“I onde dager” (Поездка) (2021). Ларс и Лиза. Норвежец и шведка. Бездарный телережиссер и столь же бездарная актриса, правда, в отличие от мужа, с претензией на театральность. У него любовница, у нее любовник. Друг друга не слышат, друг друга давно ненавидят. На этот уикэнд собираются в старый отцовский домик Ларса на озеро, провести там пару дней, может быть, даже чуть-чуть подправить отношения. Хотя что уж там править. С собой он берет молоток, пилу и скотч, в округе собирает тяжелые камни и «хоронит» их в лодке. А она прекрасно знает, где находится ружьем и патроны к нему. У каждого из них был план, и ни один из них не сработал. Потому что когда парочка почти что добилась своего, заодно случайно покромсав туповатого пособника, в гостях объявились еще трое, и шутить те не намерены.
.
Тот самый случай, когда упомянешь хоть какую-то подробность, хоть какую-то ветвь сюжета - напортачишь спойлерами. Я позволил себе лишь один, про пособника ;-). Что до желания главных героев убить друг друга, то это звучит даже в официальном синопсисе. Который, собственно, и привлекает внимание к фильму. Помимо ровно трех имен. Режиссера, да двух актеров. Снял «Поездку» (в оригинале - «В горести и здравии», если переводить «художественно», ну да ладно) Томми Виркола, отец «Операции «Мертвый снег» за номером один и два. Лизу сыграла Нуми Рапас (прекрасная характерная актриса, пусть и неоднозначной внешности, «Бэбиколл», «Агнец», «Прометей»), а Ларса - Аксель Хенни («Охотники за головами»). Надо понимать, что хоть Виркола и талантлив, но были у него и просчеты, например, продюсирование кошмарно несмешного сериала «Хеллфьорд». Или пародия на «Ведьму из Блэр», повествующая о «Курте Йозефе Вагле».
.
Первые полчаса прелестны. Прелестно вообще всё: от диалогов пары, с помощью которых нам прекрасно (и жизненно) дают понять, насколько же эти двое друг друга достали, до высмеивания горе-планов горе-убийц. Здесь есть небольшой градус абсурда, но он мягкий, не слишком заметный и весьма уместный. А потом появляются Рой, Петтер и Дэйв. Какое-то время можно проводить параллели с фильмами Гая Ричи, пусть и с типично вирколовским почерком, но потом впору вспомнить «Хеллфьорд» - уж больно сильный упор на комедию, не всегда забавную, уж слишком быстро действие скатывается в откровенный гротеск, карикатурность. Начинаешь думать: «Все, закончился старина Томми». Ан нет, ведь есть еще финальные сорок минут, и они, мягко говоря, фееричны. Во-первых, потому что начинается лютая мясорубка с отменными практическими эффектами (во славу Питера Джексона вспомнят даже газонокосилку), а во-вторых…
.
Во-вторых, будет масса типично «ситуационных» моментов, которые или приятно удивят, или заставят от души расхохотаться (это комплимент). В-третьих, Виркола легко, но эффектно обстебал все самые известные норвежские, если так можно выразиться, тренды. Геев, электромобили, «ахмедов», стариков в домах престарелых, викингов и феминисток. Обратите внимание на сцены с отцом Ларса и обязательно дождитесь финала - это просто убийственно. Странно, что нечто подобное оказалось в показе Netflix, или неполиткорректность, совершенно чуждую для Норвегии, никто не заметил, посчитав милой шуткой? Томми не всегда держит нужный градус, не всегда все сюжетные ходы удачны, и из почти двух часов можно было бы вырезать минут десять уж точно. Именно поэтому мнение о фильме скачет от «вау!» до «нет, ну к черту» и «ОК, пойдет на разок». Но заканчивается все же именно на «вау».
.
9/10