Праздник на нашей улице (о новом законе, посвящённом охране археологических памятников)

Jul 05, 2013 23:30

Ну вот, наконец, радостная новость, которую археологическое сообщество ждёт с 1992 г., когда Россия подписала Европейскую конвенцию об охране археологического наследия ETS N 143. Кажется, дело с противостоянием грабительским раскопкам наконец-то однозначно сдвинулось с мертвой точки.

2 июля Государственная Дума РФ сразу во втором и третьем чтениях приняла-таки долгожданный законопроект № 217902-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии» («за» во втором и третьем чтении - 298 и 295 голосов) http://www.duma.gov.ru/news/273/384955/. Соответственно, остался Совет Федерации и Президент. Хотелось бы надеяться, что они также встанут на защиту археологического наследия народов Российской Федерации.

В последнее время в Интернете на «кладоискательских» ресурсах (тех самых, где «копатели» хвастаются и торгуют своим «хабаром») по этому поводу поднимаются заметные волны. Например, рассылаются воззвания следующего содержания:
«Уважаемые поисковики, коллеги по увлечению! Как вы знаете, госдума подготовила и утвердила закон о запрете нашего хобби.Для того, чтобы он не прошел оставшиеся два этапа - согласование в Совете Федерации и подпись у президента РФ. 13 июля 2013 года мы собираем всероссийский пикет за отмену законопроекта №217902-6. Если сейчас не объединиться и не выразить протест, то закон примут окончательно».

При этом, плодятся и множатся всевозможные мифы - дескать, новый закон не позволит даже садоводам копаться на грядках и т.п. Всё это на полном серьёзе. Значит, любителей присвоить археологические находки задело за живое.

Как неоднократно уже писалось, грабительские раскопки в последние десятилетия стали одной из главных угроз объектам археологического наследия. С одной стороны, серьезнейшую опасность представляют профессиональные «черные копатели», целенаправленно уничтожающие памятники археологии с целью добычи и перепродажи древних артефактов. С другой, нельзя недооценивать тот факт, что «любительский металлопоиск» (то есть поиск предметов прошлых эпох с использованием металлодетектора), благодаря рекламе производителей поискового оборудования, стал в течение последнего десятилетия крайне популярным и массовым видом хобби. Последняя тенденция является крайне угрожающей: ежегодно сотни и тысячи выявленных и невыявленных памятников археологии повреждаются и разрушаются «кладоискателями», значительная часть из которых не может даже элементарно идентифицировать найденное. Изъятые из археологического контекста артефакты теряют свою главную ценность - они перестают быть источником знаний о нашем прошлом, чем наносится непоправимый вред всем нам.

Что же содержит в себе новый закон (http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=217902-6&02), вызывающий агрессию «кладоискателей» обратно пропорционально поддержке профессионального археологического сообщества?

Законопроект вносит комплексные изменения в целый ряд законодательных актов РФ и, таким образом, приводит существующее законодательство в соответствие с Европейской конвенцией об охране археологического наследия, ратифицированной Государственной Думой 17 июня 2011 г.

1). Очень нужные и основополагающие изменения появляются в ЗАКОНЕ 73-ФЗ «ОБ ОБЪЕКТАХ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ) НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». Они предусматривают, в том числе, более удачную формулировку понятия «объект археологического наследия».
Здесь же законопроект впервые формулирует понятие «археологический предмет» - «движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых независимо от обстоятельств их обнаружения являются археологические раскопки или находки, в том числе предметы, обнаруженные в результате таких раскопок или находок». Данная формулировка представляется крайне важной и давно назревшей, так как, придавая охраняемый статус отдельным артефактам, позволяет ликвидировать существенную лакуну в действующем законодательстве.

Определяется и пресловутая верхняя граница археологии - охраняемыми должны быть объекты археологического наследия, с момента возникновения которых прошло не менее 100 лет.

Кроме того, в указанный федеральный закон добавляются нормы, определяющие виды полевых археологических работ и регулирующие порядок их проведения (ранее они содержались в подзаконном акте - Положении о порядке выдачи открытых листов). Открытые листы теперь будут выдаваться на археологические разведки, раскопки и наблюдения.

Также важнейшей новацией является законодательное оформление положения о том, что поиск объектов археологического наследия или археологических предметов при помощи металлоискателя (и иного специального поискового оборудования) принудительно требует специального разрешения (открытого листа), то есть может производиться исключительно профессиональным археологом, полномочия и квалификация которого подтверждены Российской академией наук и Министерством культуры РФ. Представляется, что прямая формулировка данного положения однозначно определяет незаконный характер действий «любителей металлопоиска». Это полностью соответствует Европейской конвенции.

Еще одна важная фраза закрывает лазейку для нарушителей (в том числе, незаконных застройщиков), напирающих на отсутствие утвержденных границ археологических памятников. В этом случае территорией объекта археологического наследия признается часть земной поверхности, по факту занятая им.

Если бы этим всё и ограничилось, вышеизложенное можно было бы назвать полумерами. Однако, данные нормы подкрепляются и соответствующими наказаниями за их нарушение.

2). В соответствии с презумпцией государственной собственности на археологические предметы, в КОДЕКС ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ вносится важная статья - Незаконный оборот археологических предметов, запрещающая совершение сделок с ними.
Такие меры, аналогичные принятым в значительном количестве зарубежных стран, представляются крайне важными и безотлагательными, так как позволят эффективно бороться с частным коллекционированием и «черным рынком» археологических предметов, которые отчуждению из государственной собственности не подлежат.
До 1 сентября 2016 г. находящиеся в частных коллекциях археологические предметы должны быть переданы в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации.

3). Серьезные изменения вносятся в ст. 243 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА (Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия).
Во-первых, появляется отдельный пункт про нарушение требований сохранения или использования объектов культурного наследия. Этот момент весьма актуален, т.к. многие владельцы участков, на которых находятся охраняемые памятники археологии, хозяйствуют совсем не в соответствии с законом и подписанными охранными обязательствами.

Во-вторых, появляется статья, вызвавшая максимум инсинуаций со стороны «кладоискателей». Согласно ей, уголовному наказанию (от штрафа в 500000 руб. до 2-х лет лишения свободы) подлежат незаконные (т.е. без открытого листа) «поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания». Речь идет о поиске и изъятии археологических предметов с нарушением культурного слоя независимо от охраняемого статуса территории. Если же дело происходит на территории внесенного в реестр памятника, то наказание ужесточается (от 700000 руб до 4-х лет). Если же использовалась спецтехника (металлоискатели, радары, магнитные приборы), либо группой лиц по предварительному сговору, то преступникам грозит штраф в 1000000 руб. или до 6-ти лет). При этом, в соответствии с изменениями в 73-ФЗ, всё это касается культурного слоя и предметов старше 100 лет.

Понятно, почему забеспокоились «кладоискатели», ежегодно разграбляющие множество археологических памятников и уводящие на «черный рынок» или в частные коллекции ценнейшие археологические артефакты. Данная статья, по сути, для их «хобби» места не оставляет. Его теперь не оправдать даже поиском «царских монеток». И это правильно - археологические предметы являются собственностью государства, их поиск должны проводить исключительно профессионалы в строгом соответствии с методиками. Сколько раз мы видели, как такие «искатели монеток» полностью изымали металлические предметы из культурного слоя богатейших селищ...

Что же касается мифов про то, что пострадают в первую очередь огородники, так мифы мифами и остаются. Статьей четко прописано, что наказывается ПОИСК, т.е. целенаправленные действия, направленные на обнаружение археологических предметов. Огородники могут по-прежнему смело копаться в грядках, если их цель именно выращивание сельхозкультур :-)

В-третьих, вносится наказание за уклонение от передачи государству случайно найденных при хозяйственных работах ценных археологических предметов. И это тоже актуально, ибо известны многие случаи, когда строители (и пр.) полностью растаскивали ценнейшие комплексы, и те гибли для науки.

Таким образом, представляется, что данные формулировки исключают возможность ухода от ответственности за разграбление памятников археологии. Ужесточение наказания за указанные деяния является своевременным и соответствует общественной значимости.

Как мы видим, закон страшен только тем, у кого поверхность носа в пушку. Как нам кажется, скорейшее вступление в силу данного закона станет действенной мерой, способной защитить археологическое наследие народов России от угрозы гибели в результате бесконтрольного разграбления.

чёрная археология, археология, охрана памятников, законодательство

Previous post Next post
Up