Feb 24, 2012 12:50
«…И точно: каково содержание повествования книги Бытия в той его части, которая относится к падению первого человека? Бог насадил среди рая дерево жизни и дерево познания добра и зла. И сказал человеку: от всякого дерева в саду ты можешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; потому что в день, в который ты вкусишь от него, умрешь. В противоположность тому, как обыкновенно Бог возвещал свои истины "sans aucune trace de preuve", на этот раз наряду с заповедью есть не санкция, как мы склонны думать, чтоб облегчить себе задачу, а мотивировка: в тот день, когда ты отведаешь от плодов дерева познания - смертью умрешь. Устанавливается связь между плодами дерева познания и смертью. Смысл слов Божиих не в том, что человек будет наказан, если ослушается заповеди, а в том, что в познании скрыта смерть…»
(Лев Шестов «Афины и Иерусалим»)
Да, Предание о Грехопадении говорит, что причиною его были плоды с Древа Познания, с Древа Разума.
Разум был причиной Грехопадения Человека, причиной искажения его сути, появления болезней и смерти.
Поверить в это современной модификации человека - Человеку Разумному - крайне трудно.
Культ Расчета, культ Разума, принесенный греками на Балканы, стал впоследствии самым могущественным и агрессивным на всей Планете, он и лежит в основе современной технократической цивилизации.
Но чем же может быть плох Разум?! Может ли быть опасным Знание?!
Балканская традиция арвингов говорит, что опасны не знания сами по себе - они порою попросту необходимы, как и культура Разума. Но гипертрофия Разума, его агрессивная диктатура, действительно таит в себе чрезвычайную опасность - опасность Паралича Воли…
Эта тема также глубоко раскрывается в «Афинах и Иерусалиме»:
«…Вкусивши от плодов запретного дерева, человек утратил веру, а вместе с верой свободу. Наша воля порабощена грехом - она парализована, она в "глубоком обмороке" (Киркегард), она почти мертва…
Лютер впервые заговорил о порабощенной воле - это так, конечно. Но потому именно заговорил, что увидел в нашем познании первородный грех и убедился в том, что средневековая философия, вместо того, чтобы стремиться раскрепостить связанную грехом познания волю, следуя грекам, делала все, что было в ее силах, чтобы отрезать человеку возможность вернуться к первоначальной свободе. Она убеждала его, что знание есть высшая ступень веры и что мудрость, основанная на знании, есть путь к спасению, т. e. она менее всего была озабочена тем, чтобы восстановить человека и исцелить его от страшного недуга. Она его учила, что при добром желании и при греческой мудрости все может быть исправлено. В этом Лютер видел свидетельство того, что наша воля не только порабощена, но что она даже утратила воспоминание о том, что такое свобода…»
Между Всемогуществом и Всезнанием есть Великое Противоречие.
Всезнающему очевидно, что Солнце восходит на Востоке. Но это отнюдь не очевидно для Всемогущего - ведь Солнце восходит по его Велению и там, где он захочет и повелит…
И Всемогущий создав Человека по своему образу и подобию, наделил и его Творческой Волей. Способность ВЕЛЕТЬ для человека гораздо существеннее способности ЗНАТЬ.
И чтобы быть способным ПОВЕЛЕТЬ печи ехать, и отвезти его к царевне сказочный Емеля должен вернуться в состояния «дурака». Он должен перестать ЗНАТЬ, что печи в принципе не ездят…
Популярная поговорка «если бы молодость знала, если бы старость могла» отражает только небольшую часть истины. Молодость потому и многое МОЖЕТ, что многого НЕ ЗНАЕТ. Подсадите ее на ЗНАНИЕ, и она утеряет львиную долю своей пассионарной энергии, она перестанет МОЧЬ.
Она повторит историю грехопадения, и войдет в состояние ПАРАЛИЧА ВОЛИ…
пиэрика,
Воля,
лингвистика,
история,
эльфистика