“The Curse of Valburga” (Проклятие Вальбурга) (2019). «Братишка, нам нужен бизнес-план», - примерно так начиналась эта история. Марьян и Боэн, они на мели, дела идут плохо. Может, вернуться к продаже травы? Но у Марьяна есть идея получше. В Любляне всегда полным-полно туристов, а туристы - значит деньги. Именно этот момент наталкивает парня на мысль о создании некоего аутентичного словенского товара. Поэтому-то третьим на встрече в заштатном баре будет Фердо, владелец охранного агентства, чьи люди в том числе присматривает за развалинами старого замка под названием Вальбурга. Проще простого: организуем туда регулярные экскурсии, предварительно хорошенько распиарив само место. К примеру, можно придумать легенду о зловещем бароне, что пожирал детей местных крестьян. Да и сам был двоюродным братом графа Дракулы! На рекламу уйдут сущие копейки (YouTube в помощь), Марьян станет ведущим, Фердо обеспечит доступ к замку, что до Боэна, то он сыграет роль барона. Слухи слухами, но есть и реальные факты: когда-то Вальбурга служил в качестве психиатрической клиники, откуда однажды днем разом исчезли все врачи и пациенты. С тех пор место закрыто, а жители близстоящих деревень предпочитают обходить его стороной. Сказано - сделано. И первым, кто проявляет интерес к новой экскурсии, становится странноватый швед по имени Свен. Человек из Стокгольма, который, в отличие от Боэна и Марьяна, с темной стороной мира давно уже на «ты».
.
Можно было бы сказать, что «Проклятие» - первый хоррор из Словении, однако это будет неправдой. Потому что тот же режиссер уже был первым, сняв хиллбилли-слэшер «Идиллия», не плохой и не хороший. Нормальный. Второй его полнометражный фильм с самого начала производит впечатление работы противоречивой. В ходе прилично затянутого пролога - черная месса, которую проводит (кто бы вы подумали?) сам Никлас Кварфорт, вокалист и главная движущая сила Shining, одиозной блэк-металлической формации из Швеции, психопат, талантливый музыкант, наркоман и суицидник со стажем. Приятная новость для фанатов black metal’а! И первая роль Никласа в «игровом» кинематографе. Затянут не только пролог. За ним следует аж 20-минутная беседа братьев и Фердо. Потом - невероятно странный диалог между Свеном и его приятелем Майлзом. Все это, по всей видимости, призвано разбавить хоррор комедийными нотками. Они действенны, работают, да только не всегда - хорошенько бы порезать начальные эпизоды в монтажной, но нет, режиссер решил не жертвовать отснятым материалом. Оттуда же - русский порноделец Василий, а также «анальные королевы» Даша и Настя с ним за компанию, плюс молодые готочки в поисках настоящего вампира; на фоне таких туристов Свен кажется персонажем поразительно нормальным. Непосредственно же ужасы стартуют с того момента, когда в своем черепе Фердо обнаруживает диск от огромной циркулярной пилы, а швед перестает быть просто наблюдателем. Местами фильм ОЧЕНЬ. Убийства фееричны, Кварфорт внезапно хорош. Но вот вопрос: балканское кино правда делится на две части - тотальную чернуху и нечто странновато-юморное? Похоже, что да. В сухом остатке имеем слэшер. С вампирами (!). И каннибалами (!!!). Блэкарям придется смотреть. Остальным по желанию - благо experience во всех смыслах… своеобразный.
.
6/10