Театр во время войны. Часть II

Jun 13, 2016 15:00

Война и не думала заканчиваться.

Эвакуированный в Молотов Кировский театр регулярно проводил шефские концерты на предприятиях Молотовской области, а также отправлял концертные бригады на фронт. С 1942 года этим бригадам стали присваиваться порядковые номера. Первая фронтовая выехала на передовую 15 июня 1942-го, Шестая - в феврале 1943-го.

По ее возращении театральная многотиражка рапортовала: «Бригада была сформирована в связи XXV годовщиной Красной армии и провела культурное обслуживание частей и кораблей Краснознаменной Балтики и Волховского фронта, дав в общей сложности 43 концерта».



Шестая фронтовая бригада Кировского театра. 1943 год



Агния Лазовская. Концерт на Волховском фронте. Март 1943 года



Герои Блокадного театра: артист театра драмы имени Пушкина, режиссер «Пиковой дамы» Евгений Студенцов, руководитель оперной труппы певец Иван Нечаев, балерина Ольга Иордан, художник Георгий Цорн, дирижер Карл Элиасберг.

Ни Евгению Студенцову, ни Георгию Цорну не суждено было дожить до Победы. Уже в 1944 году их имена на афишах будут окружены траурными рамками.



Софья Преображенская. 1940-е годы

«Весь спектакль отпечатался в моей памяти, как на кинопленке, - вспоминала Галина Вишневская, которой было тогда 16 лет, и она впервые слушала «Пиковую» в театре. - И сейчас вижу перед собой изможденного Германа, Лизу с обнаженными, синими и тощими, как у скелета, плечами, на которых лежит толстый слой белой пудры; великую Софью Преображенскую - графиню (такого драматического меццо-сопрано я уже за всю свою жизнь не услышу) - она тогда была в самом расцвете своего таланта.
Когда они пели, изо рта у них валил пар. То волнение, потрясение, которое я пережила там, было не просто наслаждением от спектакля: это было чувство гордости за свой воскресший народ, за великое искусство, которое заставляет всех этих полумертвецов - оркестрантов, певцов, публику - объединиться в этом зале, за стенами которого воет сирена воздушной тревоги и рвутся снаряды».



Сцена из оперы «Пиковая дама». Клавдия Кузнецова (Лиза) и Василий Сорочинский (Герман). 1943 год

На каждую роль имелось по несколько исполнителей, и лишь Василий Сорочинский в роли Германа оказался незаменим. Когда он был болен, спектакль приходилось отменять.



Кировский театр. 1944 год



Список необходимых строительных материалов для восстановления театра

театр

Previous post Next post
Up