Оригинал взят у
military_museum в
203-мм гаубицы образца 1931 года (Б-4) в СПбКак-то, прогуливаясь по центру Питера, решил заглянуть в Артиллерийский музей (достаточно подробный
отчёт о его экспозиции я уже выкладывал). В этот раз мне просто захотелось глянуть на новый экспонат - танк М4 "Шерман", появившийся там в сентябре 2016 г. Но, поскольку дело было во вторник, ничего у меня не вышло. По понедельникам и вторникам этот музей закрыт, а я упустил это из вида. В итоге я решил ограничиться небольшой фотосессией с двумя 203-мм гаубицами Б-4, расположенными перед входом в музей.
1. 203-мм гаубица образца 1931 года (Б-4) перед входом в Артиллерийский музей в С.-Петербурге. Фото сделаны в сентябре 2016 г.:
2. Эта гаубица стоит слева от главного входа на площадку Артиллерийского музея:
Разработка орудия была начата в 1927 г., первый опытный образец был отправлен на испытания в 1931 г., а в 1933 г. 203-мм гаубица Б-4 была принята на вооружение.
3.
Во время Советско-финской войны в 1939-40 гг. это орудие использовалось для разрушения ДОТов и ДЗОТов на т.н. "Линии Маннергейма". Наиболее активно Б-4 использовалась в Великой Отечественной войне, поучаствовав, в том числе, в штурме Берлина (вплоть до стрельбы прямой наводкой на его улицах). Всего в 1937 - 1941 гг. было выпущено 889 орудий этого типа.
4.
203-мм гаубица образца 1931 года (Б-4) считается весьма удачным орудием, способным (на то время) решать практически все возложенные на него задачи.
5.
После значительных потерь в 1941 г. Б-4 были отведены с фронтов и включены в состав артиллерии резерва Верховного Главнокомандования (РВГК). Начиная с осени 1942 г. Б-4 снова начинают активно использоваться на фронте.
6.
7. Прицел:
8. Памятная табличка:
9. Максимальная дальность стрельбы Б-4 составляла чуть меньше 18 км:
10.
11.
12. Темп стрельбы Б-4 составлял 1 выстрел в 2 минуты:
13. Заряжание орудия производилось с помощью крана с ручным приводом:
14. Вторая гаубица Б-4 стоит справа от входа:
15.
16. Обе гаубицы в одном кадре:
17. Для транспортировки гаубица разбиралась на две части: ствол, снятый с лафета, и гусеничный лафет (соединенный с передком). В боевых условиях допускалось перевозить гаубицу на короткие расстояния в неразобранном виде:
18. Для транспортировки Б-4 предназначались гусеничные тягачи "Коммунар":
19.
20.
21. Лафет № 52 сделан в 1939 г.:
22.
23.
24. На этом обзор гаубиц закончен, но в тот день я решил немного прогуляться вокруг артиллерийского музея. Это боковой вход в музей. Арсенал, в котором он сейчас расположен, был построен 1860 г.:
25. Дальше не пройти, сторожевые псы не спят:
26. Вдали виднеется пока ещё закрытая часть экспозиции на задах музея:
27. Если обойти здание арсенала, то можно разглядеть, что за экспонаты там собраны на заднем дворе музея:
28.