Продолжим экскурсию вдоль причальной стенки в Южной бухте Севастополя, где базируются корабли вспомогательного флота ЧФ РФ. Сделаем мы это не с борта туристического катера и не со смотровых площадок, хотя, традиционно, начнем оттуда, а пройдем непосредственно на закрытую территорию. Помимо судов вспомогательного флота в кадр нам попадут боевые корабли, суда гражданского флота у стенки Морзавода и конечно фортификационные сооружения, игнорировать которые было бы не правильно.
Начнем обзор со смотровой площадки у библиотеки им. Л.Н.Толстого, бросив первый взгляд на верховья Южной бухты с железнодорожным вокзалом и знаменитым Севастопольским холодильником, пережившим войну и часто попадающимся в кадр немецкой и советской фото- и кинохроники. Бросающийся в глаза большой двухпалубный дебаркадер не что иное как плавучая ремонтная база.
Не смог удержаться, чтобы не включить в кадр балюстраду смотровой площадки
Постепенно спускаемся к Южной бухте и осматриваем ее с других смотровых площадок.
На фото плавучий док ПД-16 и подводная лодка Б-380 на своем штатном месте до того как они затонули в декабре 2019 года. Ссылка на репортаж об этих товарищах по несчастью в конце, а как выглядела подлодка изнутри незадолго до того как утонула, можно у
знать в репортаже Ланы Сатор здесь.
У причала 247-го отдельного дивизиона подводных лодок пришвартованные ПЗС-50, бывшая С-49 проекта 633 РВ, и Б-871 "Алроса", единственная лодка проекта 877В. Последнюю до недавнего времени выпячивали как единственную боеспособную ПЛ ЧФ в Черном море, в противовес украинскому "Запорожью", но потом стало понятно, что и с ней не все благополучно и лодка с 2014 года не вылезает из ремонта.
После того как Б-380 отправили на разделку, встал вопрос - какую из оставшихся лодок превратить в музей? Наиболее интересным кандидатом стала отжатая у Украины лодка "Запорожье" проекта 641. Но украинское прошлое этой ПЛ по политическим мотивам скорее всего заставит и ее отправить в инкерманскую судоразделку. Остаются менее привлекательные ПЗС-50 и "Алроса", хотя... каждая из них интересна по своему.
Средний плавучий док "ПД-51". Построен на Городецком судостроительном заводе (заводской № 678), вошел в строй Черноморского флота в 1978 г.
Металлический несамоходный двухбашенный плавучий док, оснащенный одним портальным краном. Плавдок базировался на Балаклаву, входил в состав Балаклавского судоремонтного завода "Металлист", и использовался для докования подводных лодок, кораблей и судов.
В ходе раздела Черноморского флота 1997 г., плавдок "ПД-51" отошел украинской стороне. Вошел в состав ВМС Украины без смены названия, с принадлежностью к ГП "Балаклавский судноремонтный завод "Металист" Минобороны Украины.
В июле 2004 г. плавдок был перебазирован из Балаклавы в Южную бухту Севастополя.
С 21.07.2004 г вошел в состав ООО "Спецсудоремонт" под прежним названием, а с января 2007 г. - ЧП "Сориус". В апреле 2011 г. был возвращен ВМС Украины. Интересно, сейчас у него какой статус?
Вид в сторону Павловского мыса со зданием терапевтического корпуса ЧФ РФ. На переднем плане кусочек "Ангары", далее КИЛ-158 и торчащие носы плавучей мастерской ПМ-56 с госпитальным судном "Енисей"
Плавучая мастерская "ПМ-56" была заложена 08.03.1973 г. на судостроительном заводе "Сточня Щецинская им. Адольфа Варскего" в Щецине, Польша (заводской №304/12). Спущена на воду 16.06.1973 г., вступила в строй 23.11.1973 г. Вошла в состав Черноморского флота.
В настоящее время входит в состав 1-й группы 205-го отряда управления вспомогательного флота с базированием на бухту Южная, Севастополь. Активно используется в работе ВМБ в Тартусе (Сирия).
Выходим на берег Южной бухты к причальной стенке вспомогательного флота ЧФ РФ. Малый морской танкер "Дон". Репортаж с его борта по ссылке в конце
Яхта "Hela" гросс-адмирала Карла Деница, она же штабной корабль управления "Ангара". Ссылка на рассказ об этом корабле и его печальной судьбе в конце репортажа.
Продолжаем экскурсию вдоль причальной стенки в сторону Графской пристани. Это место носит название Телефонная стенка или пристань № 79. Трудно сказать чему обязано это название. Здесь издавна размещалась телефонная станция Черноморского флота. Чуть позже - две подземные АТС. Интересно, что суда-кабелеукладчики базируются как раз у этой стенки. Традиция. Смотрим не только на корабли, но и на те здания и сооружения, что по левую руку. Это здание, явно дореволюционной постройки, носит на себе следы осколков времен битвы за Севастополь и следы послевоенного ремонта бетоном. Что в нем, я не знаю.
Килекторное судно КИЛ-158. Вид с кормы.
Килекторное судно пр.141 предназначено для постановки (съемки) боно-сетевого заграждения и рейдового оборудования на глубины до 300 метров. Судовые инженерные устройства позволяют ему устанавливать "мертвые" якоря весом до 100 тонн. Судно может быть также использовано для установки и раскрепления плавпричалов, раскладки "постели" для плавдоков и их раскрепления, обеспечения стрельб из корабельного оружия. Может нести глубоководный аппарат, предназначенный для спасения экипажей затонувших подводных лодок.
Судно построено в 1989 г. на судоверфи "Нептун" в порту Росток (ГДР). 08.11.1989 года судно прибыло в Севастополь и включено в состав бригады судов обеспечения Черноморского флота.
С 1990 года "КИЛ-158" перевозил разрядные грузы, продовольствие, боезапас с Кавказа, из Болгарии, из Крымской ВМБ, из Феодосии и систематически выполнял работы по постановке и съемке рейдового оборудования. С 7 сентября по 13 октября 1993 года выполнял специальное задание по доставке в порт Аннаба (Алжир) буровой техники, различного имущества и ЗИПов.
В августе 1999 года судно участвовало в подъеме затонувшего у причала в порту Новороссийска аварийно-спасательного судна.
В 1998, 2001-2002, 2002-2003 годах судно находилось на боевой службе в порту Тартус (САР).
Кабельное судно "Сетунь". Вид с кормы
Кабельное судно "Сетунь" проекта 1172 было заложено 14.05.1980 г. в Финляндии на судоверфи "Вяртсиля", Турку. В состав вспомогательных судов Черноморского флота "Сетунь" вошла с июня 1982 года.
С этого времени судном пройдено 90000 миль во внутренних морях страны, выполнены сотни сложных операций, связанных с аварийно-восстановительным ремонтом подводных кабельных линий. В общей сложности это составило 1200 км кабельных трасс. В основном их профилактика и укладка пришлись на бассейн Черного моря.
В 2001 году "Сетунь" была объявлена лучшим кабельным судном ВМФ Российской Федерации.
Кроме обеспечения боевой готовности береговых объектов флота, судном заработаны значительные средства, которые пошли на нужды Черноморского флота. В период с 1995 года по настоящее время судно обеспечило прокладку волоконно-оптических линий связи ОАО "Ростелеком" в районе бухты Джубга, Сочи; прокладку газопровода "Голубой поток". Экипажу пришлось работать с ЗАО "Вестелеком", обеспечивать строительство российско-турецкого газопровода, проводимое ОАО "Питергаз", участвовать в освидетельствовании подводных магистралей. Только за последние годы судном проложено более 80 км подводных линий связи, выбрано и отремонтировано около 100 км кабеля.
В настоящее время судно входит в состав 2-й группы 205-го отряда управления вспомогательного флота, базируется на б.Южная, Севастополь.
По левую руку в береговом скальном обрыве появляются входы в штольни-убежища. Входы во Флагманский подземный КП ЧФ и СООРа (1941-42 гг.) я благополучно проскочил. В период обороны Севастополя многие штольни пробивались с нуля, а старые дорабатывались и использовались под убежища, узлы связи и командные пункты. В послевоенный период эти подземные сооружения использовались по прямому назначению или как склады.
Несмотря на открытую дверь, во внутрь этого сооружения я не полез, не было времени и фонаря. А без него там делать нечего.
Второй вход с бетонным порталом. Если я правильно понял перед нами КП тыла ЧФ, начатое строительством в 50-е годы прошлого века на месте бомбоубежища. Строительство так и не было доведено до конца. Этот вход когда-то был заделан консервационной кладкой, ныне выбитой. Судя по отпечаткам кривокосой опалубки - вполне может быть мобилизационное бетонирование портала периода обороны Севастополя или просто заделка входа недостроя.
Схема КП тыла ЧФ и подземной АТС с Викимапии
Внутри там вот так. Фото с Викимапии
Памятник морякам вспомогательного флота. Установлен 29 июня 1967 года
Еще одно подземное сооружение. Как я понял - трансформаторная подстанция под номером ТП-232. Прикрытие входа в виде сквозника впечатляет. Вероятно, еще довоенная постройка.
Десантный катер Д-541 проекта 1785. Катера этого проекта строились для Советского ВМФ в период с 1968 по 1974 год на нескольких судостроительных заводах. Имели открытый трюм и носовую аппарель.Размеры открытого грузового трюма составляли: длина - 9,5 м, ширина - 3,9 м. Данные катера широко использовались различными министерствами и ведомствами.
Что за байда нависает над катером я не помню. Почему-то не снял.
Какой-то катер на стапелях, больше похожий на армейское переправочное средство
Идем дальше вдоль Минной причальной стенки. К ней традиционно швартовались миноносцы и эскадренные миноносцы, отсюда и пошло название. Сюда доставлялись с рейдов моряки, сходившие в береговое увольнение. А вот и корма госпитального судна "Енисей"
Госпитальное судно "Енисей" было построено на судоверфи "Адольф Барский" в Щецине, Польша в 1980 году. На судне размещены: госпиталь на 100 коек, профилакторий на 200 мест, поликлиника, имеется вертолетная площадка, ангар и один вертолет КА-25. В составе госпиталя имеются 11 лечебных отделении, аптека и хозяйственное отделение, три операционных зала, реанимация. Судно планируется к ремонту и модернизации.
Вид на госпитальное судно "Енисей" с левого борта. Справа торчат носы кораблей 519 отдельного дивизиона разведовательных кораблей в/ч 20426. Ближний к нам "Приазовье" с бортовым номером ССВ-201. Средний разведовательный корабль пр. 864 "Приазовье" построен в Польше, г. Гданьск, на ССЗ "Сточни Полночни им.Бохатерев Вестерпляти" (заводской №864/4). Вступил в строй 12.06.1987 г.
Какой-то домик в стиле ампир. Производит впечатление заброшенного. Или я уже наверху его снял?
А вот и одна из нескольких пушек времен Крымской войны. После "Крым наш" все пушки, вкопанные в незапамятные времена вдоль причальной стенки Южной бухты и пережившие войну выкопали и увезли в неизвестном направлении якобы на реставрацию. Надеюсь с ними не получится так как с пушками Балаклавы?
Большой десантный корабль "БДК-54" проекта 775/III был заложен 22.11.1988 г. в Гданьске (Польша) на "Северной верфи". Вступил в строй 12.10.1990 г. В 1998 г. корабль был переименован в "Азов", получив это имя от одноименного большого противолодочного корабля ЧФ. В 2001 году участвовал в операции по перевозке российской военной техники с территории Грузии. В настоящее время входит в состав 197-й бригады десантных кораблей ЧФ.
Еще один вид на Павловский мыс и терапевтический корпус военно-морского госпиталя. За мысом место гибели линкора "Новороссийск". Если приглядеться, то в зелени деревьев можно увидеть обелиск в память о гибели эсминца "Свободный" 10 июня 1942 года. Место гибели ха правым обрезом кадра.
Чуть далее, у причальной стенки Севастопольского морзавода - танкер BULDURY советской постройки 1983 года, утилизирован в 2011 году в Индии
На этом пока все.
Использованы справочные материалы сайта
Черноморский флот.
Предыдущие части:
1.
Печальный конец двух товарищей по несчастью2.
На борту танкера "Дон"3.
"Ангара" - бывший штабной корабль адмирала Деница RIP. Дзен-репортаж здесь...