“V/H/S/94” (З/Л/О 94) (2021). Обойдемся без вступительных слов и wrap-around историй. Пять режиссеров, пять эпизодов. Первый - о тележурналистке по имени Холли и операторе по имени Джефф. А также о мрачном культе, что поклоняется невероятному существу, гибриду человека и крысы, живущему глубоко под землей, под городом, в канализационных туннелях. Прозвали его Рэтмэном, почти как какого-нибудь очередного героя комиксов - однако комиксами здесь и не пахнет. Напоминает одновременно и легендарный “C.H.U.D.”, и недавний, бездарный ему оммаж от Дэйва Эллефсона («Обитатели»), не так ли? Немного скомкано, недостает атмосферы, псевдодокументальный стиль съемок явно не на руку такой истории. Однако пугать - пугает. Сначала. А дальше кровавый трэш. Неплохое начало, к тому же - простите за масло масляное - от начинающего режиссера. 6/10.
.
Кстати, о режиссерах. Здесь их состав можно разделить в пропорции «50 на 50». Часть - новички в хорроре и в кино вообще, часть хорошо (или более-менее) известна. К второй категории относятся такие люди как Стивен Костански («День отца», «Пустота», «Псих-расчленитель»), Саймон Барретт (сценарист «Гостя», «Храма», последней «Ведьмы из Блэр») и Тимо Тьяхьянто («Такут: Лица страха», «Рейд: Пуля в голове»). Что же до вступления, которое по давней традиции окажется и финальным эпизодом, то оно напоминает компьютерную игру: группа спецназа, захват огромного дома, где якобы скрывались безумные культисты, сами культисты, у которых - у всех до единого - отсутствуют глаза, будто перед смертью они увидели то, что смертным видеть не дано. Но это потом. А пока - реклама великолепного измельчителя овощей. Чуть позже - съемки прямиком из городского похоронного бюро. Двое сотрудников оставляют новенькую, Хэйли, наедине со «свежеупокоенным» трупом. Ночь, одиночество, страх. И кажется, что этот мертвец - не совсем уж мертвец.
.
Если первый эпизод - оммаж «Каннибалам-гуманоидам из подземелий» Дагласа Чика и «Человеку-крысе» Джулиано Карнимео, если пролог и эпилог напоминает «Багрянец» Адама Нэвилла на пару с его же «Домом мрачных теней», то №2 прилично отдает «Диббуком» Кита Томаса. Сюжет очень близок, разница лишь в том, что здесь обошлись без еврейской мифологии. Без мифологии как таковой. Да что там, нечто подобное обыгрывали уже десятки раз, от «Ночной жизни» со звездой «Зубастиков» Скоттом Граймсом до бесконечности, благо похоронное бюро или морг - практически идеальное место для действия любого хоррора. Однако скучно и невероятно предсказуемо, настолько, что коротенький сегмент хочется домотать до конца в ускоренном режиме. Блэкаут, ливень, раскаты грома делу не помогают. 4/10. В центре номера три - гениальный азиатский врач Джеймс Сухендра, настоящий мастер в области скрещивании органики с механикой. Его особенность в том, что он не спрашивает разрешения у пациентов на опыты, которые над ними вскоре проведет. А опыты те с клятвой Гиппократа ну никак не вяжутся…
.
Он похищает людей, калечит, создает из них «настоящее чудо». Проще говоря, киборгов, которые давно забыли, что такое быть человеком. И когда в подпольную лабораторию Сухендры вторгнется отряд полицейских, они быстро поймут, что… лучше бы этого не делали. Одно-единственное помещение, натуральная бойня в лучших азиатских традициях, безумный доктор-экспериментатор, body-хоррор, далее по списку. Это Индонезия, друзья мои. С отсылками в сторону как «Тэцуо», так и «Гротеска». Тотальное сумасшествие, мясорубка и жестокость заслуживают уважения, как минимум. 7,5/10. Потом - вампиры. Как насчет того, чтобы устроить хороший, от души теракт, используя кровь вурдалака? Ведь они, как известно, разлетаются на части при первых лучах дневного света. Действующие лица (боевики) - ультра-анархисты, по совместительству - ультраправые и ультра-христиане, их цель - подрыв одного из правительственных зданий в Детройте. Итог: снято и сыграно на уровне откровенной любительщины. 2/10. Про финал вы уже знаете (пусть и не до конца, еще раз извините за «масло масляное»).
.
«З/Л/О» было хорошей антологией, но отнюдь не одной из лучших. С четвертой же частью оно превратилось в сборник короткометражек, имя которым легион. Связующая история ничего толком не связывает, причем тут 1994 год - непонятно, каждый эпизод кроме четвертого что-то да напоминает. Каких-то отличий, особенностей в сравнении с другими антологиями у «З/Л/А» нет.
.
Пора эту франшизу хоронить.
.
5/10