Садовая-Кудринская улица. Четная (внутренняя) сторона СК. Часть 27. Заключительная.

Nov 07, 2018 10:31

         Садовая-Кудринская улица. Четная (внутренняя) сторона СК. Часть 27. Заключительная.
  Часть 19. Часть 20. Часть 21. Часть 22. Часть 23. Часть 24. Часть 25. Часть 26.
    Внешняя сторона Сад.-Кудринской ул. Часть 1 - 18 ( см. оглавление здесь).

Последний угловой участок, на котором за домом Министерства Обороны сейчас стоят дома №32Ас9, 32с2 и 32с1, до 1904 г. принадлежал Шабельской Наталье Леонидовне (1841 - 1904 гг.) - личности удивительной, исследовательнице и собирательнице русской старины, о ней речь впереди. Ее участок выходил на три улицы Садовую-Кудринскую, Малую Бронную и Ермолаевский пер. Какие постройки стояли здесь при ней, и что было построено позже. Вот об этом и поговорим дальше.


     От прежних построек, существовавших здесь при Наталье Леонидовне практически ничего не сохранилось кроме старых фотографий. Однако, есть одно исключение (о нем ниже).
       Вот так выглядел ее участок в 1905 г. с угла М.Бронной и Садовой-Кудринских улиц через год после ее смерти, когда еще на нем ничего не менялось. На снимке ниже отображены  революционные события 1905 г., которые и происходили рядом с бывшим участком Шабельской. Напомню, крайний справа трехэтажный дом вдали -  это здание Гренадерского штаба. 13 декабря 1905 года этот штаб стал сборным пунктом войск, мобилизуемых для подавления восстания. Занявшие соседние дома дружинники обстреливали войска, собиравшиеся во дворе, на что последовали выстрелы царской артиллерии, разрушившие четыре дома с огневыми точками восставших.


На фото слева длинный двухэтажный дом и домик чуть пониже за ним - это и есть бывший участок Шабельской.
    Писатель и краевед Сытин П.В. пишет, что еще в 1850 г. конец Малой Бронной улицы назывался Банным переулком, здесь еще с 1790 г. находился двор с деревянными казенными банями. А другой известный краевед Федосюк Ю.А. описывал этот участок так - ""Под № 32 объединены три строения: четырехэтажное - сугубо утилитарная надстройка 1934 года старого двухэтажного корпуса; трехэтажное возведено в 1912 году архитектором В. А. Величкиным в модном в то время стиле неоклассицизма (три верхние этажа более поздние); любопытней всего угловое, двухэтажное. Появилось оно в 1825 году, когда в документах значится как "вновь строящиеся бани купца Зарубина". Отделения этих бань имели строгую сословную классификацию: на углу располагались "общие, для благородных особ обоего пола", справа - "особые, для благородных особ", во дворе - "общенародные". Рядом с "водяной машиной" (насосом) стоял домик "под заведенною кофейною продажей". Действительно, Федосюк прав, тут были бани, однако, во времена, когда этот участок принадлежал Шабельской в угловом доме уже находился ее особняк, а в следующих двух домах по Садовой-Кудринской ул. и в доме по Ермолаевскому пер. находились бани. Ниже я напишу, откуда я это взяла.
    Этот угловой двухэтажный дом, простоявший тут до 2004 г. виден на фото ниже.
    Садовая-Кудринская. Фото 1971 г.


Интересно, что об участке Шабельской ни у одного из краеведов нет ни слова.  Да и подпись на предпоследней фотографии "Полтавские бани" многих смущает. Давайте подробно разбираться.
    Наталья Леонидовна Шабельская, ур. Кронеберг (1841 - 1904 гг.) родилась в Таганроге. Еще в детстве она увлеклась рукоделием - вышивкой, шитьем, вязанием, кружевоплетением. С золотой медалью окончила Харьковский женский институт. В студенческие годы серьезно занималась музыкой, была одной из лучших пианисток в институте.
                                                        

В 1862 г. она вышла замуж за капитана Петра Николаевича Шабельского, крупного землевладельца Харьковской губернии. В браке у них родились две дочери Варвара и Наталья. До конца 1870-х семья жила в имении "Чупаховка" Харьковской губернии (ныне Ахтырский район Сумской области). Там Н.Л. организовала свою первую вышивальную мастерскую, в которой работало 14 вышивальшиц.
    В начале 1880-х семья переехала в Москву с целью дать дочерям хорошее образование. Первоначально они, видимо, жили на Б. Спасской ул, а в 1884 г. Шабельская Н.Л. уже значится в  "Адрес-календаре г. Москвы" как вдова капитана и владелица участков как на Б. Спасской, так и на Садовой-Кудринской ул. Первый участок, на Б. Спасской, она вскоре продает и по справочнику за 1886 г. она владеет только этим участком на Сад.-Кудринской. (позже, в конце XIX в. ей будет принадлежать еще и участок на Н. Прудовой ул.).
   Тут в Москве она много читала, посещала музеи и выставки, общалась с любителями старины и коллекционерами и постепенно ее интерес к народному творчеству окреп. При своем доме она тоже организовала вышивальную мастерскую. Бахрушин А.П., известный московский коллекционер и купец, не раз бывавший в доме Шабельской писал - "...она исполняет, единственно из любви к искусству, работы старинным русским швом и по старинным рисункам. Изготовленные этим путем предметы идут ко Двору и в подарок добрым знакомым".
    Лист из альбома «Выставка старинного и нового шитья и женских рукоделий». Столешник, работа мастерской Н. Л. Шабельской. 1891 г.
                                                          

Начав с покупки нескольких старинных вышивок, постепенно коллекция Натальи Леонидовны разрастается. Она не только много путешествует сама по России, где покупает предметы старины, но и рассылает своих агентов по разным дальним уголкам страны для закупки таких вещей. Какие-то предметы были привезены Н.Л. и из заграницы.
     Из коллекции Шабельской Натальи Леонидовны. Начало XIX века.
                     

Надо отметить, что Шабельская не просто скупала вещи, а изучала предметы попавшие к ней в коллекцию, она также много работала в музеях общественных и частных, в монастырских и церковных ризницах. Со временем кроме вышивок и кружев, в ее коллекцию вошли ткани, головные уборы, предметы одежды, изделия из кости, металла и дерева, а еще чуть позже  старинный фарфор, бронза, мебель. Ее московский дом превратился в музей русской старины.
    В 1890 г. ее коллекция (673 предмета) впервые была представлена зрителю на выставке Восьмого археологического съезда, который проходил в Императорском Российском Историческом музее в Москве.
    Из коллекции Шабельской. Фото конца XIX - начала XX вв. из Егорьевско ист.- худ. музея.
           

В 1891 году Н. Л. Шабельская выпустила альбом, составленный по материалам своего собрания.
    В 1892 г. ее коллекция была представлена в Николаевском дворце Петербурга на выставке Красного Креста, организованной в помощь пострадавшим от неурожая, здесь уже было выставлено четыре тыс. предметов из ее коллекции.
    Фото с выставки из газет 1892 г. Оригинал здесь.
                        

Побывавший на выставке В.В. Стасов восхищенно писал - "...Нат. Леон. Шабельская принадлежит к тому поколению новых русских женщин, которые не только живут уже интеллектуальной жизнью, не только поступили работницами в почетный легион русских деятелей по части литературы, науки, искусства, но еще вдобавок ясно чувствуют, что такое наша национальность, страстно любят её и отдали на служение ей всю свою жизнь..."
                                                        

Предметы русской старины из коллекции Н.Л.Шабельской с 1893 г. не раз экспонировались и за рубежом: в Чикаго, Антверпене, в Париже. На Парижской Всемирной выставке 1900 г. Наталья Леонидовна представила русский "Теремок" с многочисленными, самой тонкой и изящной работы, женскими костюмами, образцами старинного русского быта. Этот раздел пользовался огромным успехом, За свою коллекцию она была награжлена золотой медалью.
     Народные костюмы из коллекции Шабельской, представленной на выставке в Париже 1900 г.
                       



Некоторыми моделями выступили дочери Шабельской -  Наталья Петровна и Варвара Петровна (где кто неизвестно). Свои портреты в английском издании "Русской старины" сестры выделили, поместив раскрашенные фотографии.
    В апреле 1901 г. Шабельская приняла участие в Художественной выставке из частных собраний, которая проходила в стенах Строгановского училища. Здесь она представила мебель, фарфор, бронзу.
    Последние годы Н.Л.Шабельская по состоянию здоровья была вынуждена жить за границей. Она стала задумываться о дальнейшей судьбе коллекции и пришла к мысли о необходимости передачи ее в музеи. Еще в 1892 г. она преподнесла в дар Императорскому Российскому Историческому музею часть своей коллекции. А в 1902 г. она приняла решение о передаче всей коллекции Русскому музею, в составе которого существовал этнографический отдел. Однако довести дело до конца она не успела. Н.Л.Шабельская скончалась 7 января 1904 г. в Ницце; похоронена там же.
   Естественно мне захотелось узнать точно, где же стоял дом Шабельской.
   Опираясь на описания Федосюка, который писал, что тут с угла уже стояли бани, я первоначально предположила, что дом Натальи Леонидовны располагался на углу М. Бронной ул. и Ермолаевского пер., т.к. в книге "Коллекционеры старой Москвы", указан ее адрес - Садовая ул., д. №11, но участок по этому адресу Шабельской никогда не принадлежал, а ее участок со стороны Ермолаевского пер. числился как раз как дом №11. Вот я и решила, что ее дом был на углу Ермолаевского пер. и М. Бронной. Однако, меня смущало, что в путеводителе за 1903 г., т.е. еще при жизни Шабельской, адрес ее музея, а он находился в собственном доме Натальи Леонидовны, был указан по Садовой-Кудринской ул. Но все мои сомнения развеялись, когда я прочитала на сайте здесь, что в архиве Рязанской области (ГАРО) сохранился подлинник письма самой Натальи Леонидовны в Рязань, где она собственоручно написала свой адрес - "Москва, угол Бронной и Садовой, свой дом".
                        

Вот так выглядела Садовая-Кудринская ул. через несколько лет после смерти Шабельской Н.Л. Ее дом за столбом слева.
    Садовая-Кулринская. Фото 1907 г.


Но лучше всего он виден на фотографии уже советского времени (на фото он слева). За киоском виден вход в дом.
    На углу Б. Садовой и улицы Красина. Вид на бывший дом Шабельской на углу с М. Бронной. Фото 1962 г.


Теперь, поговорим о банях, которые тут стояли и достались Наталье Леонидовне вместе с участком и что с ними стало потом.
    Дом №32Ас9. В начале поста я писала, что постройки, стоявшие тут при Шабельской, не сохранились за одним исключением. Сравните две фотограции.
    "Полтавские бани" на Садовой-Кудринской улице. Фото 1905 г.


Четырехэтажный дом, о котором пишет Федосюк "Сохранившийся до наших дней старинный дом № 32 был надстроен двумя этажами в 1930-е годы...".
     А в "Архитектурном путеводителе" (ссылка в конце поста) сообщается - "№ 32 - доходный дом А. Д. Сидамона-Эристова (о нем дальше) Послепожарная постройка справа от дома была приспособлена под синематограф Н. Земцова и Н. Филатова (1914, архитектор П. П. Духовенский). Если верить последнему, то получается, что это здание до надстройки в 30-х годах было перестроено под синематограф в 1914 г. Из справочника  "Вся Москва" за 1923 г. известно, что потом тут был кинотеатр "Мираж", но справа или слева от доходного дома не ясно, т.к. Федосюк пишет, что послепожарная постройка это угловой дом.  Напишите, кто знает.
  Трудно поверить, но получается два нижних этажа этого четырехэтажного дома, что на фото ниже - это остатки "Полтавских бынь", а может быть и синематографа. Здание дожило до наших дней вот в таком изуродованном виде.


В 1895 г. эти бани арендовал у Шабельской Назаров Никита Васильевич, в 1897 г. они в аренде у Владимира (Владислава?) Карловича Фогель. Интересно, что в справочнике "Вся Москва" за 1901 г. он указан и как владелец бань и как практикующий врач. В 1903 г.  в том же справочнике, владельцем бань уже указана сама Шабельская, но как я писала выше, Наталья Леонидовна в это время болела и жила за границей вместе с дочерьми, поэтому как работали тогда бани не ясно.
    После смерти Шабельской участок вместе с домом, коллекцией и банями переходит к ее дочерям.
    Как мы уже знаем у Полтавских бань в 1905 г. стояли баррикады, поэтому здания сильно пострадали. Встречала в интернете информацию, что бани в 1906 г. закрыли, однако, в том же справочнике "Вся Москва" они упоминаются до 1911 г. включительно.
    Полтавские бани. Фото 1905 г.


Теперь о коллекции. Уезжая за границу, Шабельская большую часть предметов из своего собрания сдала на временное хранение в Исторический музей. Часть вещей оставалась в московском доме, а часть находилась за границей. Известно, что после смерти Натальи Леонидовны в 1904 г., ее коллекция насчитывала 20 000 тыс. предметов.
    Похоронив мать, дочери вернулись в Россию, чтобы выполнить ее волю и передать коллекцию в Русский музей. В 1906 г. они передали в этот музей 1078 самых ценных предметов, кроме того, 2596 предметов были приобретены императором Николаем II за 40 тыс. рублей и переданы в тот же музей. Предполагалось устроить в Русском музее именной зал Н.Л.Шабельской.
    Дочери также решили выпустить серию альбомов из 12 томов, посвященных коллекции и задуманных еще их матерью, но был выпущен в 1910 г. только один альбом.
                                                      

К этому времени одна из дочерей Натальи Леонидовны - Варвара Петровна Шабельская (186? - 1943 гг.),  искусствовед, реставратор, коллекционер. в 1908 г.(?) вышла замуж за потомка древнего и знатного рода кн. Сидамон-Эристова А.Д.
    Князь Александр Дмитриевич Сидамон-Эристов (1863 -1924 гг.) окончил юридическое отделение Петербургского университета, служил в Министерстве внутренних дел по Хозяйственному департаменту, дослужился до старшего столоначальника, в 1898 г. по болезни вышел в отставку и уехал в Италию, где прожил до 1906 г., затем вернулся в Россию.
                                                      

Здесь он и женился вторым браком на Варваре Петровне Шабельской.
   А.Д. был почетным членом Московского совета детских приютов, в 1916 г. состоял членом дамского Тюремно-благотворительного комитета.
   Кстати, по справочнику "Вся Москва" за 1909 г. в доме Чижиковой ( о нем здесь), он напротив, жил брат А.Д. - Борис Дмитриевич Сидамон-Эристов - камергер Двора Е.И.В. и его жена Екатерина Александровна, ур. Лобанова-Ростовская, бывшая фрейлина вел. кн. Марии Павловны (старшей).
    В 1911 г. двухэтажный дом с банями сносится и на его месте рядом с домом Шабельской в 1911 - 1912 гг. возводится трехэтажный особняк для семьи Александра Дмитриевича по проекту архитектора Величкина В. А.
                          

Декор дома выдержан в стиле неоклассики. На выступающей центральной части на уровне второго этажа изображен портик с ионическими капителями, на которые как бы опирается лепной карниз. За колоннами, в простенках между окнами - барельефы на тему славы со стилизованными под античность фигурами. Слева и справа от входа, над которым размещено полуциркульное окно, женские головки поддерживают карниз.


В  этом доме семья жила вместе со со своей дочерью Тамарой, сюда же переехала из дома Чижиковой и семья брата Александра Дмитриевича.
   Тремя этажами дом надсроили уже в 1930-е годы.
   А в угловом доме матери жила Наталья Петровна Шабельская.
   Дом  №31\13. Еще один дом, уже доходный, для князя Сидамон-Эристова А.Д. и его семьи на другом углу этого владения, на месте "общенародных" бань, построил в 1911 - 1912 гг. тот же архитектор Величкин В,А. Фото отсюда.


Доходный дом на углу М. Бронной ул. и Ермолаевского пер. построен в стиле неоклассики. Одной своей стороной он выходил к Патриаршим прудам. Его угловой объем выполнен полуротондой, а второй и третий этажи объединены спаренными полуколоннами ионического ордера, которые поддерживают гладкую полосу антамблемента, причем над его карнизом помещен полукруглый опоясывающий балкон.  В простенках между окнами второго и третьего этажа размещены лепные барельефы, стилизованные под античные. Позже, в 1930-х здание  также было надстроено верхними этажами.
                              

После Великой Отечественной войны здесь жили представители высшего командного состава вооруженных сил. На одной из экскурсий, я разговорилась с одной из женщин, котороя поведала мне, что в детстве она жила в этом доме, и там еще сохранялись потолки то ли с лепниной, то ли расписные, точно уже не помню.
    После революции сестры до 1925 г. живут в Москве. Известно, что Варвара Петровна Сидамон-Эристова уехала во Францию зимой 1925 г. Ее муж, кн. Александр Дмитриевич, скончался в 1924 г., где похоронен неизвестно. Также далее нет нигде упоминания о их дочери. До этого В.П. служила какое-то время в ЦГРМ (центральные государственные реставрационные мастерские) под рук. Грабаря, где ей было поручено составление "Инструкции по музейному хранению памятников шитья, низания и тканей" для Наркомпроса.
    Ее сестра, Шабельская Наталья Петровна (1868-1943? гг.), в 1920 г. работала в Национальном музейном фонде, в секции древнерусского искусства Московского института историко-художественных изысканий и музееведения, в Оружейной палате, а затем ЦГРМ.  В сентябре 1925 г. она выехала во Францию к больной сестре В. П. Шабельской. Однако отмечу, что уже в справочнике "Вся Москва" за 1923 г. среди жителей Москвы нет упоминаний ни Сидамон-Эристовых, ни Шабельской.
    Сестры жили в Париже и в Ницце. В Париже они выполняли заказы Поля Пэре - делали по собственным эскизам отделку платьев в древнерусском стиле. Затем они переехали в Ниццу, чтобы найти часть коллекции русской старины, которая оставалась здесь еще до войны, им это удалось.
    Первоначально сестры хотели вернуться на родину, они скучали по России. Сохранилось какое-то количество их писем разным адресатам, где они об этом пишут. Но это были скорее мечты, они понимали возвращаться им некуда. Отобрали не только дома, в одном из писем Грабарю за 1926 г. Н.П. сообщает, что комнату свою в Москве при отъезде сдала домовому комитету и далее пишет, "...я все же очень надеюсь, что когда мне можно будет вернуться, я снова буду работать по специальности в нашей мастерской и что для меня найдется маленькое местечко, не правда ли?".
     Здесь в Ницце они организовали свою небольшую мастерскую. Рисунки выполняла Варвара, модели - Наталья. У них был небольшой магазинчик, где они продавали свои изделия. С 1930-х годов сестры заочно сотрудничали с институтом Н.П. Кондакова в Праге. Но с каждым годом им все труднее было зарабатывать на жизнь и часть коллекции пришлось продать в США, другая, оставшаяся часть после смерти сестер осталась у секретаря Шабельских - Лукьяновского. У последнего вещи из некогда знаменитой коллекции купил в 1988 г. живший в Париже Павел Михайлович Толстой-Милославский. Он-то и вернул на родину это собрание: в 1991 г.
    Вернемся на Садовую-Кудринскую. Бывший дом Шабельской Н.Л. после революции перестроили под жилые помещения. В 1940 годах до ареста в 1942 г. тут жил Венский Е.О. (настоящая фамилия Пяткин) (1885 - 1943 гг.) - русский и советский поэт, сатирик, пародист. Дом простоял до начала 2000-х тыс. годов и был снесен.


В 2005 г. на его месте построили очередной бизнес центр.


На этом я закончила свой рассказ о Садовой-Кудринской улице.
    Напоследок даю ссылки на сайты, где можно увидеть полнее предметы из коллекции Шабельских.
    Полностью костюмы, представленные в Париже из коллекции Шабельской  можно посмотреть тут и тут.
    А здесь можно увидеть часть коллекции, находящейся сейчас в США.

Другие достопримечательности. Оглавление.

Использованы материалы: Полунина Н., Фролов А. "Коллекционеры старой Москвы"; http://lacejourney.com/ryazan-exhibition-textil-collection-shabelskaya/ и др.

старая Москва, Садовая-Кудринская улица, дореволюционные фото, достопримечательности, музей, Садовое кольцо, бани, старые фото

Previous post Next post
Up