Начнем с редких фото. Немец с фотокамерой позирует на фоне трофейного Поликарпов-Рафаэлянц ПР-5, с транспортными контейнерами, в окрасе ВВС.
Зная историю этого, переделанного из Р-5, самолета, можно предположить, что он был отмобилизован из гражданской авиации. Или все-таки поставки в РККА были в довоенный период?
Проект изготовления нового фюзеляжа для 4-х пассажиров был предложен весной 1934 г. Под впечатлением "челюскинской" эпопеи Рафаэлянц предлагал использовать такой самолет, прежде всего в арктических условиях. Нужно сказать, что он оказался абсолютно прав, именно северная специализация задуманного самолета привела к тому, что он вообще состоялся. В апреле 1934 г. конструктор впервые направляет проект ПР-5 руководству ГВФ, Основной идеей проекта являлось создание пассажирского самолета с максимальным использованием деталей серийного Р-5. Новым, по существу, являлся лишь деревянный монококовый фюзеляж обтекаемой формы. Главным обстоятельством благоприятного исхода вопроса явился возникший интерес к самолету у руководства Главсевморпути. Опытный образец ПР-5 построили в ноябре 1934 г. ПР-5 развивал максимальную скорость 245 км/час, которая значительно превышала скорость рядовых Р-5.
Первый перелет на Диксон в феврале 1935 года, несмотря на досадную поломку (сломали лыжу в оленьей яме), подтвердил, что ПР-5 подходит для использования в качестве пассажирской машины. Было принято решение о серийном производстве. Рафаэлянц получил базу для продолжения своих работ в быковских авиаремонтных мастерских.
Первый серийный ПР-5 был испытан летчиком А.С.Шведовским в июле 1936 г, Уже спустя короткое время эта машина эксплуатировалась на линии Улан - Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ - Улан-Батор). Всего построили 200 пассажирских машин типа ПР-5. Значительная часть их применялась в южных областях Советского Союза и Средней Азии.
Источник Захваченный советский аэродром Гривочки (Дно). И-15бис 65-го ШАПа и Р-5. Во время финской в Гривочках располагался 31-й легко-бомбардировочный авиационный полк на Р-5ССС. Там же базировался 9-й ЛШАП/65-й ШАП на Р-5ССС и И-15бис. Кроме того, 159-й ИАП - И-16 тип 10. После финской войны вышедшие из строя Р-5 были поставлены на окраину аэродрома, где и достались немцам.
Р-5ССС
Р-5 - один из самых массовых самолётов-бипланов 1930-х годов в СССР: более 1000 машин эксплуатировалось в ГВФ как почтовые и грузо-пассажирские. Более 5000 самолётов имелось в РККА, где он был основным образцом разведчика, лёгкого бомбардировщика и штурмовика до начала 1940-х годов.
Индекс ССС (скоростной, скороподъёмный, скорострельный) имела модернизация Р-5 с улучшением аэродинамики, установкой более мощного двигателя М-17-ф и более мощного вооружения. Вооружение: 2 ШКАС (ранние модели 1 ШКАС + 1 ПВ) в штурмовом варианте дополнительно устанавливали 4 ШКАС под нижним крылом. Скорость по сравнению с Р-5 возросла на 25-30 км/ч, а потолок - на 2000 м. Строился в большой серии до начала выпуска Р-Z.
Источник Дзен-репортаж читайте дальше здесь...