Scenes from a memory, P. XIX. 96-97. Стас творит, часть вторая

Sep 11, 2013 00:18

Я вспомнил сегодня, что моя рыболовная проза двумя папочками рассказов не ограничивалась, был еще небольшой довесок, но о нем, наверное, ниже.

У нас со временем начал формироваться миф о Москве. Например, уехал Валера Власенко и прислал письмо: "Приезжай, Стас, в Москву, здесь очень клевые бабы, а Варшава - дыра". К 9-10-му классам этого накопилось изрядно. Мне кажется, однако, что зачинателем жанра был Леха Голюк. Он приехал, сдается, в 1994 году и о Москве рассказывал обильно, постоянно и смешно. Однако притягательной Москва стала тогда, когда персонально мне от нее стало кое-что нужно. Того, чего не было в Варшаве.

Во-первых, я хотел найти себе девушку. В Варшаве у меня было множество долгоиграющих симпатий (Лена Цыганова или Лена Вышинская) и даже страстных, хотя и коротких влюбленностей, но я никому не нравился, кроме, по некоторым сведениям, Юли Мурашкиной. Я не переживал. Во всяком случае, не страдал дольше двух дней. Я крепко верил в то, что моя ждет меня в Москве. Предположительно блондинка. Обязательно любительница тяжелой музыки.

Во-вторых, мне не хватало самой тяжелой музыки. У нас не было эмпэ3 и Интернета. В Польше не было так развито пиратство, или же я просто не знал мест. Покупалось только родное, а этого было очень мало. Если у старых и бывших металлистов типа братьев Димы Бударина или Шурика Грекова обнаруживались какие-то альбомы Running Wild, это был праздник, пир духа. И я представлял себе, что в Москве всего этого добра завались. Каким-то Авалоном в голове крутилось слово "Горбушка". Я представлял себе развал кассет и рой металлистов, жужжащий вокруг.

Основываясь на этих соблазнах и представлениях, году эдак в 2006-м я, отвлекшись от темы опарышей, сообразил шедевр. Хватило меня страничек на 40-50, но каких!

Итак, Москва. Концерт каких-то подпольных долбо-групп. Туда приходит журналист Вася. Одна из групп, естественно, оказывается гениальной. Берет за душу. Выжимает скупую мужскую. Вокалист этой группы по описанию - какой-то невротик. Харизматичная, короче, личность. В его голосе - боль. Вы уже, наверное, догадались, что это Минин С.А. Но Вася узнает об этом чуть позже. Он отлавливает группу у запасного выхода (бэнд хоть и подпольный, но популярность как у Битлов, не меньше). Они тащат его пообщаться на квартиру с пивом, и там Минин С.А., главный герой, начинает рассказ о группе, то есть, о себе, своих терзаниях и пути к триумфу. Все остальные, видимо, внимают гуру, в книге об этом ни слова.

Рассказ начинается со Стасова детства, перечисляются любимые группы, тут все соответствует действительности, хотя кое-где Минин и привирает, чтобы получилось стройнее. Затем резкий скачок во времени и пространстве: Москва, 11 класс. Минин почему-то живет один. Родители уехали в Варшаву, а он, видимо, остался заканчивать школу и поступать в вуз. Очень дисциплинированный мальчик. Весь в учебе.

У Стаса есть друг, персонаж совершенно вымышленный, зовут Серега. Он, конечно, металлист. Играет на бас-гитаре. Живет тоже почему-то один, сослал бабку в деревню. Для группы этого, как понимаете, мало. Поэтому Стас идет на футбол и встречает на улице какого-то студента-бомжа с электрогитарой на перевес, преследуемого агрессивной гопотой. Минин, конечно, тут же приглашает студента пожить у себя. Выясняется, что тот не студент, а сирота. Лет ему 18. Но все бытовые подробности тонут в море эмоций. Уже понятно, что книга - фэнтези-комикс. У чувака есть гитара. Значит, надо лабать.

Следует описание вечеринок у Минина дома. Девушек полно. Имена у всех реальные - моих бывших московских одноклассниц. Одна, естественно, питает к герою симпатию. Впервые в мининской прозе случаются эротески: во сне героя мелькает голый зад возлюбленной (я, к слову, настолько проникся написанным, что он потом и правда мелькал). Тянутся страницы ни о чем. Учатся ли эти люди? Как? Чего хотят достичь в жизни? Как бы подразумевается, что все окей, все поступят, ни над кем не висит грифом военкомат. Поэтому металл и девушки.

Потом Серега вдруг решает выступить в школе на каком-то вечере. Затея принимается в штыки, потом одобряется, потом следует подготовка. Минин, конечно, вокалист. Такие личности не могут не быть фронтменами. Наступает день концерта. Группа с удивлением узнает, что кто-то еще собрался выступать прямо перед нею. Святотатство! Выступающие оказываются какими-то джентльменами из параллельного класса. Играют говно на синтезаторах, конечно. "Выставляют рок на посмешище!", как пафосно сообщается в тексте устами героев. Потом играют сами герои. На отрыв, конечно. Эти рок возвращают на пьедестал. В процессе Минин ищет глазами возлюбленную в зале и не находит. Но его слишком накрывает экстаз, чтобы он еще и переживал из-за суетного.

Возлюбленная не материализуется и после концерта. Логично было бы предположить, что она услышала пение Минина и сердце ее окаменело. Но нет. Идет поиск. Потом на поиск машут руками. В головах героев рождается коварный план мести группе мальчиков из параллельного класса. Оказывается, что герои - не только Бауманские музыканты, но еще и черепашки-ниндзя. Как не фиг делать по веревке в мороз забираются в квартиру одного из супостатов, устраивают засаду, а затем разговаривают с ворогами по понятиям. Тут вдруг оказывается, что девушка Минина обретается во вражьей компании. Глаза С.А. наказывают ее презрением. В его сердце больше нет для нее места. Друзья говорят, что все знали заранее. Но Минин милосерден.

На этом написанное заканчивается. Наверное, автора ослепили слезы умиления над собой.

К теме московского металлизма я вернулся летом 97-го года на Скубянке. Мне было решительно нечего делать. С понедельника до пятницы контингент на базе был ограниченный. Кое-какие люди приезжали лишь на выходные. Рыба не клевала. Погода подчас была просто вызывающе дождливой. Что оставалось? Предаваться любви с музою.

Сначала я пошил очередной рыболовный шедевр. Ну, скажем так, полурыболовный. Мы с Толиком взрослые. Сотрудники посольства РФ в РП. Приперлись летом на Скубянку ловить рыбу. Металлисты, естественно. В уме бесконечная борьба немецкого пауэра с польским лещом. Двуклеточные существа, больше ни одной мысли. Текст украшен беседами на чистом польском языке с местными рыболовами и продавцом в магазине. Я в то лето читал "Войну и мир" и, видимо, решил, что вкрапления иностранщины дают литературный эффект.

Текст построен на антагонизме двух металлистов-рыболовов и живущей в том же домике семьи: мамы, папы, двух детей. Родители, конечно же, ненавидят и металл, и рыбалку. Строят козни. Провоцируют выползание опарышей из банки в холодильник, чтобы начать против нас карательную операцию с применением "Томагавков". Металлисты не сдаются. Сторожат опарыша как Грааль. Спать ложатся на веранде, чтобы в случае чего дать укорот ползущей к холодильнику сволочи. Одновременно намечается любовная тема: там же в домике живут две студентки. Слушают попсу. Но мы толерантны. Мы завязываем знакомство. Текст обрывается на первом же описании рыбной ловли. Автор растерял форму.

Тут же в тетрадке начинается московский драйв. Текст невелик, но, опять же, мифологически неподражаем. Написана, с позволения сказать, целая часть. Минин, конечно, уже взрослый. Работает журналистом. Его друг Серега - школьный учитель музыки. Они, разумеется, играю в группе. Выступили, в том числе, и в школе. Репертуар - спид-метал. Реакция педагогического коллектива негативная. Друга Серегу вызывают к директору. Друзья претерпевают непонимание и глумление, face in the wind, riding the storm.

Каков сюжет? Прост и незамысловат. Барабанщик группы собирается жениться. Это почему-то воспринимается друзьями как трагедия вселенского масштаба. У них виды на машину барабанщика. Они хотели запрячь его летом отвезти их на дачу к очередному другу Стаса (сколько ж у него друзей!), тоже металлисту (Москва ими кишит, можно партию создавать!), чтобы, естественно, громко слушать музыку и плевать в потолок. Планы грандиозные. Они, конечно, приоритетны по сравнению с чьей-то женитьбой. В общем, приводятся совершенно кретинские аргументы против. Очевидно, героям просто не нравится невеста. Может быть, она упырица. Но в тексте тема не раскрыта, он обрывается.

Зато красочно описана жизнь героев. Многие из них любят выпить. Минин С.А. и примкнувший к нему товарищ-трезвенник (эволюционировавший бомж из прежних произведений) смотрят на них снисходительно, сочувственно, мудро. Описываются два дня из жизни друзей. И мы видим, что проводят они их в тотальной суете, перемещаясь по району, из квартиры в квартиру, вступая в идиотские дискуссии, разрешая смешные конфликты. Один из них не просто чемпион в питии, но еще и богомолец. В воскресенье его невозможно найти, он в храме. Тут проявляется воинствующий атеизм раннего Минина. Набожность друга вызывает смех и скепсис. "Офигеть, до обеда молится!" - самое мягкое, что можно встретить в тексте. Друг, естественно, разоблачается по ходу повествования: он побывал на богослужении, после чего завернул в кабак выпить пивка, встретил там товарища и напился до чертиков.

Мир Москвы красочен. Люди как будто делятся на алкашей, алкашей-металлистов и просто металлистов, высшую расу господ. Люди в шесть утра ходят в булочную за хлебом. Кругом травят тараканов. До чего довели проклятые демократы.

Текст не дописан, но я хорошо помню, на каком абзаце шедевр обрывается: "В девушке я нуждался давно. Когда я вернулся в Москву, то сразу пришелся по вкусу нескольким представительницам прекрасного пола..." Занавес. Наметив мечту идиота, автор переключился на следующий предмет описания. Об этом, думается, я расскажу отдельно. Очень много получается...

scenes from a memory

Previous post Next post
Up