Тольятти. Внутри советской подводной лодки Б-307

Jan 10, 2021 11:36

Продолжим наше знакомство с дизель-электрической подводной лодкой Б-307 проекта 641Б "Сом", той самой, которую 15 лет тому назад сначала переместили с Балтики на Волгу под Тольятти водным путем и в завершении этой грандиозной операции еще и протащили по суше 4,5 километров. В предыдущих репортажах я рассказывал об операции по перетаскиванию и о том как сейчас выглядит эта подлодка снаружи. Ссылки на репортажи будут в конце статьи. Настало время подняться на борт субмарины, а точнее забраться в ее чрево, и посмотреть как она устроена изнутри.



Но сперва небольшое отступление Зачем я это делаю? Зачем пишу такие занудные посты, которые мало кому интересны кроме меня, на тему советской военной техники, различных заброшенных сооружений и объектов? Мне кажется, что они доставят истинное удовольствие тем, кто там когда-то служил, работал или жил на этих объектах, заставят вспомнить молодость,лучшие годы жизни и поделиться чем-то интересным, что я не знаю.

Вход и выход в подводную лодку Б-307, расположенную на территории Паркового комплекса истории техники им. К.Г.Сахарова, организован через первый торпедный отсек со стороны левого борта примерно на середине высоты корпуса.


Для сравнения мы будем постоянно обращаться к другой подводной лодке - Б-440 предшествующего проекта 641, ныне плещущейся на глади Вытегорского водохранилища. У нее вход организован с правого борта в первый торпедный отсек, а выход в седьмом кормовом отсеке. В силу того, что лодка находится на мокром хранении, проходы в нее проделаны чуть выше.


В нашу лодку сначала надо подняться по лестнице вдоль округлого борта, а потом через обычную железную дверь, но с задрайкой, проникнуть внутрь


Первоначально мы попадает наверное в самый просторный отсек - торпедный, где экскурсионный группы могут раздеться в гардеробе и согласно требования безопасности надеть каски. На вытегорской лодке этого не предусмотрено. Справа под открытой крышкой  люка торпедного аппарата блок со стрельбовыми рукоятками с помощью которого осуществляется пуск торпед из отсека номер один. Как я понимаю, на этой лодке можно еще осуществлять пуск и из центрального поста.



Схема первого торпедного отсека. Хорошо видны трубы торпедных аппаратов (3), всего шесть штук, и шесть запасных торпед на стеллажах (7). Кроме того на схеме отмечены: антенна ГАК "Рубикон"(1),  носовой авариный буй (5), баллоны высокого давления (6), торпедопогрузочный и носовой люки (8), агрегатная выгородка ГАК "Рубикон" (9) и другое. Похожая на самовар, вертикальная штуковина во втором отсеке никак не подписана, к ней мы еще вернемся.


Мы пережидаем пока экскурсионная группа перейдет во второй отсек, чтобы поснимать более менее удобно. Так что пока топчемся у торпедных аппаратов и разглядываем их. Интересно, что штатное торпедно-минное вооружение лодки составляет 6 носовых торпедных аппаратов калибром 533 м, боезапас 24 торпеды, или 44 мины. Дополнительно можно разместить 12 торпед (или 24 мины) во II отсеке, за счет ухудшения обитаемости. Вот тут я слегка не понял. На лодке проекта 641Б в отличии от предшественника пр. 641 отказались от кормовых торпедных аппаратов. Но как умудрились впихать на 6 торпед больше на стеллажи в первом отсеке при его не изменившемся объеме? Да еще и автомат быстрого перезарежания торпедных аппаратов поставить? Или отсек все-таки каким-то образом изменил свою геометрию? И мин туда тоже влезает больше: 44 против 32. Что за чудеса?




Обратите внимание на крышки торпедных аппаратов. У четырех из них конические, эти торпедные аппараты приспособлены для стрельбы телеуправляемыми торпедами, вероятно, имеющими большую длину корпуса, как минимум на катушку кабеля.



Ждем экскурсию, меня снимают на фоне торпедных аппаратов. Защитные каски мне решительно не идут. Характерная деталь, каждому экскурсанту выдают одноразовый чепчик под каску.



Еще раз глянем на торпедные аппараты. В этом нам поможет матрос в легком водолазном костюме. Как мне показалось, здесь торпедные аппараты чуть дальше разнесены друг от друга к бортам. Возможно между ними укладывают 6 торпед увеличившегося штатного боезапаса? Все вокруг опутано кабелями и трубопроводами. Не понял от слова совсем что-за вал вертикально торчит между правыми и левыми аппаратами в носовой части отсека? Вал управления рулями глубины?



В подлодке Б-440 пр. 641 эта часть отсека выглядит по другому. Сравним. Расстояние между торпедными аппаратами явно меньше, они закрыты идентичными крышками со звездами. Что за аппарат или прибор помещен между ними я не знаю. Может подводники подскажут. На нашей лодке он отсутствует. Хорошо видно, что правая часть стеллажей для боезапаса демонтирована и вместо них размещена платформа для посетителей с входом в лодку по правому борту. Стены отсека практически девственно чисты. Кабеля и трубопроводы демонтированы практически полностью.


Вернемся на нашу лодку. На этом фото носовой части торпедного отсека виден загадочный вертикальный вал и какая-то подвесная конструкция между торпедными аппаратами похожая на кран-балку.



Отступаем в кормовую часть отсека. Слева и справа на стеллажах по девять мест под штатный боезапас. Еще шесть торпед в аппаратах. Итого: двадцать четыре. Почему в лодках предыдущего проекта так нельзя было сделать я не совсем понял.



Вот так выглядит стрельбовый прибор на фото https://www.kpopov.ru Я его, к сожалению, не снял крупно. Хорошо видны обрезанные кабеля к нему. Сохран конечно плохой, но это намного лучше чем девственно чистые стены лодки в Вытегре


Взгляд через стеллаж для хранения торпед в кормовую часть отсека. Торпеды укладывались по три в три ряда. На дальнем плане видна прорезанная для экскурсантов дверь в аккумуляторный отсек. Пройдя через нее по лестнице поднимаешься выше и попадаешь к штатному люку для перехода между отсеками



А вот так решена кормовая часть отсека в подводной лодке Б-440 пр. 641 в Вытегре. Бросается в глаза декоративная рында. Не думаю, что здесь ее штатное место. Проход во второй отсек для экскурсантов проделан рядом со штатным люком, а внизу под ним проделан проход в огромное выставочное помещение на месте аккумуляторных батарей. На нашей лодке помещения аккумуляторных батарей недоступны экскурсантам. По имеющейся информации они выгорели когда лодка уже была доставлена в Тольятти.


Вид на кормовую стенку отсека с переходным люком. Вокруг него группируется четыре электромотора автомата перезаряжания торпедных аппаратов. Это именно они двигают торпеды по направляющим к пусковым трубам. Ранее это делалось вручную



Стоя перед переходным люком понимаем голову вверх и видим нечто любопытное. Это люк для погрузки торпед (он расположен под углом) и аварийно-спасательный люк. К внешнему фланцу это люка может пристыковываться спасательный аппарат или подводная лодка. Использовать для эвакуации торпедо-погрузочный люк нельзя по причине его расположения под углом.



В лодках предыдущего проекта аварийно-спасательного люка здесь не было. Спасаться из задраенного отсека можно было только через торпедные аппараты, а не методом перехода в другой подводный аппарат.


Проходим во второй отсек из из открытого люка как из окна делаем кадр общего вида первого отсека. Интересно, здесь предусматривались какие-то трапики вдоль стеллажей или вся жизнь проходила на дне отсека?






Мой визави и проводник по лодке Александр Курочкин у люка между вторым и первым отсеком



Еще один вид на первый отсек позволяющий понять его не малую высоту



Рассмотрим люк более детально, виден рычаг его задрайки и кремальеры замка. На люке надпись допустимого давления 10 кгс/кв.см и объем первого отсека равный 288 кубическим метрам.



Вызывает удивление, что в подводной лодке Б-440 пр. 641 в Вытегре на на точно таком же люке в переборке между отсеками 1 и 2 нанесен объем отсека в 151 куб. м и допустимое давление в 15 кг/см. Феномен. Почему люк в подлодке более лучшего проекта выдерживает давление в полтора раза меньше? Да мы знаем, что на новом проекте уменьшилась до 300 м предельная глубина погружения (на 100 метров, что тоже странно), но прочность люка как с этим связана? Или при аварийном затоплении отсека на глубине до 300 м давление не достигнет отметки в 10 кг/кв.см?
А за счет чего почти в два раза увеличился объем первого отсека при внешних одинаковых габаритах? Ведь максимальна длина лодки Б-307 на один метр меньше, а наибольшая ширина корпуса всего на 10 см больше. Однако при практически одинаковых линейных размерах Вики говорит нам о том, что подводное водоизмещение Б-307 равно 4600 тонн, а у Б-440 - 2472 тонны. За счет чего Б-307 набрала в два раза большее водоизмещение? Бульба ГАСа и более обтекаемая форма не могли увеличить в два раза водоизмещение. Или это ошибка Вики?

Рассматриваем лодку дальше. Справа от люка расположены какие-то агрегаты. Это место ценно тем, что на Б-440 здесь ничего не сохранилось, т.к. через этот пост организован проход для экскурсантов во второй отсек. Еще бы узнать, что за здесь был пост?



Проходим дальше по жилой палубе второго отсека. Слева и справа от нас идут офицерские каюты. Чья это каята восстановить без таблички сложно.



И наконец последняя загадка на сегодня. Люк в носовой части второго отсека. Именно в этом месте нарисован "самовар" на схеме. Для чего он нужен? Для загрузки аккумуляторных батарей на нижние палубы? Видно, что крышка люка запирается на болтах



На этом пока все.

Использована справочная информация из Вики и сайта kpopov.ru
Предыдущие репортажи:
1. Как подводная лодка Б-307 окзалась в поволжских степях
2. Как сейчас выглядит подводная лодка Б-307
3. Рассказ о другой советской подводной лодке Б-440 проекта 641, оказавшейся посереди Русской равнины читайте на моем канале здесь.

Навигация по Большому Средне-Азиатскому путешествию 2019 года здесь

Дзен-репортаж здесь...

ВМФ, Музеи, Флот, Тольятти, Экскурсии

Previous post Next post
Up