОНа Республики Каракалпакстан, примечателен, особенно если его разглядывать на космосъемке (лучше Google). На тренировочной базе отряда этой милиции особого назначения можно замeтить не только различные постройки и препятствия, но и несколько опорных пунктов, окопы, огневые точки и укрытия для техники.
Полигон на космосъемке Яндекс
Один объект, похожий на гигантскую гусеницу, по диагонали пересекающую директрису в северо-восточной части полигона меня особенно озадачил. Что это такое? Почему по диагонали? Линия окопов или попытка вручную выкопать ров?
Космосъемка Google
Еще один опорник с местами тренировочной копки окопов. Прямые траншеи конечно вызывают вопросы, но все-таки меньше чем "гусеница"
Собственно у меня еще в Нукусе была первоначальная мысль пошастать по полигону и поснимать. Но после того как сразу на своротке с шоссе я увидел аншлаги на узбекском или каракалпакском языке, смысловое содержание которых понять было не трудно я как-то оставил эту затею и решил ограничиться только самолетом.
Лишаться только что полученной регистрации мне никак не хотелось, равно как и уже отснятых кадров. Проехав под аншлаги и достигнув самолета я развернулся, сосредоточил все внимание на самолете и сделал только пару кадров в сторону "полосы препятствий" всем своим видом показывая незаинтересованность в ней. Там было абсолютно безлюдно, но насыщенность территории различными объектами и наличие электричества позволяли думать, что за мной все-таки наблюдают.
Вроде как две параллельные полосы препятствий но с несколько странными элементами в виде надолбов и противотанковых ежей. Зачем такое ОМОНу? Да и не ОМОНу тоже? Кто через ежи бегает и прыгает? Не Сталинград ведь на носу.
В общем как-то все очень странно
Вернемся к самолету. Он единственные "экспонат" назначение которого здесь полностью понятно. По внешнему виду Як-42 не плохо сохранился, лишь только грубо отделенные от фюзеляжа крылья поставлены на столбы и после перевозки не приделаны обратно к корпусу. Судя по всему, как минимум один (правый) двигатель Д-36 также стоит на месте. Над иллюминаторами, часть из которых выбита при отработке штурма, проглядывают следы какой-то надписи. Не исключено, что это "Аэрофлот" или название видеосалона. Вокруг самолета камнями выложен квадрат бордюра.
Чувствуя себя не комфортно я торопился и сейчас жалею, что не осмотрел самолет вблизи и не залез в него. Посмотрите, трап в хвостовой части опущен, что как бы намекает на свободный вход вовнутрь. Оглядываясь по сторонам и делая несколько торопливых кадров почти с одного ракурса я все ждал появления зеленых человечков.
В какой-то степени эти ожидания оправдались. Внезапно, рассерженно шипя, появились не зеленые человечки, а хозяйка здешних мест - черепаха. Кстати,
в прошлый раз я рассказал вам о своей первой встрече с хозяйкой пустыни на Устюрте и о том, что из себя представляет и как устроена среднеазиатская черепаха. Но так и не рассказал, почему сегодня во всем мире отмечают День черепахи. Исправляюсь.
Если вчера был Международный день биологического разнообразия то сегодня 23 мая во многих странах отмечается Всемирный день черепахи - (World Turtle Day) - животного, символизирующего мудрость, богатство и долголетие. Этот необычный праздник зародился в 2000 году по инициативе Американского общества спасения черепах (American Tortoise Rescue). Организация была основана энтузиастами в 1990 году в Малибу (штат Калифорния, США) для сохранения популяции черепах, живущих в окрестностях города.
Целью праздника стало привлечение внимания общественности к проблеме гибели большого количества черепах из-за соседства с людьми. В этот день во всех местах обитания черепах проводятся акции, во время которых добровольцы спасают животных, делая для них переходы под оживленными шоссе в местах миграции либо в других опасных местах. Также участники акций добиваются для морских берегов, где морские черепахи откладывают яйца, статуса охраняемых законом территорий.
В последние годы День черепахи отмечается не только в тех уголках земного шара, где водятся эти животные, но и во многих других странах мира. В этот день люди стараются исключить из своего рациона блюда из черепах, а из обихода - предметы быта, сделанные из их панциря (гребни, шкатулки и т.д.).
Само празднование включает в себя маскарады в костюмах черепах с веселыми сценками из жизни животных, танцы черепах и рассылку веселых открыток с их изображением. Достаточно включить фантазию, и вы тоже сможете поддержать эту замечательную традицию.
Источник Я сделал с Тортиллой несколько кадров и отпустил ее на свободу. Надеюсь она на меня не очень обиделась за столь непочтительное поведение?
На все про все с момента первого кадра у меня ушло ровно четыре минуты. Уф, кажется пронесло, встречи с зелеными человечками удалось избежать.
Еще через две минуты я уже летел по трассе дальше в сторону Ташкента, внимательно приглядываясь к останцам на горизонте и рядом с шоссе. Указатель на населенный пункт справа в русской транскрипции звучащий как Бердак. Видите два малюсеньких холмика за ним. Крайний правый это Чалпык-Кала - башня молчания или Дахма в зороастрийской традиции. Мне туда.
Внутреннее чутье мне говорило, что и на холмах слева от дороги сильно пахнет археологией. Это не удивительно, она здесь повсюду. В кадр попал один из немногих плохих участков асфальта, дальше он будет только лучше.
История про Ниву, самолет и черепаху на видео
Click to view
На этом мы пока остановимся.
И да, все сегодня поздравили друг-друга открытками с черепахами и подарили любимым фигурки черепашек-ниндзя?
Навигацию по материалам моего Средне-Азиатского путешествия
смотрите здесь Пульс-репортаж здесь...