*****

Apr 28, 2024 19:51


Решила сегодня ничем фундаментальным не заниматься, а просто потихоньку переделать всякое-разное хозяйственное, что давно откладывала - все эти «дела на пять минут», в магическом «квадрате Декарта»  попадающие на пересечение строки «не срочное» и столбца «не важное» - и которые в итоге откладываются до бесконечности: пришить пуговицу, посадить в горшок давно укоренившийся кактус, перемерять летние юбки и штаны и определить - какие выбросить, а какие еще поживут...

Есть у меня странноватая привычка - при выполнении рутинной работы фоном думать о своем, но основательно так...

Сегодня думала о книгах.
А конкретно - о романе Джека Лондона. "Маленькая хозяйка большого дома".
В ранней юности казалось, что "маленькая хозяйка" - Паола Форрест, урожденная Дестен - невозможно крута.
И как же повезло тому, кого она выбрала.
И так хотелось быть такой же крутой...
И я думала, что главная героиня этой книги - Паола.
А все остальные - вокруг нее.

Мой сын прочитал эту книгу, когда ему было девятнадцать. К слову говоря, я в то время была как раз ровесницей Паолы. К этому времени мой сын уже шесть лет официально работал как программист, уже три года как создал свою первую компанию... И для него это была книга о предпринимателе Дике Форресте. Которому удалось все, кроме брака. Мой рассудительный сын, уже тогда мечтавший о большой семье с минимум четырьмя детьми,  сказал то, что меня поразило.



Он сказал, что ему очень жаль Дика, но, возможно, Дику повезло в том, что Паола убила себя. Потому что у него появился шанс - иметь семью и детей. А с Паолой он бы этого не получил. И Ивэну - повезло. Он не справился бы с Паолой. Он не мог дать ей тех возможностей, которые она считала для себя естественными. И чувствовал бы себя негодяем. Но больше всех от этой истории выиграл Дик. Хотя Паолу тоже очень жаль. Она просто не могла жить и умереть иначе.

Но ни я, ни мой сын тогда не поняли, что это еще не все.

Я прочитала эту книгу еще раз, относительно недавно, когда уже мой сын стал ровесником Дика Форреста - и поняла, что на самом деле в этой книге есть еще одна сюжетная линия. Которой никто, кажется, не заметил.
Потому что гениальный Джек Лондон описал то, чему в его время еще не было названия. В этой истории на самом деле описан не треугольник. Был там четвертый угол. Страшный.
Паола была больна. Перемены ее настроения, захватывающая всех энергичность, чередующаяся с периодами замкнутости, нарушения сна - все это складывается в картину, у которой есть название. Биполярное аффективное расстройство. Оно же - маниакально-депрессивный психоз. Или циркулярный психоз.
"Возрождающийся в каждом поколении француз Дестен" с его странностями, такими привлекательными в период активности, - это проявление наследственной психической болезни. Генетическая предрасположенность - достоверно установленный фактор риска.
Дик, любящий муж, создал те - единственно возможные - условия, в которых она могла комфортно существовать. При отсутствии в то время медикаментозного лечения БАР - только комфортные условия, только устранение избыточных нагрузок на психику, только возможность жить в собственном доме в качестве любимейшей гостьи - без утомительных обязанностей хозяйки дома...
Проявлением периода мании могут быть, если верить учебникам, чрезмерное эмоциональное и физическое возбуждение; немотивированная активность; повышенная энергичность; невозможность контролировать свои действия и поступки; чрезмерно завышенное чувство собственной значимости; изменение поведения, которое не имеет объяснений; тяга к частой смене половых партнеров; постоянная раздражительность...
С точки зрения постороннего наблюдателя - человек в состоянии мании выглядит обаятельным, харизматичным, привлекательным... Звездой.
Ивэн, видевший ее только вне депрессивных периодов, ничего не понял. И влюбился в Паолу - когда она была в состоянии мании. Когда она сверкала, как звезда, когда у нее все удавалось, когда весь мир покорялся ей... не мог не влюбиться.
И убил ее не конфликт в "любовном треугольнике".
Если это заболевание не лечить, то оно с течением времени усугубляется и нарастает.
В депрессивной фазе человека терзает постоянная грусть; возникают апатия и полная утрата интереса к чему-либо; снижается самооценка; возникает полное ощущение безнадежности во всех аспектах жизни и беспричинное чувство вины перед окружающими.
Возникает и нарастает нарушение сна: человек долго не может уснуть, часто просыпается, утром чувствует себя усталым и разбитым (о чем много раз упоминают, говоря о Паоле, все герои книги). Не так просто она на долгие дни, а то и недели, прячется от всех - и от Дика тоже - на своей половине дома, ни с кем не общаясь, не подпуская никого, кроме горничной-китаянки, с которой не надо разговаривать.
При усугублении состояния при БАР без лечения - а его в то время и не было! - начинают все чаще возникать мысли о самоубийстве, как о единственно возможном выходе из ситуации.
Чем, собственно, и закончилась история Паолы.

А Дику - да, как ни странно, в каком-то смысле повезло... не совсем то слово, но точнее не выходит. Как ни ужасно это звучит. У него появился шанс, пережив горе, жениться и обзавестись детьми.
А он хотел их иметь. И Паола, кажется, тоже.
Почему их не было?
Паола, умело разводившая лошадей и декоративных рыбок, не могла не думать о семейной истории. Она прекрасно отдавала себе отчет в том, какой именно "подарок" оставил ей в наследство неведомый французский предок со стороны Дестенов. И понимала, что ее генетическая предрасположенность, умноженная на повышенную эмоциональность Дика, да добавить неизбежные стрессы, преследующие любого бизнесмена... нет, в их паре рожать детей, обрекая их на то, чем болела она... нет. Нет. Но Дику она об этом не сказала. Как и о том, что собирается выстрелить себе в грудь. Зачем ему об этом знать?
Уйти к Ивэну?  Ивэн - достанься Паола ему - получил бы в спутницы женщину, жить с которой было бы невероятно трудно.
Даже невозможно.
В то время - без лекарств... и без возможности создать ей ту «клинику на дому», которую создал ей муж, интуитивно понявший, в каких именно условиях нуждается его любимая жена.

Но болезнь продвигалась вперед, и в то время изменить ничего было нельзя.

Возможно, Паола просто их всех решила освободить... понимая, что от себя ей уйти не удастся...

Многая знания - многая печали...
Но книга - да, про любовь.

книги, порассуждать

Previous post Next post
Up