Газовый рэкет,
или Как Вологодчина и Череповец оказались лишены налогов с газовой прибыли
В одном из прошлых номеров «Череповецкая истина» писала о махинациях со стоимостью газа. Поскольку корни проблемы лежат куда глубже, мы обещали продолжить тему в более широком разрезе, с видом на Россию. Оговоримся: тон проблеме задает не «Череповецгаз», а в целом «Газпром» - одна из крупнейших компаний мира. Имидж «Газпрома» основан на сумасшедших деньгах, топ-менеджеры этой компании зарабатывают, по некоторым данным, по $23 млн в год. «Газпром» - гигантский спрут со сложной структурой, словно придуманной для того, чтобы запутать внимание обывателя. «Газпром» - «владелец заводов, газет, пароходов», туристических и страховых компаний, торговых домов, инвестиционных фирм и паевых инвестиционных фондов. На какие деньги все это создано? Над этим частично - на примере Череповца и области - мы и откроем завесу сегодня.
Повторенье - мать ученья
Для начала повторим некоторые выводы предыдущей статьи. Мы платим за газ трижды: первый раз - в составе розничных цен на газ, второй - в составе цены за квадратный метр жилой площади, куда закладываются расходы на строительство внешних газопроводов силами застройщиков жилья. Третий раз - в рамках муниципальной программы, которая предполагает выделение на развитие системы газоснабжения города 930 млн рублей в течение 10 лет. Потому что у «Череповецгаза» на это просто нет средств.
Для внедрения этой схемы муниципалитет и «Череповецгаз» предпринимают разные хитрости, которые позволяют заподозрить представителей городской власти в материальной заинтересованности. Ведь не просто благотворительным порывом продиктована громадная помощь «Череповецгазу», который является чисто коммерческой структурой! Тем более, городской бюджет нынче в таком дефиците, что мэрия вынуждена занять в банке 250 млн рублей… Такого в нашей истории еще не бывало.
Вологодские щупальца
Незадолго до написания первой статьи в региональной газовой отрасли произошли некоторые изменения. Так, генеральным директором «Череповецгаза» стал Сергей Михайлович Власов, одновременно директор Вологодского филиала «Газпромрегионгаза», а до этого - генеральный директор «Вологдаоблгаза».
Он сменил сидевшего в обоих креслах Виктора Чучина, который одновременно с этим являлся гендиректором «Вологдагаза» и ООО «Устюггаз». Эти «стахановцы» - прямое свидетельство взаимозависимости всех пяти упомянутых структур и их взаимодополняемости. И - в некоторых случаях - взаимозаменяемости.
Некоторым доводом в пользу этого является и то, что «Вологдагаз» и «Вологдаоблгаз» прописаны по одному адресу: Вологда, ул. Саммера, 4а, где они соседствуют с шестой структурой все того же «Газпрома» на нашей земле - ОАО «Северная газовая компания».
«Газпромрегионгаз» является акционером «Вологдагаза» (49%), «Вологдаоблгаза» (32%) и «Череповецгаза» (78%), а также ООО «Устюггаз». К чему все это запутанное многолюдье на нашей скромной земле, к чему эта газовая толкучка?..
Всюду деньги, деньги, деньги…
Конечно же, все дело в деньгах. А точнее - в том, как бы вывести эти деньги из-под контроля местных бюджетов. Простым примером может служить «Череповецгаз». При подготовке первой статьи мы написали в эту фирму письмо с просьбой ответить на некоторые вопросы. В частности, нас интересовало, какой объем газа транспортирует эта фирма череповецким потребителям. Нам любезно ответили, что 1 млрд кубических метров в год (в реальности - 1 млрд 36 млн). С учетом тарифа (417,5 руб за 1000 кубометров) получается, что всего «по сетям в зоне ответственности» «Череповецгаза» транспортируется голубого топлива на 432,5 млн рублей. При этом по итогам года, как оказывается, «Череповецгазу» остается чуть больше 1 млн. рублей чистой прибыли… Куда девается остальное? То, с чего должны получать доход местный и региональный бюджеты?
Саша - Маше, Маша - Паше
Незадолго до своего ухода Виктор Чучин, тогда руководитель четырех газовых структур, в своем интервью Великоустюгским СМИ раскрыл секрет «сетевого маркетинга»:
- «Газпромрегионгаз» заключил договор на обслуживание газовых сетей с предприятием «Устюггаз», а «Устюггаз» в свою очередь - со всеми газораспределительными организациями на обслуживание сетей в других населенных пунктах области, - признался он. - В планах вологодского филиала «Газпромрегионгаза» - объединить под свое крыло все газовые компании Вологодчины.
То есть, закон действует тот же, что и при получении и оплате строительного подряда - несколько посреднических контор нанимают друг друга. Пока крайняя, не сняв последнюю стружку, не наймет дешевых рабочих, которые получат в итоге меньше всех участников цепочки. А самый большой куш достается первой конторе.
В нашем же случае ей достается все. Речь идет о «Газпромрегионгазе» («ГПРГ»), который только с одного Череповца собирает такую сумму. Судя по тому, что головная контора «ГПРГ» располагается в Санкт-Петербурге, весь собранный капитал тоже пилят и разделывают там же.
Заплатим-ка за газ еще разок!
Чем же живы местные конторы наподобие «Череповецгаза»? Может быть, им частично возвращают отнятые суммы?
Ничуть. По свидетельству Региональной энергетической комиссии (РЭК), плату за транспортировку газа получает «Газпромрегионгаз». Тем временем «Череповецгаз» подтверждает, что живет за счет обслуживания внутридомового газового оборудования (ВДГО) и эксплуатации внешних газопроводов. Но транспортная составляющая газового тарифа уже содержит плату за эксплуатацию! Стало быть, мы платим за эксплуатацию газопроводов дважды. Но одна плата уходит «Газпромрегионгазу», а другая остается «Череповецгазу». На это он и живет. Но насколько это законно?
Кто же является ГРО?
Чтобы это понять, необходимо разобраться в последнем вопросе: кто в данном случае является газораспределительной организацией (ГРО)? То есть, кто имеет право брать плату за транспортировку газа (эксплуатацию газовых сетей)?
Если транспортирует газ (следовательно, эксплуатирует сети) «Газпромрегионгаз», стало быть, он является собственником сетей. «Газпром межрегионгаз Вологда» также подтверждает, что договор на транспортировку газа заключен с «Газпромрегионгазом». Следовательно, именно эта фирма, по определению закона, является газораспределительной организацией (ГРО).
В одном из ответов в арбитражный суд «Череповецгаз» подтверждает, что не является ГРО. Но если «Череповецгаз» - не ГРО, то он не может заниматься эксплуатацией сетей и обслуживанием ВДГО! В другом случае «Газпром межрегионгаз Вологда» отвечает, что «Череповецгаз» все-таки является ГРО. И в своем ответе «Череповецкой истине» «Череповецгаз» подтверждает, что он - ГРО. Такая вот путаница.
Сын-попрошайка папы-рэкетира
Хотя ответ на этот вопрос донельзя прост: до появления всяких газпромов и всей его паразитарной системы череповецкий «Горгаз» был ГРО - всегда. Потому что нахождение его в этом месте невозможно без выполнения определенных функций. И за них раньше исправно платили «Горгазу». Потом появились крупные и жадные игроки, которые придумали хитрую схему, при которой все средства, заработанные на местном уровне, стали уходить наверх, в головную структуру. Местным же организациям осталось одно: обеспечивать сбор этой дани и попрошайничать на развитие в местном бюджете.
По одному из определений, рэкет - насильственное и преступное изъятие части прибыли. Думаю, употребление этого слова в нашем случае - не ошибка. Хотя бы потому, что «Газпромрегионгаз» забирает не просто какую-то долю прибыли, а саму ее всю.
Наверное, в этом руководящем грабительстве и заключается главный секрет нашей провинциальной бедности, неумеренного богатства наших столиц, а также общей беспросветности нашей жизни.
Остап ВЕРБА.