Не все золото, что блестит, - не все хорошо, что за морем придумали. ЗиЛ-132С

Oct 24, 2016 01:12

Оригинал взят у strangernn в Не все золото, что блестит, - не все хорошо, что за морем придумали. ЗиЛ-132С



ЗиЛ-132С (кликабельно)

Подсмотренные у американцев пневмокатки на некоторое время капитальнейшим образом очаровали наших конструкторов. Казалось, что вот оно, дерево счастье, - преимущества колес и гусениц "в одном флаконе". И работы по пневмокатковым машинам закипели. Застрельщиком, разумеется, выступал НАМИ - там (и самостоятельно, и в содружестве с МВТУ) было создано несколько оригинальных пневмокатковых вездеходов. Но и конструкторы ЗиЛа, где работало мощнейшее КБ Грачева, известное своими уникальными вездеходами не могло остаться в стороне. И в 1964 году свет увидел пневмокатковый ЗиЛ-132С.



ЗиЛ-132С, вид сбоку (кликабельно)

Несмотря на относительно традиционную внешность машина была устроена совершенно нетривиальным образом. Передние колеса, к которым идет вполне традиционный кадранный вал - были неподвижны. Управляемой была задняя тележка целиком. Специализированный гидропривод крутил ее вокруг вертикальной оси, через которую и подавалась мощность на задние колеса. Вот не знаю, гидравлические двигатели там были, или просто механика в виде вала.

Почему была выбрана именно такая странная схема? Полагаю, что все очень прозаично. Под двигатель просто не поместилась система с цельноповоротной тележкой. Пришлось вот таким образом решать проблему. Результат может себе представить любой автомобилист, умеющий передвигаться задним ходом. Машина получилась малоуправляемой, не держала прямую, широченные катки требовали приличных усилий для поворота, да и износ на твердом покрытии был нереальный - а еще и эластичность катков сказывалась. Управление машиной было крайне непростым.



вид спереди (кликабельно)

Но все это еще можно было бы пережить, если бы проходимость оказалась высокой. И управляемую тележку переставить и все такое. Но пневмокатки показали себя в наших условиях с не самой лучшей стороны. Во время совместных испытаний с автомобилем ЗиЛ-132 (с равнорасположенными осями) и ПКУ-1 - пневмокатковый ЗиЛ-132С оказался аутсайдером. На успешно пройденном конкурентами болоте он застрял. При сравнительно небольшом погружении катов в слабый грунт - сопротивление движению четырех метровой ширины роликов оказалось для двигателя непреодолимым.

И это в то время, как для нормальных машин уже давным-давно существовали арочные шины, которые и давление обеспечивали не больше пневмокатков, и крутящий момент передавали нормально, в отличие от мягких "мешков". В общем, помучились в СССР с пневмокатками, да и бросили. Что правильно.
Previous post Next post
Up