Портрет Ленина на женской груди

Jun 14, 2016 13:17

Агиттекстиль - текстиль с набивными рисунками агитационно-политического характера. Это если по учебнику. По правде - это отражение времени. Политика проникающая, во все сферы жизни общества. По факту - советский поп-арт, первый в своем роде.



Рисунки для них были исполнены в 1920-х - начале 1930-х годов студентами и выпуск­никами первого советского художественно-промышленного вуза Вхутемаса - Вхутеина и Московского текстильного института.







Воспоминания текстильщиков - «бойцов» агитационного фронта, и изучение документов того времени говорят о том, что это явление не было рождено по заказу партийных лидеров, а явилось продуктом устремлений оптимистически настроенной творческой молодежи, верившей в светлое будущее своей Родины. Искренность в сочетании с профессионализмом исполнения позволили создать орнаменты, оставшиеся в истории искусства.







Считалось, что с помощью набивных серпов с молотами, молотилок и комбайнов советский человек окончательно уверует в мировую победу коммунизма. Вышло наоборот. Часто повторенные советские символы сливались в пестрый хаос, обесценивались. Эффект, сравнимый с шелкографиями Уорхола - тот ведь принтовал портреты звезд, а получались кислотные абстракции. Советский агиттекстиль был запрещен в 1933 и открыт заново на Западе в 1980-е годы. Теперь он своими шестеренками, задастыми бабами и серпами волнует воображение современных модельеров, не только российских.







В 1933 году газета «Правда» опубликовала знаменитый фельетон «Спереди трактор, сзади комбайн» журналиста Григория Рыклина, где агиттекстиль поддавался разгромной критике:

«Вот свеженький весело окрашенный ситчик… Тоже не беспредметная раскраска. Не какая-нибудь идеалистическая чушь. А целая картина - Турксиб. По желтоватому песку идет караван верблюдов. Вдали чернеется стадо баранов. А в центре несется паровоз. Как приятно спать в таких подштанниках».

Самих же художников Рыклин назвал «кучкой халтурщиков, которая, прикрываясь революционной фразой, пачкает материю».

Проще говоря, идея агиттекстиля сама себя дискредитировала: портрет Ленина, который считался уместным на плакате, на женской груди выглядел уже неполиткорректно.

Previous post Next post
Up