Бюжо, Галлиени и Лиотэ принадлежат XIX веку. Но многие их идеи оказались чрезвычайно актуальны в ХХ веке, а равно и в наше время. После Второй мировой войны французы столкнулись с новым витком сопротивления в Индокитае и в Алжире. Хотя и там, и там французы в итоге проиграли, наградой им стал бесценный опыт противоповстанческих войн (ППВ). Давид Галюла был человеком, который смог обобщить этот опыт и передать тем, кому он был как нельзя кстати - американцам.
Давид Галюла родился в преуспевающей еврейской семье в Тунисе. Это была не только знатная, но и хорошо образованная семья, из которой выходили не только торговцы, но и интеллектуалы. Символично, что Давид учился в лицее Лиотэ в Касабланке, одном из лучших учебных заведений во французских колониях, названном в честь выдающегося колониального генерала. Учился он скверно, его больше увлекала верховая езда и плавание, чем школьные предметы. В зрелом возрасте он постоянно ездил в седле. Это давало ему возможность наблюдать жизнь местных жителей гораздо ближе, чем позволял автомобиль. А пока молодой Давид неожиданно для семьи захотел стать военным. Он поступил в Сен-Сир, где помимо прочего познакомился с французским колониальным опытом. В 1940 году Галюла окончил Сен-Сир в выпуске имени франко-британской дружбы. Он не успел толком повоевать с немцами и в 1941 году был уволен от службы в соответствии с законами против евреев. Галюла отправился в Марокко, где присоединился к силам Свободной Франции. В конце войны он был ранен в боях за остров Эльба. В это время Галюла знакомится с капитаном Жаком Гийермазом (Guillermaz), офицером, увлекавшимся Китаем и знакомым с Жу Энлаем, правой рукой Мао Цзедуна.
Карьера Галюла поразительна, потому что он все время появлялся там, где ему бы следовало появиться. После войны Галюла поехал с Гийермазом в Китай. Там он неплохо выучил китайский язык, а также подтянул английский. Видевшие его в Китае вспоминали его как человека, ценившего красивую жизнь, удовольствие, вино и пищу. Но удовольствия жизни сменились неприятностью - Галюла попал в плен к коммунистам. Обращались с ним, впрочем, хорошо. Главное, Галюла мог многому научиться у людей Мао. Его поразило их внимание к населению. Он с большим интересом отнесся к идеям Мао Цзедуна о войне.
Гийермаз в Китае
Мао Цзедун стал отцом ППВ. Идея Галюла о том, что население надо изолировать от повстанцев - это просто перевертыш идеи Мао, о том, что восстание должно черпать силы в народе. В конце 1940-х Мао стал привлекать военных интеллектуалов всего мира к своим идеям партизанской войны. Капитан Сэмуэл Гриффит перевел на английский работы Мао, а потом и глубоко повлиявшую на коммунистического лидера книгу Сунь Цзы «Искусство войны». Галюла был в курсе этих работ Гриффита и других текстов о китайских коммунистах. Он живо интересовался всем, что связано с китайскими повстанцами.
Галюла был отпущен благодаря вмешательству американцев. В ходе этих злоключений он встретил свою будущую супругу Рут Морган, члена американской миссии в Нанкине. В 1948 году он уже в Греции, где ему представился случай наблюдать гражданскую войну. В начале 1950-х годов он служит при французском консульстве в Гонконге, путешествуя по Юго-Восточной Азии, он знакомится с двумя важными для истории ППВ персонами: американским генералом Эдвардом Лансдейлом, давившем восстание коммунистов на Филиппинах, и с французским генералом Раулем Саланом, служившим тогда в Индокитае. Рут Морган вспоминала, что поражение французов при Дьен Бьен Фу переносилось ее мужем очень болезненно, 20% его однокашников по Сен-Сиру погибло в Индокитае.
Галюла хорошо знал французскую школу противоповстанческих войн XIX века, которая переживала ренессанс в то время. Роже Тринкье (Roger Trinquier) и Шарль Лашруа (Charles Lacheroy) были тогда главными звездами французской теории ведения войн против повстанцев. В отличие от своих предшественников - Бюжо, Галлиени и Лиотэ - новое поколение французских теоретиков ППВ столкнулось с новой проблемой: теперь у их противников была четкая идеология, обычно марксистского толка. Полковник Поль Оссаресс (Aussaresses) привез рукопись работы Тринкье в Америку. Его идеи и идеи Галюла во многом схожи. Оссаресс стал преподавать опыт французов американцев в колледже форта Брэгг. В ближайщем будущем и Галюла предстояло отдать свои знания американцам.
Де Голль в Алжире
Но пока разгоралась война в Алжире, и Галюла оказывается там, командует ротой, подчиняясь своему патрону Гийермазу. Галюла отвечал за район Кабилии, который стал полигоном для испытаний его идей. Результаты были выдающимися. Карьера пошла в гору. Галюла стал селить своих людей среди местного населения. Этому способствовало то, что многие жители говорили по-французски. Французские военные, живщие с арабами одной и той же жизнью, помогали им в их повседневных заботах и защищали их от повстанцев. Галюла говорил, что надо держать в одной руке морковку, а в другой палку. Он использовал систему штрафов, например, можно было получить штраф, если ребенок не ходил в школу.
Пришедший к власти при поддержки военных генерал Де Голль принял решение дать Алжиру независимость, что было крайне болезненно воспринято в среде французов, живших в Алжире, и войск сражавшихся там. Генерал Салан попытался осуществить путч против де Голля, а потом перешел к террористическим действиям полагаясь на Секретную армейскую организацию, OAS. Видимо, Галюла принял независимость Алжира с сожалением, но одновременно и с пониманием. Он не участвовал в экстремистских действиях своих товарищей по оружию.
Часть 1. Маршал Бюжо Часть 2. Галлиени, Лиотэ и французский колониализм второй половины XIX века Часть 3. Идеи Галлиени и Лиотэ