Интервью с Ильей Николаевым.
Социальные сети и музей.
02 февраля 2010Для многих из нас социальные сети (далее - соцсети) стали сегодня неотъемлемой частью жизни, многие - понятия не имеют, что это такое. Когда же речь заходит об использовании соцсетей в музейной профессии, то в тупик попадают даже «продвинутые» Интернет-пользователи. Что такое социальные сети, и чем они могу помочь музею, рассказал эксперт по Интернет-коммуникациям Илья Николаев.
Социальные сети - что это? В чем принципиальное отличие сайта музея от блога музея или проекта, реализуемого музеем? Если говорить о русскоязычных социальных сетях, то в чем их отличие друг от друга? Сложно ли технически разобраться, как работать с социальными сетями? Какая из сетей лучше всего подходит для музейщиков? Как искать людей, которым могла бы быть интересна тема того или иного проекта? Как сделать сообщество/группу наиболее интересной для пользователей? Социальные сети - что это?
Социальные сети в Интернете - это проекты, направленные на построение сообществ из людей со схожими интересами и/или деятельностью. Связи в социальных сетях осуществляется посредством внутренней почты или мгновенного обмена сообщениями. Другими словами, если вы пришли на сайт, где вам предлагают создать свой личный профиль (анкету), обзавестись дружескими связями («зафрендиться») с другими людьми, у которых на этом сайте есть такие же профили, то вы попали на сайт соцсети.
На сегодняшний день в Интернете функционируют множество соцсетей, которыми пользуются сотни миллионов людей. Крупнейшими международными сетями являются
MySpace (255 млн.) и
Facebook (171 млн). Наиболее активные пользователи сетей - жители Северной Америки, Великобритании, Германии, некоторых стран Азии. На русскоязычном пространстве абсолютным лидером по количеству зарегистрированных пользователей является
Vkontakte (60 млн.). Вообще же об истории, феноменах развития и популярности соцсетей уже существует богатая литература, которую с легкостью можно найти в Интернете.
В чем принципиальное отличие сайта музея от блога музея или проекта, реализуемого музеем?
Принципиального отличия не будет, если в программный комплекс корпоративного сайта музея или иной сайт музейной направленности включить элементы социальной сети. Практически это реально, вопрос только в том, нужно ли это такому сайту, не говоря уже о дороговизне подобного решения. Например, если зарегистрировавшихся пользователей «связать» возможностями внутренней почты, будут ли они ими пользоваться? Думаю, не будут. Не будут, потому что пока музейный сайт не представляется местом общения. Хотя, на мой взгляд, элементы социальной сети не помешали бы такому крупному интернет-порталу, как
«Музеи России».
Если говорить о русскоязычных социальных сетях, то в чем их отличие друг от друга?
Ну, начнем с того, что соцсети бывают разных типов в зависимости от того, зачем и для кого они создавались. Крупнейшие сети, такие как
Vkontakte (клонирован с
Facebook) и
«Одноклассники» - это просто набор определенных сервисов, которые подходят для организации различного рода коммуникаций. Там нет какой-то определенной тематики или цели. И, несмотря на это, они отличаются. В сети
Vkontakte в большей степени развиты деловая и игровая составляющие, а также все, что связанно с группами (сообществами) и т.н. «событийкой». Сеть
«Одноклассники» больше подходит для восстановления ретро-знакомств, более или менее вялотекущего общения, но не более. Иная активность, как бы ни старался менеджмент этой сети, там пока малоэффективна.
«Живой журнал» (Livejournal, ЖЖ) построен по другому принципу. Это система блогов. Блог - это личный журнал, дневник; он является основным элементом этой сети. Вся активность развивается по принципу «авторская запись - комментарий». То есть здесь уже становится важна не сама по себе коммуникация, а месседж и его содержание. То, к чему можно опять же содержательно отнестись. Соответственно аудитория блоговых систем делится на две неравные части: авторитетные ведущие журналов и те, кто следят за этими записями и комментирует их. Хотя комментаторы тоже ведут свои журналы и у них тоже могут быть «поклонники» и комментаторы. Таким образом, выстраивается определенная иерархия. Короче говоря, все - сами себе писатели и сами себе критики.
Говоря о блогах, нельзя не упомянуть и набирающий популярность интернет-сервис
Twitter, представляющий собой систему микроблогов, позволяющий пользователям отправлять короткие текстовые заметки (до 140 символов). Первоначально проект задумывался авторами как возможность ответить на единственный вопрос: «Что ты сейчас делаешь?», однако впоследствии
Twitter стал развиваться и как СМИ, и даже как помощник для быстрой организации массовых общественных событий.
А теперь давайте посмотрим на другие, нишевые социальные сети. При наличии базового списка сетевых сервисов эти проекты имеют достаточно четкие целевые ориентации, и соответственно направлены они на обслуживание более узкого пользовательского сегмента. Например, интернет-сервис
LookAtMe сделан для продвижения и обсуждения актуальных культурных событий, в силу чего основной аудиторией этой сети является модная молодежь, иногда именуемая американским словечком «хипстеры».
Скажем, соцсеть
Imhonet имеет совершенно иную направленность. Это мультикультурный рекомендательный сервис (рекомендательная система), экспертную работу в котором выполняют сами пользователи. В названии сервиса используется английская аббревиатура IMHO (In My Humble Opinion - «по моему скромному мнению»). В основном пользователями сети являются активные читатели и зрители, для которых авторы проекта придумали даже опцию «Умные знакомства»…
Продолжение читать здесь:
http://www.museum.fondpotanin.ru/publ/index.php?ID=6494