Концерт Стипендиатов Фонда Ростроповича в зале Галины Вишневской (Москва, 2013)

Jan 03, 2014 20:52



Звёздный Концерт Маленьких Гениев взошёл над миром 5 декабря 2013 года в 19:00.
За два стремительно коротких  часа не на чем было перевести дух: ни единого проходного номера: только в десятку, в центр души, в сердцевину сердца! Зал центра оперного пения Галины Вишневской так уж устроен, что всякий в нём концерт - праздник; но если бы хоть и на улице уличные музыканты играли ЭТУ программу - эту, состоящую из одних пламенных шедевров мировой классики, - и то осветилось бы пространство фейерверком. Но если бы хоть и что под руку попало играли ТАК, играли ОНИ, - это был бы и вовсе не концерт, а откровение Космоса.
Что же произошло 5 декабря?!
...Выходит инопланетное существо, идёт угловато, совершенно по-детски, совсем не сценично, роняет ноты и долго собирает их по сцене... Становится с виноватой улыбкой... И тут в оркестре начинается музыка. И ребёнок, будто по взмаху волшебной палочки,  превращается в мудрого старца, увитого сединами: он весь становится Музыка, и когда подносит смычок и заводит первый звук, по залу проносится непреодолимое "Ах-х-х-х!"

Чуткий, океански глубокий голос виолины мгновенно усыпляет нас здешних и воскрешает в четырёхмерном пространстве, без гравитации, в свободном невесомом полёте. И всё трагически-забытое, незаслуженно-запылённое, преступно-заплесневелое - воскресает в нас. Маленький маг-волшебник обвивает пространство музыкой - не предельно - ЗАПРЕДЕЛЬНО, безгранично, космически. Лучится его магическое сияние, наполняя  текущий миг мелодии; через мгновение оно обретает новую окраску или распадается, сменяясь внезапной страстью или такой тишайшей умиротворённостью, будто остановился мир... Никогда ни у одного скрипача мира, самого расталантливого и многоопытного суперпрофессора, не слышал я такого сверхмягко-проникновенного звукоизвлечения, каким владеет наш герой - Даниэль Лозакович; ни у кого тоже не слышал столь вьющегося фразоведения: не глянцево-отточенного, а живого, свободного, смелого, но и не мудряще-заковыристого, а льющегося столь же естественно, как ручей,  произвольно и оттого особенно прекрасно извивающийся по земле.
И при всём этом думаешь: бывает ли меньше? И точно, следующий (пианист) выходит меньше. Ну совсем будто дошкольник! Садится и долго-предолго крутит регулировку  банкетки, чтобы хоть как-то доставать до педалей. Клавиатура теперь у него на уровне носа (ну почти). И в таком положении человек будет играть КОНЦЕРТ ГРИГА ДЛЯ ФОРТЕПИАНО С ОРКЕСТРОМ В ТРЁХ ЧАСТЯХ. Вот это да! Зал приморожен, зал загипнотизирован одним лишь дерзким заявлением! Всякий ли абсолютно состоявшийся пианист осмелится взять такую программу?  да ещё сыгрываться с оркестром?..  Да что говорю? - там такая страсть, такая напроломная лавина аккордов и пассажей, что маленький человек не только физически не в состоянии осилить экую нагрузку, не только элементарно слаб для мощного звукоизвлечения, но просто чувства таких масштабов ему никак не могут быть доступны, и скорей всего, это будет механический передир с множеством упрощений.
...Но первый аккорд! Но мощь! Но ураган!!!

И зал - опешил. Некоторые даже приподнялись и вгляделись: да не мерещится ли?!

И за тридцать положенных минут этот бесёнок без единой охлявинки выдал  ВСЕ ТРИ ЧАСТИ гениального Григовского концерта. В третьей (Allegro...)  огромную долю составляют пассажи высшей степени виртуозности, но темпа наш волшебник не сбавлял - с немыслимой скоростью выиграл всё кристально-точно и наделил чувством именно того масштаба, дальше которого способен зайти редкий на планете. Что мы слышим? - перед нами  пианист мирового масштаба лет эдак минимум тридцати - максимум сорока, на вершине своего становления, который по меньшей мере двадцать лет посвятил освоению этого не самого простого инструмента. Но что мы видим? - мы даже спотыкаемся, называя его по чину - "Александр Малофеев"...

Сказал ему и я что-то хорошее. Смотрю в  глаза - а там космос... Планеты, созвездия, метагалактики...
А флейтист что вытворил! После тайфуна высших для человечества эмоций это уже просто цирковой номер, но тут все испытали упоение не классикой, а собственным перехлёстывающим восторгом: "Полёт шмеля" был сыгран в таком темпе, что пока я дотянулся до кнопки записи, всё и закончилось. Это сверхфеномен мирового масштаба, даром что постарше будет. (Ниджат Мамедов(?))
А что за могущественно-страстная виолончелистка! (Лизи Рамишвили.) Казалось, мудрая виолончель под её смычком выскочит из самой себя, столько в неё вбито мужицкой силы и грома эмоций! И всё это сквозь такой феисто-женственный окрас, который имитировать невозможно.

Да и сам дирижёр, пятнадцатилетний Хетаг Тедеев, пришелец из сказочных миров, владеющий всем своим телом настолько же вдвое сверх возможного, что и оркестром, - казался единственным на сцене солистом, играющим на инструменте под названием оркестр...



А трубач в заключение!! ((?).) Сколько миров одновременно нам подарил! Как повёл нас за собой меж планет!..
Каждый, каждый наделил нас огромной частицей своего мира, богатого, как Вселенная, и могучего, как расщеплённый атом.
Под заключительные аплодисменты я мечтал о великой чести низко поклониться каждому из этих Посланников. И я с удовольствием сделал это, когда ВСЕ ОНИ ВЫШЛИ НА СЦЕНУ! И я успел заснять это историческое СОБРАНИЕ ГЕНИЕВ. Фотографию распечатаю в цвете и подарю лучшим друзьям в рамках, чтобы оставить им наивысшую святость, которую мне удалось увезти с моей великой и могучей Родины.


(Лизи Рамишвили, Александр Малофеев, ???, Хетаг Тедеев, Михаил Гайдук, Арсений Мун, ???, Татьяна Крячкова, Даниэль Лозакович)
Отныне и присно - Вечное спасибо великому созидателю Мстиславу Ростроповичу. Его Фонд держит музыкальную жизнь страны вот уже семнадцатый год, не увядая ни в каких кризисах; теперь организацию продолжает его дочь, Ольга Ростропович. Подробнее же о фонде можно почитать здесь:
http://rostropovitch.ru/foundation.html
Читал и обливался слезами очищения. Наши музыкальные  гении всё-таки ещё не обречены.  Пока существуют эти Острова Исчезающей Цивилизации - пускай и мир существует.

*   *   *

И только сейчас мы подобрались к главному.
     Особое достоинство несла афиша на этот гиперконцерт.
    Намеренно специализированная, чтобы никто лишний не пришёл и не занял места, а явились только те, кто знают. На ровном фоне просто перечислены фамилии. "Здесь лежит Суворов"...
    Вот и я cкользнул по афише и зацепился за одну лишь фамилию: "Даниэль Лозакович". Об этом мальчике часто рассказывает Михаил Казиник, и я более-менее представлял, ЧТО будет за Посланник. Глядь в кассу - билет триста рублей. Даром! И уж совсем было невозможно предположить, что гениальный Лозакович там ОДИН ИЗ, а вовсе не единственный...
    Нет, могли бы афишу сделать информативной, написать как есть - "Звёздный концерт маленьких гениев!" - и поставить билеты по 3000 рублей. И зал был бы полон! Но - не теми полон. Фонд себя и без них обеспечит. Концерт предназначен Истинной элите, а не ложной перестроечной.
    Эта завершительная деталь выстроила неосязаемую арку и между зрителями: в зале произошло наслоение высших духов. Свершалось то наивысшее, на что способно искусство,  а значит, на что способен человек. И в эти мгновения почему-то казалось, что до Всемирной Катастрофы ещё целая вечность...

концерт, Фонд Ростроповича, стипендиаты

Previous post Next post
Up