Давно написано, но кто-то недавно спрашивал.
Оригинал взят у
maoist в
Доколумбова Америка: Энциклопедия фальшивок и заблуждений: Каменное строительство инковВ связи с тем весельем, которое я испытал по поводу
очередной гениальной лахокниги, а также
поста в science_freaks по поводу мегаопуса журналиста Никонова, постоянно всплывают вопросы о строительстве инкских городов (Ольянтайтамбо, Мачу-Пикчу, Саксайуаман и др.) и прежде всего знаменитой "полигональной кладке". Чтобы не писать постоянно одни и те же ответы, в этом посте я решил сделать общий обзор проблемы, сведя комментарии из разных мест.
"Полигональная кладка"
Необычность и непривычность такого рода построек стала поводом для множества фантазий. От постройки всего этого инопланетянами до легенд о соке каких-то амазонских растений, который разъедает камень. В российских пирамидологических умах по этому поводу родилась просто сверхъестественная по уровню дебилизма "пластилиновая теория". Мол, технологии атлянтов/инопланетянцев позволяли трансформировать гранит до состояния пластилина и лепить, лепить, лепить...
На самом деле это вполне логичная технология. Имеется задание: построить массивные каменные сооружения (по приказу императора). Отсутствуют: достаточное количество квалифицированных мастеров для изготовления регулярных блоков. Присутствует: большое количество каменных валунов, естественным образом отделенных от породы.
Выход из создавшейся ситуации: подгонять имеющиеся валуны, чтобы не тратить силы на их превращение в прямоугольные блоки. Примерно вот так:
(вновь не могу не выразить уважаемому LMA благодарность за схемы)
Отсюда и сложные формы: чем стесать массу гранита до прямой грани, проще сделать грани ломаными и подогнать соседние блоки.
Практика
В 1980-е гг. Жан-Пьер Протцен, архитектор по образованию, работавший в Университете Калифорнии, занялся исследованием технологии обработки каменных блоков в Ольянтайтамбо, а также экспериментальной археологией. В 1993 г. в Оксфорде вышла его книга "Inca Architecture and Construction at Ollantaytambo".
Добыча и обработка. Протцен обнаружил, что в каменоломнях добычи камня как таковой не велось. Выбирались уже отколотые каменные глыбы, наскоро обрабатывавшиеся на месте, а затем доставлявшиеся к месту строительства. Отметки на камнях из Ольянтайтамбо показывают, что глыбы тащили.
Для обработки использовались каменные молоты из речной гальки. Их и их фрагменты обильно встречаются в местах добычи и обработки камня. Молоты бывают различные: от размера яйца, до размера футбольного мяча. Крупные использовались для первичной обработки, средние - для обработки поверхностей, мелкие - для краёв и углов.
Эту технику описал в своё время Гарсиласо де ла Вега в 28-й главе своих "Комментариев". Перевод Кузьмищева в данном случае не совсем точен: "Точно так же каменотесы для обработки камней не имели другого инструмента, кроме черных булыжников, которые назывались ивана [и] которыми они не рубили, а раскалывали их". В оригинале говорится "... con que las labran machucando más que no cortando" ("которыми их обрабатывали скорее оббивая, чем рубя").
При обработке молотами на камне оставались особые лунки (разных размеров). Маленькие луночки видны на углах и остались от маленьких молотов.
На месторождении Качиката неподалёку от Ольянтайтамбо расколы камней таковы, что большая часть блоков (риолит) уже имеет вполне гладкую и ровную поверхность. По пути к городищу остались недообработанные блоки.
Протцен проэкспериментировал с риолитовыми камнями из Качикаты и вырубил один блок наподобие инкского. По его расчетам, 20 каменотёсов могли бы за 14 дней обработать до формы параллелепипеда глыбу длиной 4,5 м, шириной 3 м и высотой 1,7 м.
Подгонка каменных блоков. Анализ Протцена не обнаружил следов от абразива на блоках Ольянтайтамбо. Однако в тех случаях, когда конструкции развалились, было видно, что соседние камни были точно подогнаны и подходили только друг к другу. На этих поверхностях них были обнаружены лунки, то есть они тоже обрабатывались молотами.
По реконструкции Протцена, при строительстве сначала укладывался нижний ярус блоков, затем обрабатывалась нижняя поверхность индивидуальных блоков из верхнего яруса, а потом к ней подгонялась верхняя поверхность соответствующего блока нижнего яруса. Сам Протцен в своих экспериментах смог достичь высокой точности подгонки при помощи каменных молотов.
Обработка андезитового блока размерами 25 на 25 на 30 см (три стороны и 5 граней) заняла у него 90 минут. Подгонка двух камней - тоже 90 минут.
Как появилась полигональная техника? Раннеколониальные источники, сохранившие инкскую традицию, - Сьеса де Леон, Сармьенто де Гамбоа, и Кобо - сообщают, что после завоевания боливийского Альтиплано император Пачакути был так впечатлен руинами Тиуанаку, что приказал построить такие же монументальные сооружения в долине Куско и вокруг. Для него это было делом сакральной важности. В инкском династическом мифе сюжет прихода с юга исключительно важен: первая пара Манко Капак и Мама Окльо появились на земле на острове Солнца и Луны на озере Титикака. Так что там, на юге, лежала мифическая родина. Авторы разнятся в деталях: Сьеса просто говорит, что инкские здания в форме тиуанакских, Сармьенто пишет и о работниках и мастерах-каменщиках, тогда как Кобо уверяет, что Пачакути приказал тщательно изучить руины и понять, как они выстроены.
О том, что для инков Тиуанаку играл важную роль, свидетельствуют
раскопки Пумапунку под руководством Дж. Йегера и А. Вранича.
Протцен выразил несогласие с рядом исследователей в том, что инки привезли из Кольясуйю мастеров, которые их всему научили. И он прав: аймара в Поздний Переходный период ничего такого уже не строили, и тиуанакская технология строительства на Альтиплано после коллапса Тиуанаку явно была утеряна. Вывод Протцена: при внешнем сходстве в сущности это разные строительные техники и "...что бы инки не увидели, когда они впервые появились в Тиауанако, и что бы они не заимствовали оттуда, они основательно это переинтерпретировали и сделали это своим собственным". То есть инкские мастера разработали свою технологию, исходя из того материала. который был у них.
Нерешенные вопросы
Их масса. Ценные комментарии по этому поводу в свое время сделал Григорий Мохин. Его комментарии (под ником mok) можно найти
вот здесь (к сожалению, из-за технических работ на
"Антиальтернативном форуме" исходная ветка недоступна). Новейшие исследования в Ольянтайтамбо вкупе с наблюдениями Протцена вновь поставили вопрос о присутствии в Ольянтайтамбо и Саксайуамане более раннего строительства. Григорий
обещал как-то про это рассказать.