Центробежная и центростремительная

Nov 07, 2016 20:34

Однажды школьник перед уроком физики меня спросил: так что же такое центростремительная и центробежная сила? Непонятно, мол, объясняют!
В ответ я нарисовал как умел такое что-то вроде дилогии:






Поняв принцип этих двух круговращений, Курица, для которой всегда угодливо выстлан зерном-золотом путь аккурат к лобному месту, имеет шанс превратиться в Лебедя - который всей своей гордой шеей тянется к зёрнам своим, золоту своему: планетам и галактикам. Который взбирается выше и земли, и даже солнца.

Конечно же, композиция требует исполнения художником, так что поясню основные моменты.
    Бог первый выражен триединством таким:
    - РАБОТА (над казённым компьютером - барская плеть: работа от слова раб, и зачастую раб свой собственный) -
    - МАГАЗИН (после ослепительно-белого экрана раб выберет какую бутылку? Конечно, белую, и закусит обязательно белым хлебом) -
    - ДОМ (наконец-то бухнуться в белую, опять как крылья ангела, постель).
     Это и есть разъяснение Центростремительной силы, специально для уроков физики: жизнь ничего не подозревающего обывателя всегда направлена к центру, усреднёнке, к  ангельски-белой середине рукомойника. И ныряя в эту самую середину, человек не подозревает, что и задохнулся и давно уже утонул, ибо то, ЧЕМ это понимают, оно-то и задохнулось. А когда навалится настоящая депрессия, он не вспомнит, не поймёт, отчего.  Четырежды стремился к бесцветно-безлико-белому, а получил серое. (Вместо серого получился какой-то сизый, потому что нет нужного мелка. Воронку просто не знаю, как рисовать, пришлось из символизма перейти в его опасную крайность - формализм, ну да ладно). Да, все три "единства" такого бога слипаются в что-то одно, желейное, бледно-серо-болотное, бесформенное и оттого исключающее взаимоускорение и, стало быть, развитие. Зато такое ленивое круговращение по-конторски не допускает разночтений и потому всегда подчинено стрелкам, притом всегда в виде лопат: именно этими лопатами каждый третий раб (помните притчу?) закапывает данный ему взаймы талант.

Бог Второй, и (как ни страшно выговорить) почти уже вымерший - состоит тоже из ТРЁХ, но не луж каких-то бесформенных, а - планет:
  -  МУЗЫКА (солнечного цвета, ибо именно Она освещает ВСЁ) -
  -  ЖИВОПИСЬ (воспевает в человеке всё Зелёное,  нерушимые истоки его существования, и поражает в нас самое древнее, сформированное  миллардами лет) -
  -  ЛИТЕРАТУРА (обязательно небесно-синяя, ведь именно литература во все времена - знак наисмелейшей Свободы и потому всего активнее политикой истравляется).
  Вечное горение сих планет - это и свечка, которой "суждено плавиться" (а свечка во все времена - символ творца: и небесного, и земного, увы - конечного, сгорающего день ото дня во имя тепла и света вокруг), и разгорающаяся душа, и Прометеев огонь, и бесконечный огнь космических тел... Но здесь же - и сожжение всего настоящего пламенем века: разве не обгорели эти искусства уже со всех концов? И тут же: нет, не обгорели! Светятся, как ни в чём не бывало, ибо искусство - даже на третьей космической - несгораемо.
  Направление этого круговорота тоже ярко выражено, но если рассматривать его с позиций конторских и принять горящие хвосты за стрелки, то они укажут направление ОБРАТНОЕ. Вот горький курьёз: поэт толпой воспринимается всегда со знаком минус: чем выше взлетит - тем глубже втоптан. И на этот раз указано не в формальном тоне, куда ДОЛЖНО направляться движение, а шлейфом, естественно - здесь тоже символ свободы и многозначности всякого искусства.
  В один прекрасный миг  движение трёх подгоняющих друг друга планет вырывается наконец из плена орбиты в космос - и получается Вселенная. Это и называется: сила Центробежная. Бежать от всякой середины и всегда в крайность! Позволить душе раскрутиться на всю катушку, а для этого освободить её от всезатопляющей болотной ваксы бога первого. Превратить последовательно: магазинную полку в стеллаж, телек в раскрытую книгу, а "бесконечность" рабочих компьютеров - в бесконечность (поверх деревьев) собственного взора: на пейзаж, на планету, на жизнь.

Поясню во второй картинке ещё один момент композиционный. Орбита вращения трёх Планет сама представляет собой как бы планету, из пределов которой и находит выход, и если так посмотреть, то Музыка - Живопись - Литература - не планеты, а совсем напротив: окошки в этот отвлечённый фоновый пейзаж, расположенный слева. Письменный стол с трагически-синей скатертью продолжает линию горизонта; мольберт вообще вполне может стоять на той самой горе, которая начинается у моря; а вверху солнечная Муза напоминает золотую планету слева же и вполне может быть одной из них. Мы  перевернули прочтение наоборот - и смысл не исказился и не исчез, а обрёл новую грань. Эта игра - символ многомерности искусства. Мы посмотрели СКВОЗЬ планеты-искусства - и оказалось, что они еще и прозрачны. А ведь есть изречение: "Истина всегда проста и прозрачна, как воздух, оттого и невидима". А искусство - это и есть воздух для культурного человека. Ну и так далее.
 

магазин, дом. Музыка, литература., Работа, живопись

Previous post Next post
Up