Весь Крым 2016. День десятый: от Феодосии до Лисьей бухты

Jun 26, 2018 11:30

Утро 4 июля мы встретили в Феодосии на съемной квартире. Встали не в раннюю рань, а как нормальные люди и, позавтракав, в 9 утра покинули свое временное пристанище. В планах на день был осмотр достопримечательностей Феодосии (факультативно и без фанатизма), а затем через Орджоникидзе, Коктебель и Курортное (естественно  осмотром местных аттракторов) планировали достичь Лисьей бухты и встать там на ночлег в палатке. Меня особенно тянуло в Орджоникидзе и в волошинские места. Я там никогда не был. По своему манил и Кара-Даг, но мы понимали, что времени на пешую прогулку не будет.

Как я уже рассказывал, ночевали мы в частном секторе практически рядом с железнодорожным вокзалом и набережной. Это жилье было обретено чудесным образом и не без трудностей, но нас все устроило. Утром, запасшись питьевой и технической водой покидаем тенистый, увитый виноградом дворик.

Первым делом мы едем на гору Митридат полюбоваться видами города и разобраться с башней Фомы крепости Каффа, которую я проглядел в 2013 году. Башня на поверку оказалась барбаканом внешнего ряда стен, но я не пожалел, так как удалось осмотреть участок вырубленного в скале крепостного рва, и застройку частного сектора, который, похоже, сохранился еще со средневековья. Ну и конечно красивейшие утренние виды на Феодосию. Отдельный репортаж про гору Митридат и башню Фомы можно посмотреть здесь.

Оставшийся от Музея древностей менгир. Само, похожее на Парфенон здание музея было разрушено в годы войны и больше не восстанавливалось. Сведения о том кто его разрушил разнятся. Второй менгир был зачем-то перенесен с исторического места депутатом от Единой России в сквер к башне Константина.

На фото справа все что осталось от барбакана внешней стены крепости Каффа. Как известно здесь проходило два ряда стен с узким пространством между ними, внутренняя стена с башнями, а внешняя с барбаканами перед ними. Об укреплениях Каффы в этом месте подробно в репортаже по ссылке выше.

Спускаемся с горы Митридат по узкому серпантину и мимо армянского фонтана попадаем на улицу Айвазовского. Не помню зачем мы вышли из машины в этом тупичке, но злобное, захлебывающееся в лае, существо за решеткой, нас впечатлило. Видели бы вы какие у него клыки!

Проехав пару кварталов по старому городу останавливаемся у мечети Муфтий-Джами. О ней у меня также был подробный репортаж в 2013 году. За прошедшие годы она почти не изменилась, все также открыта для иноверцев. Только колоннада светится свежей побелкой

На улице Горького в гастрономе "Везунчик" закупаемся кое-какими овощами и фруктами и осматриваем памятник "Броненосцу Потемкин".
Восставший "Потёмкин" прибыл в Феодосию 22 июня 1905 года около 7 часов утра и бросил якорь на рейде. Перед входом в порт потёмкинцы украсили броненосец флагами расцвечивания. Над кормовой башней 12-ти дюймовых орудий развевалось красное знамя, на котором были начертаны слова: "Свобода, равенство, братство".

Вскоре вся набережная была заполнена народом. По настоянию восставших на броненосец прибыл городской голова с группой чиновников и врачом. Судовая комиссия потребовала от него немедленно доставить на корабль продовольствие, уголь и воду, опубликовать воззвание "Ко всему цивилизованному миру" и другие документы восставших.
Под влиянием революционно настроенных феодосийцев на броненосец было доставлено продовольствие, вода, но в угле было отказано. Утром 23 июня потёмкинцы решили взять силой уголь со шхун. Группа матросов во главе с Матюшенко на катере в сопровождении миноносца направилась в порт. В это время власть в городе перешла в руки полковника Герцыка, который в этом районе устроил засаду и приказал стрелять в потёмкинцев. В результате четверо потёмкинцев было убито и пятеро ранено, несколько матросов попали в руки военных.
Обстрел матросов из-за угля вызвал возмущение команды. Многие требовали отомстить за погибших товарищей, открыть огонь по правительственным зданиям. Но, чтобы избежать лишних жертв среди населения, по городу не было сделано ни одного выстрела. В полдень 23 июня броненосец "Потёмкин" и, сопровождавший его, миноносец № 267 покинули акваторию Феодосийского залива и взяли курс на Констанцу в Румынии. Источник

Далее едем в Цитадель крепости Каффа в который раз проскакивая по незнанию генуэзский мост - единственный из сохранившихся в Крыму. Оставляем машину на парковке у восточной стены цитадели и немного прогуливаемся вдоль нее. Цитадель у меня отснята в деталях еще в 2013 году и фото ждут своего часа. На фото участок восточной стены цитадели крепости Каффа и так называемая башня Климента, которая вовсе и не Климента.

Башня Криско (Христа). О ее локализации тоже есть различные мнения

Так называемый колодец Криско. Надо покопаться, не исключено, что окажется генуэзским, изувеченным современными попами. Вода из колодца (или родника рядом) имеет превышение санитарной нормы по бактериологическим показателям, существенно превышена норма по содержанию нитратов и превышена по хлоридам Источник

Православный храм во имя Иверской иконы Божей матери.
Дата постройки точно не установлена. Одни датируют постройку VIII-X веком (алтарную часть), другие относят храм к XIV веку. Вероятно, первоначально храм был греческим, затем армянским, а в 1858 году был восстановлен и освящен в честь Иверской иконы Божией Матери. В храме служили до середины 1920-х годов. В 1995 году храм вернули верующим.
В алтарной части храма сохранились уникальные каменные барельефы: на горнем месте - Спаситель, по обе стороны от него - по 6 апостолов, всего 12 («Тайная вечеря» в камне). На абсидной части две фигуры, слева - Иоанн Креститель с агнцем в руке, справа - святитель Николай Чудотворец с Евангелием в руке. Предание гласит, что в нашем храме, после своего возвращения из похода «за три моря», в 1472 году путешественник Афанасий Никитин отслужил благодарственный молебен в честь своего возвращения. Именно в Кафе он и написал свои знаменитые записки «Хождение за три моря». В Иверском храме в 1906 году венчался знаменитый русский художник Богаевский с Жозефиной Густавовной Дуранте. Источник

Памятник купцу Афанасию Никитин - совершившему "хождение за три моря" в 1468-1474 годах. Афанасий Никитин один из первых европейцев, достигших Индии за 25 лет до Васко да Гамы. Обратный его путь проходил через Каффу. К сожалению, Афанасию не суждено было вернуться домой, он умер по дороге под Смоленском, но сохранились его записи.
Памятник путешественнику в Феодосии открыт в июле 2008 года. Автор памятника Валерий Замиховский. Скульптура купца отлита из чугуна на Донецком заводе. В мире всего три памятника тверичанину Афанасию Никитину: в Твери, в Индии и теперь в Феодосии. Эти три памятника образовали как бы кольцо - путь Афанасия Никитина.

От памятника Афанасию Никитину отправляемся на территорию Карантина. Можно бы было пройти пешком по тропе мимо древних храмов, но мы хотели набрать в канистры крымского нарзана в роднике Кафа-1 у Доковой башни. Кстати, там содержание нитратов, хлоридов и сульфатов намного превышает норму, но ведь и вода минеральная. на счет бактериологической нормы данных не нашел, но в черном списке не значится.
На фото пограничная наблюдательная вышка, генуэзский ров, внешняя оборонительная стена крепости с барбаканом и поздняя стена Карантина, сооруженная на месте главной оборонительной стены с башнями. Про этот комплекс я расскажу как-нибудь в другой раз

Барбакан укрупненно. Смотреть номер башни лениво.

Доковая башня на территории рыбсовхоза "Волна Революции"

И остатки былой рыболовецкой роскоши. Снято через забор метрах в 10 от родника с крымским нарзаном (Кафа-1). Подробно о Доковой башне и рыбсовхозе смотрите в этом репортаже.

Время не терпит и заполнив канистры ледяной водой (запас карман не тянет, особенно в безводной Лиске) мы отправляемся в Орджоникидзе. Остановились у так называемого Тещиного языка и фотографируем ландшафты.

Отсюда хорошо виден мыс Киик-Атлама и поселок Орджоникидзе. Подробный репортаж об этой локации здесь

Вид от горы Васюкова на Заводской пляж, Коктебельский залив и гору Кара-Даг

Вот такие здесь дороги. На торпедный завод проехать не удалось

Покидаем симпатичный поселок Орджоникидзе

Нам налево в Коктебель

Хребет Сююр-Кая и гора Пилотка горного Массива Кара-Даг

Гора Святая горного массива Кара-Даг на подъезде к Коктебелю

Знаменитая арка на въезде в Коктебель, меняющая свое название в зависимости от политической конъюктуры

Нам налево в сторону знаменитого завода "Коктебель" и пионерлагеря "Спутник"

На пляже пионерлагеря въезжаем прямо в заброшенный бар "Босс"и у барной стойки в тени занимаемся мелким ремонтом, а потом обедаем. Береговая черта в этом районе Коктебеля усиленно застраивается.

Далее нам предстоял небольшой оффроуд при подъеме на хребет Кучюк-Янышар (гора Волошина) к могиле поэта Максимилиана Волошина. Подробно об этом месте, бухте Тихой и замечательных видах смотрите в отдельном репортаже.

Вид с горы Волошина на Кара-Даг, Коктебель и Коктебельский залив

Мыс Хамелееон

С восточной оконечности хребта Кучук-Янышар открывается потрясающий вид на горы и море

Осторожно спускаемся к морю и едем в Тихую бухту по самой кромке берегового обрыва

Вот такая она Тихая бухта. И что в ней люди находят? Говорят, в прошлом году ее стали застраивать

Оборотная сторона мыса Хамелеон

Ну и конечно виды на Кучук-Янышар

Едем в сторону Коктебеля

И без остановки проскакиваем поселок. Здесь просто не реально найти место для парковки. Второй раз проезжаю его таким образом.

Северные отроги Кара-Дага

От Щебетовки делаем поворот на юг и устремляемся к морю

На повороте свороток к водопою на реке Отузка в урочище Яли-Богаз. Хорошее место для дневки в прохладе у воды и в тени от скалы.

Буквально через десять метров после поворота пошел в низ свороток в Лиску. Разбитый асфальт не внушает оптимизма, но после очистных сооружений закончится и он. Запомним это место, мы пока едем в Курортное мимо.

Гора Медовая (Мола-Гасан-Кая) перед въездом в Курортное (Нижний Отуз)

Дорога Щебетовка-Курортное

Вот так тут выглядит вполне себе курортный пляж

Это цель нашего заезда в курортное - Карадагская биостанция. Репортаж о ней и поселке Курортном можно посмотреть здесь

В дельфинарий и музей с аквариумом мы конечно не попали, рабочий день давно закончился. Прогулялись по парку, осмотрели постройки биостанции и полюбовались скалами Кара-Дага с запада. Хребет Карагач со скалами Король и Королева

Солнце садится, пора ехать в Лисью бухту. Дорога туда не простая даже для Нивы. Этот кадр на долину реки Отуз с урочищем Яли-Богаз и очистные сооружения Курортного я сделал после того как по жесткому серпантину мы забрались на северный склон горы Ашламалык по пути в Лиску. Серпантин короткий но глубокие промойны, крутой подъем и гравий заставили Ниву буксонуть даже с включенной блокировкой и понижайкой. Местные по этой знакомой для них дороге в сухую погоду проезжают на классике. Наверное с разгону.

Эти замечательные колонны очистных сооружений (из нержавеки ?) оказались не действующими. Вопрос куда стекают нечистоты курортного поселка становится риторическим. На дальнем плане гора Аязма-Кая и гора Чертов палец (Балалы-Кая), 391 м. Справа за обрез кадра уходит гора Кильсе-Кая. Это все западные отроги массива Кара-Дага

Пройдя перевал, начинаем спускаться к морю. Не понимаю, как по этой дороге спустя 20 дней Audi из Татарстана прошкрябалась и ничего себе не оборвала? Правда она за местным "жигуленком" шла. Внизу блестят отстойники заброшенных очистных сооружений и бодро квакают лягушки. Кстати, многие не знаю происхождения этих ставков и обустраиваются на ночлег неподалеку кормя комаров.

Видео дороги в Лисью бухту. Оно никакое, но другого нет

Это еще не все, в самом конце будут глубокие промоины и чудеса эквилибристики. Как всегда самые сложные места мы не снимаем.

Кажись добрались. Вот она Лиска! Там где виднеется крыша кафе и стоят машины это так называемая Пикадилли. За кафе проезд перекрыт шлагбаумом. Но добрые люди пропустили нас для разгрузки, чтобы не таскать вещи. Потом поставили машину у кафе под чисто символической охраной. На одну ночь мы выбрали площадку помягче, если это применимо к здешней каменистой почве, недалеко от раскидистого дерева где жил один одинокий мужик и бренчали на гитаре. Никуда дальше вдоль обширного пляжа идти не хотелось да и не имело смысла. Пока выбирали место под палатку удивился скоплению каких-то непонятных разрушенных построек из бетона и дикого камня, прототипов тротуаров и уже археологизированных странных сооружений с круглыми дырками в землю. Как оказалось, с присоединением Крыма к России Пикадилли наступил конец и весь местный самострой и "шанхай" снесли (весьма условно, оставив кучу обломков цивилизации), а торговлю запретили. Точнее новый глава поселковой администрации ввел такой непомерный "налог" с торговцев в свой карман, что заниматься бизнесом здесь стало бессмысленно. Торговцы переехали на обочину трассы, там "налог" за право торговать своими помидорами намного меньше. В Лиске осталось единственное официальное кафе и шлагбаум. Об их экономике я не спрашивал.

Готовили ужин уже в темноте, из которой выныривали местные абригены и что-нибудь просили. В первую очередь конечно сигареты. Угостить местных по приезду это святое. Надо сказать что народу в Лиске в начале июля 2016 года практически не было в сравнении с предыдущими годами. Кто знает что этому было виной: холодное и пасмурное лето или последствия присоединения Крыма. Основные разговоры аборигенов с вновьприбывшими сводились к тому как было раньше.

Вечернее пиво было куплено в кафе, несмотря на наличие своего. Наверное это правильно, тем более наценка не большая, кажется 150 руб. за 1 л в ПЭТ, при цене в магазине 65 (Керчь) -120 руб. Уже ночью, после того как обустроились и поужинали, ходили купаться на пляж. На самом Пикадилли этого лучше не делать, здесь и днем можно переломать ноги о камни.

Пока все, продолжение следует.

Фотографии мои и Снежаны Карпович.

Все материалы о поездке в Крым в 2016 году можно посмотреть здесь: https://starcom68.livejournal.com/2204162.html