“Bodom” (Озеро Бодом) (2014). Вся северная (да и не только) Европа до сих пор вспоминает этот день с содроганием. Четвертого июня 1960 года четверо подростков отправились на озеро Бодом в Финляндии, чтобы никогда оттуда не вернуться. Трое были мертвы к рассвету, четвертый ранен. Убийцу так и не нашли. Со временем эта история стала чуть ли не городской легендой. ОК, не городской. Но точно легендой. Прошло почти пятьдесят лет. И зимой 2009-го двое студентов университета города Рованиеми, Аннике Йокинен и ее приятель Пиетари Нискала, решили посвятить давнишней, но до сих пор памятной для многих истории свою курсовую. Тем более что Аннике уже давно очарована этой темой, если не сказать - погружена в нее больше чем надо. Первым делом двое (несостоявшихся любовников) попытались сделать интервью с единственным выжившим из 1960-го.
.
Но разговора как такового не получилось; произошла истерика, в ходе которой мужчина выкрикивал одно и то же: «За последние годы в тех лесах пропало почти 30 девушек. Ничего еще не закончено!». Дальше - в путь. Прямо на место. Сначала дешевым полумертвым самолетом, потом 40 километров навстречу зиме на арендованном Suzuki, которому давно место на свалке. Эту машину потом нашли. Внутри карты и навигатор. Все цело, ничего не украдено, ничего не пропало. Просто брошенный у обочины автомобиль с открытыми настежь дверьми. Вернемся, впрочем, к парочке студентов. Они арендуют пустой дом рядом с озером, дом, который, кажется, не был жилым все те же полвека, а на улице, между прочим, холод и снег. Дальше - встреча с еще двумя путешественниками, Юсси и красавицей Инкери, совместная с ними пьянка, пропажа чертовой машины, кража всего кроме денег, несколько трупов… Тайна будет раскрыта. И та. И не та.
.
Невероятно! Впервые я узнал о существовании этого фильма примерно пять лет назад, и все это время безуспешно пытался его отыскать. Купить невозможно, скачать - тоже. Первый такой случай за всю мою многолетнюю практику коллекционирования редких хорроров. И вот, наконец, случилось чудо: добрая душа выложила его на Youtube. Стоило ли столько лет страдать? ;-). Стоит отметить, что одним из двух режиссеров выступил Йожеф Галлай, один из пионеров «ужасняцкого» кино в Венгрии, на счету которого также «Мотылек» 2016-го и «Духи во тьме» 2020-го. Именно его имя и привлекло тогда внимание. Как, конечно, и сама тема - о нераскрытых убийствах на озере Бодом, что близ города Эспоо, недалеко от Хельсинки, судачат до сих пор. На родине убийцы даже сняли хоррор с аналогичным названием, да только получился он… не очень. Популяризовать эту местность у Children of Bodom во главе с, увы, покойным Алекси Лайхо получилось намного лучше.
.
Финская легенда - примерно то же самое, что исчезновение группы Дятлова в России. Такое случалось не раз и не два, однако «повезло» по тем или иным причинам именно какой-то отдельно взятой истории, которая, будучи основана на фактах, со временем обросла таким количеством слухов и домыслов, что в них сломал бы ногу сам Рогатый. Происходит дело якобы в Финляндии, и если бы не страшно режущий ухо венгерский язык - я бы поверил. Тут вообще во многое можно поверить, уж больно ладно «склеен» фильм. Фильм, но не актерская игра - «Аннике» откровенно плоха. В отличие от своего коллеги. Не думайте, что главные герои будут всю дорогу бегать с трясущейся камерой в потемках. Очень много предыстории, и бэкграунд дается достойный, хорошо проработанный. Интервью с учителями и родственниками реальны настолько, насколько могут быть «реальными», что до путешествия Аннике и Пиетари - тут полное погружение.
.
«Озеро Бодом» стал первым в Венгрии образчиком псевдодокументального хоррора. И Галлай в дальнейшем продолжил в том же духе. Учитывая, насколько хороши оказались две другие упомянутые выше ленты его авторства, можно смело утверждать, что Йожеф - настоящий мастер found footage-фильмов. Возможно, один из лучших в Европе. Причем всякий раз он избегает набивших оскомину клише, приятным образом удивляя. (Вспомните легендарно-зубодробительную и челюсте-ронятельную концовку «Мотылька»!). Круто. Для дебюта просто великолепно. Тем более если знать, что потратили на «Озеро» порядка четырехсот евро. 400 евро, понимаете?! Не миллион, даже не четыреста тысяч. Галлай прекрасно знает свое дело, он по-настоящему талантлив. И да, этот фильм стоило искать, стоило столько лет его ждать. Венгерский режиссер также снял «Шепчущего человека» и «Дневники полтергейста». Уже бегу.
.
8/10