Оригинал взят у
st1347 в
Апокалипсис - сегодня? Апокалипсис сегодня Фрэнсиса Форда Кополлы, как говорится в таких случаях - культовый фильм.
В чем его культ мы в рамках нашего киноклуба не стали разбираться, потому что это немного не наш профиль, а вот что Кополла сказал этим фильмом о гуманизме и человеке, с этим разобраться мы попытались.
Фильм наполнен отсылками к великой классике. Прежде всего к Данте и его Божественной комедии. Не может не вызвать ассоциаций с Одиссеем отправившимся в преисподнюю на корабле со своими спутниками, капитан Уиллард плывущий по вьетнамской реке в Камбоджу к полковнику Курцу.
Идя этим путем капитан и Коппола, как Данте с Вергилием спускаются с одного круга ада на другой и каждый из них отличается от предыдудущего тем, что еще меньше человеческого в его насельниках и все больше звериного.
Первый круг - штаб разведки где приличные люди поручают капитану убить Курца потому, что тот окончательно спятил. Здесь пока еще все почти по человечески как и в дантовском круге первом, где обитают языческие философы и мудрецы.
Дальше знаменитый подполковник Килгор со своей вертолетной атакой под вагнеровский полет Валькирий. В нем что-то человеческое просыпается тогда, когда этому не мешает все остальное, например желание полетать на вертолете и пострелять во вьетнамцев, покататься на доске и так далее, такой своего рода неустойчивый гуманист. Он деат раненому вьетконговцу фляжку с водой (хотя там наверное все-таки виски), но тут же забывает о нем и о фляжке, как только его отвлекает нечто более важное чем умирающий и мучающийся человек. Он сжигает вьетнамскую деревню и эвакуирует бабушку с ребенком на своем вертолете (бабушке повезло, в этот момент внимание полковника не отвлеклось на сёрфинг или что-то не менее ценное).
И так далее, дальше - больше, круг разнузданных сексуальных инстинктов - выступление мисс май и мисс декабрь, круг безумия, где сумасшедшие американские бойцы стреляют в ночь, охваченные паническим страхом и, наконец, в финале пути - полковник Курц.
Что такое апокалипсис, о котором говорится в названии картины? Это время, когда человечество достигнет предела в грехе, когда на земле воцарится ад, перед самым пришествием Спасителя. «Претерпевший же до конца спасется» Мр. 13.13 Кополла говорит, что Ад уже здесь. А фактура вьетнамской войны - это только декорации для рассказа об этих последних днях. Полковник Курц говорит о том, что для того чтобы победить в этой войне нужно избавиться от всего человеческого в себе, потому что это - лишнее. Нужно оставить только ужас или другими словами - освободить в себе зверя. Что Курц и проделал с самим собой. Но слова о победе в войне не обязательны в речи полковника. Суть в том, что устами Курца говорит современный западный человек, которого уже более чем невыносимо тяготит гуманизм и он ищет всякие предлоги избавиться от него. Например, эффективность, например в войне. Да, тот гуманизм, который демонстрируют герои Кополлы действительно может только тяготить и ничего не давать своему носителю. «Мы сначала расстреливаем из пулеметов по малейшему подозрению, а потом им, умирающим, оказываем первую помощь», - говорит Кополла, в эпизоде с расстрелом мирной лодки. Такой псевдогуманизм слаб и неспособен победить. Курц в этом прав, ни в войне ни в мирной жизни (а есть она эта мирная жизнь?)
Но Курц и Кополла не предлагают позитивной альтернативы. У них получается, что человек или больное гуманизмом животное или зверь как несимпатичный Курц/симпатичный Уиллард. Но это же не так. Было бы это так, не было бы коллизии этих последних дней, потому что все дни были бы последними. «По причине умножения беззакония во многих охладеет любовь» Мф. 24.12. А покуда она не охладела не было никаких последних дней и безальтернатиного полковника Курца.
Вот такие мысли были высказаны участниками нашего киноклуба, при обсуждении культового фильма Кополлы.
Напоследок - песня Владимира Высоцкого на эту тему:
Click to view