Среди советских фильмов по-настоящему странных довольно мало, хотя для некоторых людей и «Кин-Дза-Дза» - какое-то нездоровое кино. Я хочу поговорить о по-настоящему чудной ленте, при том, что она была снята не в 1970-х, когда это могло быть модным и не в Перестройку, когда создавали всё, что хотели, а в эпоху Сталина. Правда, фильм «Строгий юноша» положили «на полку» с клеймом «за формализм», то есть - за интерес к форме в ущерб содержанию. Однако именно эта вещь наилучшим образом отражает настроение 1930-х с его культом тела и евгенической сущностью. Начнём с того, что сюжет фильма - исключительно аморален.
Аморален с любой точки зрения. Итак, у маститого профессора Степанова - молодая и статная супруга Маша, которая привлекает всеобщее внимание и не ускользает от взоров молоденького спортсмена Гриши Фокина, которого, к слову, играет юноша с изысканной фамилией Дорлиак (из рода французских дворян, сбежавших в конце XVIII века от революции). Настрой таков, что изменить старому напыщенному супругу с таким Аполлоном - норма. Авторы рисуют Фокина не просто в качестве положительного героя, но как образец, эталон.
...Шикарная гонка на квадригах, которой не было и быть не могло в тогдашнем СССР (и нигде в мире) тут показана в качестве нормального вида спорта. Волшебный сон Гриши Фокина, где он признаётся в любви Маше, при этом обожествляя её тело, смотрится, как сюр - что неудивительно - в те времена страшно популярен был Сальвадор Дали и любой сюрреализм с его сном-явью. При том, что «Строгий юноша» - рассказ о спортивных мальчиках и хорошей плотской любви, он смотрится, как нечто психо-патологическое. При том, что никто не может сказать, что же там - конкретно - срывает крышу.