Варианты решения гармонической задачи на примере одной фольклорной мелодии

May 15, 2009 19:06

Вариантов - масса. Я покажу основные, которыми сам пользуюсь. Ваши варианты - дело вашего вкуса.

Рассмотрим простую мелодию - бретонский народный танец An dro.


Из рисунка видно, что мелодия состоит из шестиступенного звукоряда, где ЛЯ - это тоника, а также есть устойчивые ДО и МИ.

Пока будем решать задачу в семизначной системе, завершив наш звукоряд нотой ФА, либо ФА-диез. Это будет либо эолийский (натуральный), либо дорийский минор.

1. Можно на всю мелодию поставить тонический ЛЯ-минор и всячески обыгрывать его.



2. Можно добавить доминанту МИ-минор. Она характерна для второго и шестого тактов первой части. Во второй части она не проявляется, но её всё равно можно ввести. К тому же для разнообразия её кое-где можно заменить на вводный аккорд седьмой ступени. Композиция по окраске стала уже похожа на стандартные кельтские.



3. Произведём ещё гармонические замены - введём медианту. Музыка стала похожа на английскую балладу. Здесь, чтобы с доминанты красиво перейти на медианту в четвёртом такте первой части введена седьмая ступень, являющаяся доминантой к нашей медианте.


4. Рассмотрим нашу мелодию в дорийском миноре (с ФА-диезом). Введём новые гармонические функции - субдоминанту и субмедианту. В первой части четвёртую ступень можно удачно применить в четвёртом такте. Появится своего рода налёт «светлой патетики», торжество мажора. Вторую часть можно начать в эолийском миноре с шестой ступени. Гармоническая картина окрасится новыми лирическими тонами. На третьем и четвёртом тактах второй части опять временно задержимся на дорийском миноре и далее вернёмся в натуральный.



5. Сделаем более редкими гармонические смены, чтобы подольше как-бы вдумчиво вслушаться в аккорды. В первой сати двинемся аккордами вниз по ладу, во второй - вверх. Звучит вполне по-бретонски.



6. Ещё больше разрядим смену аккордов на первых четырёх тактах в обеих частях. В противоположность этому сгустим краски в кадансовых оборотах - уплотним смену аккордов. В мелодии появился лирический и одновременно забористый балканский налёт.



7. Рассмотрим гармоническую линию в шестизначной системе. Возьмём за основу ЛЯ-мажор-семь, как устойчивый тонический аккорд. Сделаем транспонирование нашего лада в субдоминанту и введём полученный РЕ-мажор-семь также в аккомпанемент. Получилось ярко выраженное блюзовое звучание. В противовес этому кадансовый оборот интересно будет сделать в натуральном миноре.




Есть ещё возможность гармонизировать мелодию в других тональностях, где ЛЯ будет уже не тоникой, а какой-нибудь другой ступенью. Но меня за эти эксперименты уж точно выгонят изо всех фолк-коллективов, и я сильно проиграю в финансах :)

Мой подход к аккомпанементу

Previous post Next post
Up