Ещё один замечательный фоторепортах с прекрасной выставки.
Оригинал взят у
vladimirdar в
Выставка «Золото потомков Геракла». Народы Прикубанья в VI в. до н.э. - III в. н.э. Часть 1.
Всего 56 фото
Исторический музей меня радует - иногда, к концу года, проводятся сильные выставки, связанные с археологией, этапными периодами мировой истории и истории нашей страны. И, конечно, меня всегда завораживает встреча с Золотом, но не со светским, напыщенным и помпезным, а с золотом как архетипным символом торжества Жизни и Смерти, древними золотыми изделиями, созданными талантливыми мастерами-умельцами в непостижимые для нашего обыденного разума давние времена. Когда разглядываешь эти артефакты, возникает масса необычных чувств и ощущений, - ты как будто погружаешься в этот зыбкий призрачный мир Прошлого, касаешься мыслей и чувств, живших тысячи лет назад людей, осознаешь, чем для них были Жизнь и Смерть, Страдания и Любовь, Власть и Богатство, Храбрость и Отвага. Неизгладимое впечатление оставила, кстати, в своё время,
выставка «Фракийское золото» в конце 2013-го - целый восторженный фейерверк чувств от прикосновения к сокровищам мирового уровня - золотым сосудам, изделиям из золота, артефактам этого торжества Жизни ушедших людей над вечными категориями Пространства и Времени.
С октября 2015 года в ГИМ как раз и проходит выставка «Золото потомков Геракла», Народы Прикубанья в VI в. до н.э. - III в. н.э. Название меня воодушевило, и я начал интересоваться для начала - в каком же зале проходит эта выставка - оказалось, что в так называемом «Кабинете Председателя» - небольшом камерном выставочном зале Исторического музея. Поначалу я подумал, что поскольку зал маленький, то и выставлено будет немного интересных экспонатов, хотя по собственному опыту я знал, что этот зал вполне себе может вместить значительное количество артефактов, но главное даже не в том, сколько их, а в том - какого уровня окажутся эти экспонаты. И, надо сказать, забегая вперед, я не обманулся в своих ожиданиях.
Обычно принято восхищаться античными коллекциями музеев Америки, Европы и Малой Азии, но, как оказалось, в нашем Прикубанье точно также творилась Большая История, точно также происходили значительные исторические события, наряду с жизнью и смертью простого человека, смертного, как и его земные властители.
Прежде чем перейти к просмотру хочу сделать ряд замечаний и оговорок. Выставка настолько меня поразила, что обработанного материала оказалось достаточно много, поскольку я по своему обыкновению, уже гораздо глубже, чем при съемке, в процессе обработки материала, вникаю в каждый артефакт, его уникальную зыбкую историю и контекст. Иногда, даже, не сто́ит ничего комментировать - ведь сама обработка фото тоже творческий процесс и бессознательное само даст читателю-созерцателю ту самую важную информацию и нужные впечатления, минуя су́етное сознание... Этот рассказ о выставке "Золото потомков Геракла" будет как никогда подробным и тщательным. Мне показалось, что, при таких исходных, я могу попытаться представить максимально подробную визуальную информацию - ведь у многих нет возможности специально для этого посетить столицу. Кроме того, намеренно, давая крупные планы, я часто делаю акцент на ряде экспонатов, на моем субъективном отклике и, буду по ходу, описывать краткие эмоциональные впечатления от них, если сочту это необходимым.
Съемка в музейных условиях - не самый благодарный процесс - есть запрет на фотографирование со вспышкой, со штатива; присутствуют искаженный, приглушенный искусственный свет и блики от массы стеклянных витрин, поэтому некоторые фото будут не совсем резкие, так, что - заранее извиняйте)
Выставка «Золото потомков Геракла», Народы Прикубанья в VI в. до н.э. - III в. н.э. представляет один из самых значительных периодов древней истории Кубани - эпоху раннего железа. На выставке экспонируются наиболее представительные предметы из золота, серебра, бронзы, железа, глины, стекла и камня, составляющих яркую часть археологической коллекции государственного Краснодарского историко-археологического музея-заповедника им. Е.Д Фелицына.
В глубокой древности Северный Кавказ и Прикубанье были одним из центров цивилизации. В эпоху раннего железа степное Прикубанье, предгорные и горные районы сегодняшнего Краснодарского края населяли разноэтнические времена кочевников-скотоводов и оседлых земледельцев - скифов, меотов, сарматов. Таманский полуостров, восточное побережье Черного и Азовского морей занимали соседствовавшие с ними греки, население городов и территорий Боспорского царства.
Это первое, что видит посетитель выставки - стенд с подборкой фотографий мест раскопок и старой картой Прикубанья конца XIX века.
02.
Многовековые разнообразные связи скифов, меотов, сарматов с древнегреческими городами сказались во всех сферах экономики местных племен - в развитии земледелия и скотоводства, всех видов ремесел и промыслов, военного дела. В наименовании выставки «Золото потомков Геракла» отражены религиозные представления иранских народов - скифов, сарматов, а возможно и части меотов, а также греческого населения Боспора, населявших Северное и Восточное Причероморье и Приазовье.
По одной из легенд о происхождении скифов, донесенной до нас Геродотом, первыми людьми в скифской земле были Агафирс, Гелон и Скиф, родившиеся от греческого героя Геракла и местной полудевы-полузмеи. Покидая эту землю Геракл сказал деве, - «Когда ты увидишь их возмужавшими пусть каждый из них попробует натянуть вот этот лук и опояшется вот этим поясом с золотой чашей, по-моему - особым образом - тому и предоставь эту землю, а кто не сможет - вышли отсюда…». Только самый младший из братьев - Скиф выполнил поставленную отцом задачу и унаследовал эту землю. По легенде именно от него и произошли все скифские цари, а обычай носить чашу на поясе стал для скифов с тех пор традиционным.
Старая карта Кубанской области. 1893 год.
03.
Наиболее редкими археологическими находками являются украшения, оружие, утварь, детали упряжи, выполненные из драгоценных металлов и являющиеся порой шедеврами ювелирного искусства. С глубокой древности золото было символом знатности и богатства. Благодаря своему блеску, цвету, редкости, легкости в обработке этот металл стал излюбленным материалом для изготовления украшений уже 5 тыс. лет назад. Найденные в погребениях золотые украшения, парадное оружие и упряжь, драгоценная посуда, монеты имеют огромное историческое и культурное значение и являются нашим национальным достоянием.
На выставке представлены 603 предмета археологии из золота, серебра и других материалов, датирующихся VI в. до н.э. - III в. н.э., представляющих историю и культуру меотов, скифов, сарматов и греков.
Как я уже упоминал - выставки проходит в небольшом выставочном пространстве Исторического музея, но концентрирует в себе значительные исторические ценности. Перед тем как пройти в основной зал мы оказываемся в небольшом полутемном помещении - здесь установлены пара вертикальных витрин с подсветкой, карты Прикубанья и множество фотографий археологических памятников и местечек; осуществляется подробный показ истории археологических открытий в Прикубанье.
Мы как раз сейчас в Малом зале выставки. Здесь две выставочные витрины. Первая - перед вами.04.
1. Зеркало. Бронза. VI - V в. до н.э. Краснодарский край.
2. Флакон. Стекло. Вторая половина I в. н.э. Станица Старокорсунская, 1990, Н.Ю. Лимберис, И.И. Марченко.
3. Ковш. Глина. VI в. до н.э. г. Усть-Лабинск, 1938, раскопки Н.В. Анфимова.
4. Кувшинчик с зооморфной ручкой. Глина. II - I в. до н.э. Станица Тбилисская, 1960.
5. Амфориск. Стекло. IV в. до н.э. Краснодарский край.
6. Сосуд-кернос с тремя горлышками. Глина. IV - III в. до н.э. Хутор Красный Октябрь, 1960.
7. Светильник. Бронза. III в. до н.э. г. Анапа, некрополь Горгиппии, 1975, 1979 гг., раскопки Е.М. Алексеевой.
8. Алабастр. Стекло. IV в. до н.э. Краснодарский край. Алабастр с маслом (сосуд с вытянутым туловом) носили на шнурке, обвязанном вокруг горлышка.
Зеркало. Бронза. VI - V в. до н.э. Краснодарский край.
05.
Вторая выставочная витрина Малого зала.
Детали сосуда-кипятильника:
Две ручки в виде кистей рук, две подставки в форме львиных лап с фигурками сфинксов и статуэтка Эрота. Бронза. II-I в. до н.э. г. Славянск на Кубани, 1967.
06.
В Малом зале установленв LCD-панель - постоянно идет подробный визуальный рассказ о проведенных археологических работах в Прикубанье с показом карт археологических работ и предметов, найденных на раскопках.
07.
Ну, а теперь, - мы входим в основной зал выставки «Золото потомков Геракла», Народы Прикубанья в VI в. до н.э. - III в. н.э. Всегда с волнением посещаю такие выставки, потому как именно здесь есть возможность не только узнать, но и почувствовать Историю с Большой буквы, потому как эти артефакты «живы» и всегда стремятся рассказать о себе, - надо лишь открыть себя им, дать такую возможность, несмотря на сознательные блоки в самом себе.
08.
Это - изваяние знатного воина с оружием в пластинчатом панцире, украшенном нагрудной пластиной в виде лежащего оленя. На плечах - наплечники с головой грифонов. Поверх панциря - боевой пояс с укрепленным на нем оружием - акинаком, горитом, плетью. В правой согнутой руку у груди - ритон.
Песчаник. V в. до н.э. Станица Преградная, до 1917 года.
09.
Приступим к осмотру основного раздела выставки.
10.
Своеобразным был ранний уздечный набор скифского всадника. В это время широко применялись двухсоставные бронзовые удила, скрепленные кольцами на концах, со стремявидными окончаниями. Железные удила входят в широкое употребление начиная с VII в. до н. э. К удилам крепились бронзовые литые или железные псалии с тремя отверстиями (дырками или петлями). Центральное отверстие служило для привязывания к удилам, а также для крепления центрального нащечного ремня уздечки, а его боковые ответвления крепились в два других отверстия. Кожаные уздечки, вероятно, состояли из затылочного, налобного, наносного и подбородочного ремней. Для их скрепления служили бронзовые или костяные пронизи геометрической формы, иногда в виде круглых бляшек с петельками, порой они оформлялись в зверином стиле. Относительно скифской седельной упряжи данные весьма немногочисленны. Предполагается, что они применяли мягкие седла. Вероятно, форма скифских чепраков могла быть заимствована в Передней Азии.
Уздечные принадлежности. Бронза. IV в до н.э. Майкопский отдел Кубанской области, до 1917 года.
3. Налобник ромбовидный с фигуркой грифона. Бронза. IV в до н.э. Майкопский отдел Кубанской области, до 1917 года.
4. Бляха упряжная в виде львиноголового грифона. Бронза. IV в до н.э. Майкопский отдел Кубанской области, до 1917 года.
5. Бляха-псалий в виде грифона. Бронза. V-IV в до н.э. Майкопский отдел Кубанской области, до 1917 года.
11.
12.
1. Меч. Железо. IV-III в до н.э. Краснодарский край.
2. Налобник конский. Бронза. IV в до н.э. Хутор Прикубанский. 1998 г. Раскопки И.И. Марченко, Н.Ю. Лимберис, В.В. Бочкового.
13.
6. Шлем аттический. Бронза. IV в до н.э. Краснодарский край, до 1917 года.
7. Панцирь чешуйчатый. Бронза, железо. V-IV в до н.э. Краснодарский край, до 1917 года.
14.
В VII-VI вв. до н. э. чешуйчатый панцирь был, по-видимому, исключительной принадлежностью знати, но впоследствии получает более широкое распространение. Железные, бронзовые, значительно реже костяные чешуйки нашивались непосредственно на кожаную основу. Зачастую панцири имеют биметаллическое покрытие (из бронзовых и железных пластин).
15.
Для изготовления основы использовали тщательно обработанную растительными дубителями кожу крупного рогатого скота, взятую со спинной части, - более прочную и плотную по сравнению с кожей, шедшей, к примеру, на колчаны. С целью достижения большей эластичности доспеха пластины панцирного набора могли крепиться на кожаных полосах, нашитых в горизонтальном порядке на обработанной кожаной основе. Размеры панцирных пластин чрезвычайно разнообразны.
16.
17.
Лук и стрелы скифы помещали в футляр, который назывался горит и являлся характерной особенностью скифского вооружения. От колчана он отличается тем, что предназначен, в первую очередь, для хранения лука с натянутой тетивой. Стрелы помещались в другое отделение, расположенное на внешней поверхности футляра. Гориты изготавливались из дерева, иногда армированного железными прутьями, и покрывались кожей.
8. Поножь. Бронза. IV в до н.э. Краснодарский край, до 1917 года.
18.
9. Наконечники стрел. Бронза. VII-VI в до н.э. Хутор Лебеди, 1980, раскопки Э.Л. Дубмана.
19.
10. Псалии (слева) с изображением грифонов. Бронза. IV в до н.э. Майкопский отдел Кубанской области, до 1917 года. Псалии - часть древнего уздечного набора, представляет собой пару вертикальных стержней, прикреплявшихся перпендикулярно к концам удил для закрепления их во рту верхового коня.
20.
11. Топор-клевец (справа). VII-VI в до н.э. Железо. Хутор Лебеди, 1980, раскопки Э.Л. Дубмана.
21.
Редким видом вооружения скифов являются топоры и клевцы. Носились они, как и мечи, на правом боку. Топоры и клевцы делались преимущественно из железа, хотя для раннего времени зафиксированы бронзовые и биметаллические (из бронзы и железа) клевцы. Скифские боевые топоры были проушными и имели разнообразную форму, обычно расширяясь к рабочей части и чуть склоняясь вниз.
Клевцы предназначались для ближней рукопашной схватки, часто ими вооружались всадники. Они применялись ещё в бронзовом веке. Клевец сочетает высокую пробивную способность (удар приходился на малую площадь) с удобством и небольшим весом. Такое оружие способно пробить любые доспехи, хотя и имелась вероятность его застревания в пластинах доспехов.
12. Шлем кубанского типа. Бронза. Конец VII-начало VI в до н.э. Станица Старокорсунская, 1981, раскопки И.И. Марченко, Н.Ю. Лимберис.
22.
Характерным элементом раннего скифского комплексного вооружения были бронзовые шлемы так называемого «кубанского» типа. Они характеризуются округлой тульей с валиком, проходящим по оси передней стенки корпуса и завершающимся небольшим выступом или петелькой, служившей для крепления султана. Лицевой вырез оформлен окаймленными бортиком надглазными дугами, сходящимися к переносице и образующими наносный выступ. Толщина стенок колеблется в пределах 3-3,5 мм, вес - 1,4-1,9 кг. По нижнему краю пробивались или просверливались отверстия для крепления кожаных (возможно - войлочных) нащечников и назатыльника, имевших, по-видимому, чешуйчатое покрытие. Шлемы «кубанского» типа изготовлялись литьем с использованием трехсоставной формы.
13. Навершие с головой оленя. Бронза. VI в до н.э. Майкопский отдел Кубанской области, до 1917 года.
23.
14. Наконечник ножен меча с головой волка. Бронза. V в до н.э. Станица Старокорсунская, 1979.
24.
25.
16. Пластины-обкладки чаши. Золото. III в. до н.э. Станица Пластуновская, 1977, раскопки А.А. Нехаева.
26.
27.
15. Пластина-обкладка ритона с изображением оленьих рогов. Золото. IV в. до н.э. Станица Васюринская, 1976, раскопки Н.В. Анфимова, Л.А. Булавы.
28.
29.
Наконечник ритона в виде головы кошачьего хищника. Золото. IV в. до н.э. Краснодарский край, до 1917 года.
30.
31.
18. Гривна. Золото. VI в до н.э. Аул Четук, 1975.
32.
19. Черпак. Бронза. IV в до н.э. Майкопский отдел Кубанской области, до 1917 года.
33.
20. Пластина с изображением двух оленьих головок. Золото, свинец. V-IV в до н.э. Краснодарский край, до 1917 года.
34.
21. Бляхи с изображением оленя, лося-козла, грифона, медузы-горгоны, геометрических форм. Золото. IV в до н.э. Краснодарский край, до 1917 года.
35.
36.
37.
38.
Золотые бляхи с изображением грифона и медузы-горгоны (нижнем ряду - фото ниже).
39.
В 1967 году при строительстве оросительных сооружений в станице Ивановской был снесен курган и разрушено погребение, где были найдены четыре фрагментированных бронзовых котла, обломки амфор и сероглиняных сосудов, золотой наконечник ритона в виде львиной головы, а также золотые нашивные бляшки: с головой медузы в виде бабочек, с женской головкой в профиль в виде фигурок стоящего Геракла, опирающегося на палицу, лошадиных голов.
22. Бляхи с изображением мужского лика. Золото. IV в до н.э. Станица Ивановская, 1967.
40.
23. Бляхи с изображением Геракла. Золото. IV в до н.э. Станица Ивановская, 1967. Как мы помним - Геракл являлся одним из самых почитаемых богов греческого пантеона у кочевников Прикубанья.
41.
23. Бляхи с изображением протомы лошади и змееногой богини. Золото. IV в до н.э. Станица Ивановская, 1967.
42.
Прямоугольная пластина с изображением женской фигуры, так называемой змееногой богини, в высоком головном уборе - калафе, в хитоне со складками, служила, по всей видимости, частью обивки-отделки деревянной чаши. Золотые украшения Ивановского кургана ярко демонстрируют один из мифов о происхождении скифов, записанный Геродотом, упомянутой мной выше в связи со змееногой богиней.
24. Бляшки с изображением женской головы, бабочек, медузы-горгоны. Золото. IV в до н.э. Станица Ивановская, 1967.
43.
25. Пластина-обкладка с изображением грифонов. Золото. III в до н.э. Станица Новолабинская, 2003, раскопки Б.А. Раева.
44.
26. Бляха с изображением пантеры и вепря. Золото.
45.
27. Бляха с изображением сдвоенной протомы копытного животного. Золото, бронза. Станица Новолабинская, 2003, раскопки Б.А. Раева.
46.
28. Бляха в виде фигуры пантеры. III в до н.э. Поселок Водный, 1981.
47.
29. Чаша. Стекло. III-II в до н.э. Поселок Мезмай 2005, раскопки Н.Ф. Шевченко.
48.
30. Курильница с круглыми налёпами. Глина. IV-III в до н.э. Хутор Ленина, 1980, раскопки А.З. Апттекарева.
49.
50.
Вторая вертикальная выставочная витрина.
51.
1. Зеркало с ручкой, заканчивающейся головкой барана. Бронза. Вторая половина VI в до н.э. Станица Старокорсунская, 1993.
52.
53.
2. Котел. Бронза. V-IV в до н.э. Краснодарский край.
54.
55.
3. Зеркало. Бронза. V-IV в до н.э. Краснодарский край.
56.
Здесь мы немного прервемся и сразу перейдем
ко второй части моего рассказа о выставке "Золото потомков Геракла" в ГИМ.
Источники:
Материалы выставки "Золото потомков Геракла", 2015 в Историческом музее.
Википедия
Алексинский Д. П., Жуков К. А., Бутягин А. М., Коровкин Д. С. Всадники войны. Кавалерия Европы, С-П.: Полигон, 2005
Мои материалы имеющее отношение к этой теме:
Античная Горгиппия или Царство Гермеса Археологический музей античной Горгиппии в Анапе - часть1,
часть 2,
часть 3.
Золото сарматов. Выставка в Анапе 2013. Золото сарматов. Выставка в Москве 2014 - часть 1,
часть 2.
Кочевник. Между небом и землей. Выставка в ГИМ 2014 - часть 1,
часть 2,
часть 3.
Фракийское золото. Выставка в ГИМ 2013 - часть 1,
часть 2,
часть 3.
© Vladimir d’Ar
Часть 2 Часть 3