Проект множественного усовершенствования орга́на.

Sep 14, 2013 17:28



1) Динамика.

Совсем ребёнком на органных концертах я горько недоумевал: да почему же он в конце не стихнет покидающе или не взлетит уверенным кресчендо? Почему не проговорит мелодию, а статично простучит? Что за безветренная погода? После, освоив строгое полифоническое мышление, отнюдь не перестал обижаться на органистов, напротив: ведь полифония тем паче требует отчётливой динамической артикуляции, дабы не превращать (для любительских ушей) музыкальный космос в каменный хаос! И недоумеваю до сих пор, почему о такой элементарно-естественной модернизации, как динамика, до сих пор никто не говорит? Почему сохранилась лишь неблагодарная память о «Себастьяноне» рук Одоевского,  но даже сам этот орган, эта веха, этот прорыв - исчез?!

Понимаю: есть особая глубина ощущений в монолитности музыки статической - настраивающей остановиться, успокоиться, внять неба содроганьям. Но если бы люди слушались друг друга, мир остановился бы. Мой проект - не модернизация органа, а изобретение нового инструмента на его основе. Наделение его красками, о которых подчас мечтает воодушевлённый органист! И раскроются - горизонты.

Итак, задача - научить трубу качественно работать при любом давлении воздуха. Всё!

Что получаем?

Динамика - раз! (Представляю даже программное начало Баховской «Пассакалии до минор» прочувствованным динамически, сохранив мощь древесной трубы,  - и от переполнения чувств едва не теряю сознание...)

Волнообразный тембр - два!! Причём градации плавной смены тембра, в отличие от струнных, не ограничены. Ведь в нашем случае тембр - это баланс громкости между более ярким регистром и более тусклым. От подземного Гедакта к раскалённому Гайгену можно взлететь через промежуточные регистры плавно, как на водородном шаре!

И третье!!! - ВИБРАТО. Представьте себе не статичную Унду-марис, и не нежное покачивание скрипки, а произвольное движение между трубами органа, переполняющее мощью и мужеством! Комбинации бесконечны: от  вибрато между принципалом и флейтой (которое мне легче представить) - до экзотичнейших мягких переливаний или охолоняющих страхом бросков! Какой там оркестр?!

А представьте теперь «Аве Марию» Каччини, пропетую на вершине вдохновенности органными трубами?

Ведь появится новый инструмент! Не скрипка, не вокал, не труба -  нечто невиданное. А если учесть разлив регистров - не один инструмент, а сразу десятки! А если смешивать плавно, то - бессчётное количество инструментов, певучих, как скрипка, мощных, как орган, многогранных, как оркестр, и всё во власти Единого...

2. Темперация

Язычковые регистры поддаются ещё и высотной коррекции - это и трёхмерное вибрато, и, что ещё важнее, - нетемперированность строя. Мажор - взовьёт! А терция малая - до слезы...

Кстати, слышал я орган Фоккера - вот это блеск! Чтобы ликвидировать темперацию лабиальных регистров, даже экспериментов не надо. И хотя это втрое снизит диапазон при том же размере инструмента, богатство выразительности вырастет вдесятеро. И не последнее: как удивительно и приятно новому уху слышать органные микроинтервалы!

3. Мануалы

Ей-богу, пульт классического органа недалеко ушёл от средневековых, по которым били кулаками. Запредельно-широкое расположение звуков на фортепиано объяснимо шириной тройных струн, но при чём тут орган, да ещё с прогрессивными видами трактуры? Только для аналогии? В длинных широких клавишах не найду никакой рациональности, только исторические корни и не более.

Кстати, пианист этого не заметит, пока не поиграет хоть немножко на баяне. Вот где простор! Вот где оркестр! Весь фортепианный диапазон улёгся на 40 сантиметрах, и уж что произошло с охватом руки!
Если наделить этой феноменальной находкой Мирвальда пульт органный, используя куски старых баянов, -  можно располагать в один ряд по 2-3 мануала. И каждой  одной рукой можно будет проводить две-три темы! Баянисты заиграют  сразу, а пианисту подучиться ничего не стоит: кнопочную клавиатуру в десять раз проще освоить, чем фортепианную. Это я знаю по себе.
4. Педаль

Самый нерациональный узел классического органа. Он привязан к площади ноги, и потому диапазона и подвижности не ожидается.

А если сузить площадь соприкосновения до уровня пальца?

Когда я обдумывал струнный оркестр в одних руках, я связал из проволоки нечто вроде тапочка с двумя штырями вниз: на носке и на пятке. И одной ногой выводил мелодию на синтезаторе, лежащем на полу. Играл разными штрихами вплоть до легатиссимо! Пока пятка держит звук, носок нажимает следующий. Для этого  клавиши должны лежать в одном ряду по хроматизму. А «коньки» будут надеваться поверх обуви одним движением, на резинках!

Вторая нога может выводить на второй педали другой голос или прижимать готовые аккорды «романтического аккомпанемента». Но это отдельная тема.

5. Сам зал

А ещё хочется, чтобы зрители оказались действительно в центре органной музыки, дышали инструментом. Трубы я вижу со всех сторон: и спереди до потолка, и по стенам, и даже сзади. И даже на полотке - горизонтально. Все трубы расположены так, что между их рядами просвечиваются за ними дальние, освещённые лампами. Ни один регистр не скрыт от глаз зрителя! Во-первых, это колоссальный эффект объёма - и зрительного, и акустического (при подключении нового регистра он звучит в своей стороне, от одного этого можно опьянеть до головокружения!). Ну и - ощущение нахождения в сердцевине музыки, внутри таинства органостроения...

Язычковые регистры - нацелены прямо в зрителя, подчёркивая зычность.

Деревянные трубы - у зрителей за спиной, глухо и таинственно.

Большинство лабиальных - по бокам, как в Одесском оперном (царство ему небесное)...

Сначала мне виделись в зале картины и скульптуры, но я отказался:  музыка бросает в такие полярности, что сглаживать их одинаковыми посторонними образами даже кощунственно. Только лес труб и ничего больше.

=============================================

Теперь соберу все идеи в одну и назову так:

Динамический орган «Кресчендо».

Каждый мануал - клавиатура от баяна. Кнопки давят на нажимные потенциометры.

Гораздо проще оставить кнопки статическими, а считывать силу нажатия на всю клавиатуру, но потеряем плавное голосоведение, когда нота мягко зарождается из угасающей предыдущей.

А вот тембр можно объединить! Каждая клавиатура  свободно двигается в стороны на салазках. А кнопки резиновые и с впадинами, чтобы палец крепко сидел в ложбинках. Мелкие движения клавиатурой в стороны вызывают тембровое вибрато, крупное - плавная регулировка тембра. То есть, ослабление предыдущего по яркости регистра с одновременным усилением следующего.  Путь смены тембра (промежуточные трубы) стандартизирован внутри хора. Если в хоре выбрано несколько регистров, они смещаются одновременно друг с другом в ту или иную сторону.

Пульт регистров - переключатели клавиатур и поворотные потенциометры,  сгруппированные визуально по хорам. Можно плавно регулировать значимость целого хора, а также отдельных регистров внутри этого хора. Также внутри каждого хора - по кнопке  для каждой клавиатуры (при нажатии она же в других хорах сбрасывается).

План действий.

Чтобы не рисковать, нужно опробовать эту электронно-мануальную систему на MIDI-органе.

Потом можно начать производить переносные “органоблоки”, которые расставляются по всему залу на колёсиках. Тогда можно играть в любом зале, дома или на улице… Их обязательная черта - динамичность, а с ней и плавная тембральность.

Со временем пополнять коллекцию органоблоков, пока не наберётся на полноценный органный зал. А уж найти разрушенную котельную или цех завода - самое простое в таких планах…

Чем меня не устраивает то, что само сложилось?

Почему не классический орган?

Его недостатки воспринимают как норму. А я не могу смириться с музыкой без динамики. Статичность считаю единственным, но чудовищным пороком органа как сущности. И готов жизнь положить, чтобы излечить хотя бы его.

При том что вижу, понимаю, ощущаю, что в этом несовершенстве есть совершенство… Но как ни крути, орган выполняет ограниченную функцию, которую я хочу сделать неограниченной.

Почему не оркестр?

Ну, такого количества красок и переливов в оркестре не будет никогда, такого космического звука - тем более, но что самое главное и чего не хотят слушать насмехающиеся над «пародистами оркестра»: симфонический орган - инструмент ЛИЧНОСТНЫЙ. Ну как флейтист хороший - глаза в глаза, дух в дух, передаёт слушателю энергию, а оркестр уже не то. Оркестр ближе к звукозаписи: спина дирижёра и десятки безразличных глаз, уткнувшихся в пульт. Органист же, сидящий к зрителю (конечно же) лицом, управляет каждым оттенком самолично. Он не должен быть для этого сильным организатором и руководителем (оркестра), он единый, он БОГ. И музыка его - божественна.

Ни один оркестр не сымитирует могущества, к примеру, упомянутой «Пассакалии до минор». Но её с самого начала можно играть динамически, насыщая 300-летнее произведение новой, неведомой тогда краской - не той ли самой, о которой мечтал сам Иоганн Себастьян Бах, модернизируя органы?

Усовершенствование органа

Previous post Next post
Up