Говорят, что именно так воскликнула императрица Екатерина II, когда колесо ее кареты влетело в солидную выбоину. А так как государыня была немецких кровей, то придворные услышали АХ ТЫРКА. Отсюда и пошло наименование населенного пункта, затерявшегося среди поросших лесом холмов.
Хотя, официально история города Ахтырка считается от небольшого укрепленного пункта. Поставили его по приказу польских властей на месте бывшего татарского юрта. В последнем как раз и кроется вся интрига. Известно, что существовал он как минимум с середины XIII века. Даже название реки Ворскла в переводе с тюркского звучит как «Белая вода». И искать тогда истинных основателей города надо в документах Золотой Орды.
С Киева доехать до Ахтырки можно тремя основными путями. Самая короткая дорога ведет через Пирятин, Лохвицу, Гадяч. Второй вариант через Прилуки Ромны, Лебедин. И наконец наиболее комфортабельный на Полтаву и далее Опошню, Котельву.
Площадь Славы хороша тем, что отсюда очень удобно выезжать. Разумеется, это утверждение касается выходных дней. Торжественный проезд мимо Киево-Печерской лавры до бульвара Дружбы Народов. Подъем на Печерский мост и стремительный спуск по улице Киквидзе. Далее через Южный мост на проспект Бажана. Каких-то минут двадцать и вот уже выезд из города.
Некоторые неосторожно называют Бориспольское шоссе автобаном. Хотя по сути это все лишь более или менее нормальная дорога. Ее начало у одноименной киевской площади и станции метро обозначено грибами входов в подземные переходы.
У вырвавшегося на простор автомобильного стада сразу просыпается непримиримый дух соперничества. Но, не стоит торопиться. Особенно при проезде через Борисполь. Зато дальше можно немного расслабиться. Две полосы в каждом направлении и разделительная позволяют спокойно ехать и любоваться природой.
По пути встречаются ответвления на районные центры. Барышевка, Березань, - в каждом из этих городков сохранились удивительные по своей красоте парки и остатки бывших имений. Особенно выделяется Яготин. Здесь на берегу огромного искусственного озера раскинулся целый зеленый массив.
Если есть желание можно заехать в небольшое село Березовая Рудка. Оно находится чуть в стороне в полутора десятках километров от трассы. Сюда приезжают туристы, чтобы осмотреть хорошо сохранившуюся усадьбу господ Закревских, насладиться прекрасным парком. И увидеть самую настоящую пирамиду.
Почему Пирятин удостоился чести быть перевалочным пунктом, никто не знает. Но многочисленные закусочные, кафе и прочие торговые точки растут как грибы после хорошего дождя.
Сразу возле знаменитого пирятинского сыр завода поворот на районную дорогу. Каких-то пару лет назад это была достаточно комфортабельная и красивая межрайонная дорога. Однако сегодня она почти полностью разбита грузовиками. И езда по ней превращается в настоящий слалом.
Влево, вправо, вверх, вниз, - не соскучишься. Небольшое село Галяво славится своими мастерами по плетению из лозы. Приобрести изделия можно тут же, возле дороги и круглый год. Неподалеку поворот на городок Чернухи, родину знаменитого философа и просветителя Григория Сковороды. Чуть далее, в районе села Позники, ответвление на Лубны.
Первое летописное упоминание о Лубнах датируется еще 1107 годом (Ипатьевская летопись рассказывает о разгроме половецкой орды ханов Боняка и Шарукана объединенными силами русских князей, возглавляемыми Владимиром Мономахом, «круг Лубна»). Но, история города это отдельная песня.
Следующий районный центр Лохвица дорога пронзает насквозь. Как и положено, по правилам торопиться при проезде не стоит. Тем более что и посмотреть есть на что. Так добротный дом Лохвицкого медицинского училища построен в начале XX века. Почти напротив него находится краеведческий музей. Возле него в тени деревьев притаились бронетранспортер и пара пушек.
Чуть далее у березовой рощи стоит памятник Григорию Саввичу Сковороде, автор которого Иван Кавалеридзе. И, наконец, в центре возвышается самое древнее каменное здание города - Благовещенская церковь, построенная в 1800 году.
Через несколько километров большинство транспорта поворачивает на Ромны. И дорога на Гадяч остается почти безлюдной. Становится немного легче. Хотя количество ям на дороге не уменьшается. Так что приходится время от времени делать остановки для небольшого отдыха. А заодно полюбоваться прекрасными видами.
Районный центр Гадяч встречает зелеными улицами и трактором «Универсал» стоящем на высоком постаменте. Неподалеку от него находится местный автовокзал. Кстати, на этой же улице Лохвицкой находится еще одна автостанция №2 местного значения.
Город имеет древнюю историю. Опять-таки когда он возник никто не знает. Потому, что здесь еще находилось скифское городище. Официальной же годом рождения считается 1442-й. Скорее всего дата связана с учреждением по соседству Красногорского Николаевского монастыря.
В воскресный день в центр города лучше не заезжать. Что поделаешь - традиционный базар. Но нет худа без добра. Появляется возможность поближе познакомиться с местной архитектурой. Окна частных домов защищены деревяными ставнями. Личная жизнь так же надежно укрыта от любопытного взора высокими заборами.
Чуть в глубине городского парка виднеется комплекс Свято-Успенского собора. Не смотря на юный возраст смотрится он очень даже неплохо. Старый же храм был основан на средства купца И. Марулева в 1831 году и разрушен в 1934-ом. Рядом на улице Соборной 11 расположен литературно-мемориальный музей семьи Драгомановых.
Ведь именно здесь в 1841 году родился украинский учёный и общественный деятель, основатель украинского социализма Михаил Петрович Драгоманов. Кроме того он был братом украинской писательницы Ольги Косач и дядей ее дочери Леси Украинки. А еще в Гадяче захоронен основатель хасидского движения Хабад Раби Шнеур-Залман бар-Барух из Ляд.
Крутой спуск ведет к мосту через реку Псёл. А далее снова вверх. За городом начинаются или продолжаются сосновые леса. Короткая остановка с небольшой вылазкой наличие съедобных грибов не подтверждает. Хотя, они здесь точно есть.
Еще десяток минут и совершенно неожиданно из-за деревьев появляется село с интригующим названием Веприк. Интересно, чем же пришлась по душе местным жителям эта дикая свинка? Путешественников своими горящими на солнце золотыми куполами встречает Николаевская церковь. Она была построена в 1823 году.
Еще один Свято-Успенский храм находится в центре села. Возведен он на пару лет раньше, но смотрится гораздо основательнее. Территория окружена мощным каменным забором. Чтобы попасть внутрь приходится протискиваться через узкий проход. Хотя парадный вход находится с другой стороны. Он объединен с надвратной колокольней.
Вскоре на пути обнаруживается еще один интересный объект. Метрах в тридцати от дороги возвышаются мощные земляные валы. А в низ выложен из дикого камня тоннель. По другую сторону раскинулся пруд, с которого вытекает ручей или небольшая речушка. Что это такое так и осталось загадкой.
Тем временем на горизонте показываются золотые купола Свято-Троицкого Ахтырского мужского монастыря. Стоит он на покрытой лесом горе возле села Чернетчина. И сразу бросается в глаза его выгодное стратегическое положение. Во-первых - это высокий правый берег Ворсклы. Во вторых - та самая возвышенность. И, наконец, мощные монастырские стены.
В этом отношение сам город, расположенный внизу на болотистой равнине, выглядит гораздо слабее. Не смотря на некогда существовавшую там крепость.
Кстати, и ныне попасть в монастырь весьма непросто. Никаких указателей. Только разбитые дороги. Та, что ближе к реке ведет к базам отдыха. Некогда существовавший подъем перегорожен бетонными блоками. Так что заехать изрядно проплутав можно только со стороны села.
Как гласит официальная легенда впервые сюда в 1654 году пришли иноки Лебединского монастыря во главе с игуменом Иоанникием. И остались навеки. В XVII - XVIII веках на деньги ахтырского полковника Федора Осипова возводится каменный Благовещенский храм. В 1720 году духовник Российского царя Петра I протопресвитер Тимофей Надаржинский открывает храм Святой Троицы. После чего монастырь переименовывается в Свято-Троицкий.
Правда в конце девятнадцатого столетия монастырь по неизвестным причинам был упразднен. И 15 января 1843 состоялся первая молитва в единственной сохранившейся на тот момент церкви. Началось новое строительство. Однако в 1924 году его снова закрыли. И вновь открылся только в 2002 году. От прежних строений сохранилась одна только сильно поврежденная колокольня да засыпанные камнем пещеры. А ведь монастырь в его лучшие года называли третьим на Украине.
Как водится транзитный путь ведет прямо через город. Только в черте населенного пункта он уже называется улицей Киевской. И в конце ее возвышается выложенный из красного кирпича храм Георгия Победоносца также известный как Юрьевская церковь. А еще его называют гусарским. А все из-за того, что находился он на попечении полка Дениса Давыдова.
Внешне здание хорошо сохранилось. Во дворе над колодцем стоит часовня в честь новомученников исповедников российских и царственных страстотерпцев. О чем и гласит соответствующая надпись на табличке. Внутри храма продолжается ремонт. Хотя ведется он очень аккуратно. И судя по всему не мешает проведению служб.
Пять минут езды и наконец центр города. Он стоит того, чтобы оставить машину и побродить по его улочкам. Сразу же приковывает к себе взгляд своим византийским стилем Спасо-Преображенский храм. Он был построен в 1905 году по проекту архитектора В. Немкина на месте одноименной деревянной церкви, основанной еще в XVIII веке.
Внешне здание выглядит очень интересно. Не смотря на то, что ведется ремонт. Вот только в процессе реставрации теряются очень много мелких изюминок. Это хорошо видно. Так как боковые стены еще в первозданном виде. А вот внутри невольно возникает ощущение что попадаешь в сельский музей. По стенам развешаны старые иконы. И везде огромное количество зелени.
Вообще эта улица стоит более пристального внимания. Потому что многие строения сохранили свою самобытность. Однако время поджимает. И впереди ожидает главная достопримечательность города. Площадь действительно круглая. И по другую ее сторону стоит целый храмовый комплекс.
Покровский кафедральный собор якобы поставлен на том месте, где священник Даниил Полянский в 1739 году нашел чудодейственную икону Ахтырской Божьей Матери. Сразу же возникает ощущение чего-то хорошо знакомого. И, действительно, автором проекта является небезызвестный В. Растрелли. Тот самый, который поставил знаменитую Андреевскую церковь в Киеве. Вот только в Ахтырке здание как бы тянется к земле. Да и окрашено в бело-бирюзовые колера.
По соседству стоит Церковь Рождества, еще называемая Графской. В связи с тем что построена она на деньги графини А. Чернышевой. Выглядит она как некая смесь дворца и храма. Изначально в его боковых пределах были обустроены комнаты для проживания. И чем-то все это напоминает дворянские усадьбы Слобожанщины.
Интересно, что главный вход Покровского собора алееей соединяется с аналогичным входом в Трехъярусную Введенскую церковь-колокольню. Проектировал ее харьковский архитектор П. Ярославский. Сейчас на подворье не смотря на позднее время кипит работа. Строительные работы продолжаются. Интересно, что буквально позади строений располагается городской стадион.
На этом список достопримечательностей в Ахтырке не заканчивается. Чем вызвано такое обилие религиозных учреждений неизвестно. Может быть тем, что стоит город на перепутье. Подтверждает эту теорию, то, что действительно все храмы находятся на основных транзитных путях.
Где-то в получасе ходьбы от центра находится и железнодорожный вокзал. Хотя это сильно сказано. Небольшая, но зато хорошо ухоженная станция. Между прочим построенная еще в 1893 году. Не смотря на то, что Ахтырка является тупиковой ветвью сообщение хорошо развито. До станции Кириковка, лежащей на основной магистрали Сумы - Харьков, ходит около десятка рейсов в сутки.
Так что и безлошадные туристы легко могут приобщиться к истории этого удивительного города. Было бы только желание.