Друг или враг?

Mar 15, 2013 12:15

Но задумайтесь сами: для того ли вы потратили столько времени и сил на подготовку ингредиентов этого прекрасного блюда, чтобы высушить его в микроволновке?



Мое первое знакомство с микроволновкой произошло, должно быть, лет двадцать пять, если не тридцать тому назад.
Отечественная промышленность, уже тогда проигравшая конкурентную борьбу за бытовые приборы, еще делала отчаянные эпизодические попытки выпустить на рынок чего-нибудь вполне новомодное, реваншистское, этакое. Так советская печь СВЧ появилась и в нашем доме, войдя туда с той же примерно доступно-обольстительной репутацией, с которой в сегодняшние семьи забираются мультиварки. И, почитав в инструкции к гаджету, штатные басни о лучезарности кулинарного завтра счастливцев - обладателей, ваш корреспондент решил испробовать пищу будущего, приготовленную не где-нибудь, не в банальной духовке или на обычной сковороде, а в новехонькой супер-печи (дальше как в рассказе подрывника у Жванецкого) белой ..б.., длинной как…б..
И с целью максимального поражения ожиданий собравшихся был приобретен здоровенный кусок мяса на косточке (кажется, это была лопатка), едва умещавшийся на немаленьком поворотном столе, куда под всеобщий восторг он и был водружен, после каких-то предварительных манипуляций: чем-то мы кусок то ли натерли, то ли нашпиговали, в общем сделали все, как положено, чтобы потом, уминая готовое, было за что похвалить друг друга.
В руководстве пользователя все было четко, таблички, картиночки. Прикинули вес, нашли в пересечении строки и столбца необходимое время. Минут, кажется, пятьдесят или сорок. Вроде, учитывая наш предыдущий опыт с духовкой, время показалось вполне адекватным.
Сунули, крутанули, отпихивая друг друга (каждому же хотелось участвовать!), ручку и стали ждать.
Одного только жаль! Жаль, что никто не сфотографировал моей физиономии в момент открывания дверки, сейчас я поставил бы старое фото заглавным и оно бы, уверен, вставляло куда больше вьетнамской обезьянки.
На поворотном столе лежала голая, потемневшая кость.
В первый момент, даже подумалось, что кто-то фантастическим образом уже слазил в печь и съел мясо. Однако, разум оправдывался тем, что сделать это было решительно невозможно.
Истина открылась при внимательном изучении кости. Мясо оказалось на месте. Оно только усохло, сублимировалось, потеряв сто процентов имевшейся в нем влаги. Человеческий зуб это мясо уже не брал и, поэтому, первым, оценившим по достоинству кулинарные возможности чудо-печки, оказался наш ньюфаундленд, полностью и с удовольствием взявший на себя утилизацию изведенных продуктов.
Вот, пожалуй, с тех пор я и не люблю СВЧ-печи, обычно доверяя им только самые простые и незатейливые вещи - разогреть что-нибудь или подсушить. Тем более, что микроволновка, как считается, априорно все сушит. Однако, не находятся ли такие как я в плену у собственных заблуждений, сформировавшихся в результате подобного же опыта бестолкового применения ни в чем, в общем-то, не повинного прибора? Ведь, высушить то же мясо можно и в духовке, если не понимать определенных базовых принципов и/или действовать им в противоречие.
Делая пожарские котлеты, ваш корреспондент впервые за много лет решил попытаться еще раз использовать СВЧ-печь для цели приготовления - доведения уже обжаренной в масле котлеты (со сформировавшейся корочкой) до полной готовности.
Правда, в отличие от памятной, вышеописанной попытки, на этот раз я точно знал, что хотел.
Вес одной котлеты в рецепте около 200 грамм. Это важно, потому, что если тепловая энергия обычной печи накапливается во всем ее объеме, то энергия сверхвысокочастотных колебаний переходит в тепловую энергию только в объеме закладываемого продукта, да и то, постольку, поскольку он наполнен водой или маслом. Когда вода в приготавливаемом продукте кипит - это плохо. Тогда он теряет влагу, а, теряя влагу, испытывает еще больший энергетический удар от СВЧ-колебаний, рассеивающихся на оставшейся влаге, и продукт, соответственно, начинает терять влагу еще быстрее. Но кипеть воде, находящейся в куске мяса и не нужно. Нигде. Ни тогда, когда он находится в обычной печи (а там, при желании, этого тоже можно добиться), ни в СВЧ. Наоборот, известно, что готовность куриного мяса наступает уже в диапазоне температур от 60 до 85 градусов, где этот разброс определяется разностью отношения различных исследователей к безопасности продукта. Причем, для надежности, мясо должно провести при этой температуре хотя бы несколько минут.

Эксперимент №1.
Берем стакан воды комнатной температуры (те же 200 котлетных грамм, чтобы зря вкусные вещи не портить), ставим в СВЧ печь и включаем ее на 2 мин. на полную (900 вт.) мощность.
Как раз к исходу второй минуты вода подходит к порогу кипения - термометр показывает 95 градусов.
Не годится. Очевидно, что в первую минуту продукт еще не разогрет до безопасных температур, а во-вторую, он слишком быстро переходит контролируемую границу.
Много.

Эксперимент №2.
Убавляем мощность печи до 300 вт., и ставим внутрь тот же стакан на те же 2 мин.
Измерение температуры воды по их истечению дает 45 градусов, что пока еще существенно ниже самых оптимистичных порогов куриной безопасности.
Мало.

Эксперимент №3.
На тех же 300 вт. увеличиваем время до 5 мин.
Измеренная температура воды в конце процесса - 70 градусов.
Следовательно, если бы это была котлета, то она уже порядка двух минут провела бы при температуре губительной для микроорганизмов, что, по-видимому, свидетельствует о достигнутой норме. Впрочем, опасающиеся, могут еще добавить 1 мин., чтобы достичь 85 градусов при которых снимают свои возражения последние скептики. Однако, до порога кипения даже здесь еще достаточно далеко и не приходится опасаться, что термообрабатываемый продукт потеряет существенное количество влаги.

Понятное дело, что конструкции (и КПД) СВЧ-печей могут быть разными и приводимые цифры не универсальны, но, проведя один вечер в испытаниях своего агрегата, можно составить для него подробные таблицы годные уже на все случаи жизни.
Теперь, можно дожарить котлету в печи СВЧ и наслаждаться ее вкусом, не переживая, что вы все испортили этими ужасными и исключительно темными силами сверхвысокочастотных колебаний.
Или (последнее колебание), все-таки, нет?

аргументы, инвентарь, поговорить

Previous post Next post
Up