![](https://ic.pics.livejournal.com/stalhammar/22479839/1020349/1020349_original.jpg)
“Huset” (Дом) (2016). Норвегия, зима, бескрайние ледяные просторы. И на дворе отнюдь не XXI век, а время куда более неспокойное. Сороковые, Вторая мировая. Трое немцев по главе с полковником Юргеном Крейнером бегут от сил союзников, и один из них, Макс, в муках умирает. 3-2=2. Два с половиной, если быть точным. Второй - простой солдат, верный заветам фюрера молодой Андреас Фляйсс, «половина» - его ровесник, пленник, один из местных, некто Руне. Они не знают точно, где именно находятся. Снег и лес, лес и снег. Главное - найти хоть какое-то убежище от холода и неизвестности, которая кого угодно может свести с ума. Карты врут, компас не работает. Солнце не там, где должно быть. Горы не там, где должны быть. И вдруг - чудо. Андреас в бинокль видит жилой дом, совсем рядом, идти буквально 20-30 минут. Он не запущен, не брошен, внутри работает радио, горит свет. Только вот людей не слышно и не видно.
.
Трое приспускают норвежский флаг во дворе, остаются здесь ночевать. ОШИБКА.
.
Чему нас учат фильмы ужасов? Не спускаться лишний раз в подвал. Не подниматься лишний раз на чердак. И никогда-никогда, ни при каких обстоятельствах не заселяться, пусть даже на сутки, в страшный старый дом, стоящий буквально посреди нигде. Оставшийся без своих прежних жильцов. Добавим козырей. Лента норвежская, снята в Норвегии, в ролях немцев - немцы, время года - зима, да еще этот флер «военного хоррора»… Норвежцам совершенно необязательно снимать фильмы ужасов «задорого», чтобы те оказались удачными образцами жанра. Примеров много. От «Охотников на троллей» до «Холодной добычи». От «Резни» до «Объезда». От «Операции «Мертвый снег» за номером один и два до «Темного леса» и недавней Netflix’овской «Кровавой поездки». Снимают хорроры нечасто, но почти всегда - без явных провалов. Пока Руне умирает от обморожения и гангрены, двое нацистов видят и слышат… странное. То в руки попадется дневник с записями, явно сделанными разными людьми, с рисунками, пугающими рисунками. То почудится, что на втором этаже кто-то есть. И эти руны на стенах…
.
Стоимость «от и до» - всего 60 тысяч евро. А выглядит «Дом» намного дороже. Отменная работа оператора. От тьмы, зимы, уединения, глуши он взял абсолютный максимум. Несимпатичные по понятным причинам герои, на судьбу которых, однако, не наплевать, уж больно они «харАктерные», уж больно хорошо сработали что «Андреас», что «Юрген». Особняк как средоточие ЗЛА. Зла, выходящего далеко за рамки привычных, понятных зверств любой войны. Даже съемки в полутьме не похожи на привычный постулат: «(Якобы) страшно, потому что ничего не видно», хотя без скримеров не обошлось. Странно, но остальная фильмография Райнерта Киила производит впечатление откровенного трэша: что безбюджетный сплэттер “Fuck Norge”, что некая «Шлюха». Странно, потому что «Дом» - работа человека Знающего и Умеющего. Без единого намека на дешевизну, местами чрезмерно медлительная, вторичная, но с умело обыгранными штампами, отнюдь не идеальная, но заслуживающая внимания всякого, кому интересен атмосферный хоррор по образу и подобию «Outpost» и «Malefique».
.
7/10