“Cronos” (Хронос) (1993). В 1536 году алхимик, перебравшийся из Европы в мексиканский Веракрус, подальше от костров инквизиции, изобрел удивительный механизм, дарующий его обладателю бессмертие. Но даже бессмертные смертны - и гениальный изобретатель погибает под обломками обрушившегося здания четыреста лет спустя, в 1937 году. Уже в наше время пожилой торговец антиквариатом Хесус Грис обнаруживает в древней статуэтке, изображающей ангела, нечто, даже отдаленно не похожее на все виденное им прежде. Это покрытая золотом коробочка в виде огромного насекомого, которое вскоре оживает, выпуская острые лапки, больше напоминающие иглы, и впивается в руку антиквара. Изменения не заставляют себя долго ждать: кожа мужчины разглаживается, тонкие доселе волосы укрепляются, словно он молодеет с каждым днем. Однако у этого чуда есть побочный эффект - для того, чтобы человек мог жить вечно, ему необходима человеческая же кровь. Ему, и той твари, что была заперта в позолоченную коробку в паре с набором микроскопических шестерней, всякий раз приходящих в движение, когда очередной раб насекомого позволяет ему впиться в свою плоть. Хесуса откровенно пугают происходящие с ним изменения - но есть человек, который готов пойти на все, чтобы поменяться с Грисом местами. Это смертельно больной миллионер Дитер де ла Гуардиа, устроивший у себя в спальне своеобразную выставку собственных же органов, отказавших и удаленных врачами. Несмотря на то, что осталось ему совсем немного, Дитер надеется обмануть смерть при помощи «Кроноса» - изобретения прожившего невероятно долгую жизнь, но все же встретившего свой смертный час алхимика из Испании.
.
Вскоре племяннику Дитера, Анхелю, становится известно о том, что механизм находится в руках Хесуса - и очередная их встреча заканчивается гибелью антиквара. Но как убить то, что теперь должно жить вечно? Грис возвращается из мертвых, и теперь перед ним стоит очень непростой выбор… Это первый полнометражный фильм Гильермо дель Торо, снятый им еще в Мексике с ветераном аргентинского кино в главной роли. Анхеля же сыграл тот, кто позже появится и в «Блэйде», и в «Герое из пекла» - речь, конечно, о Роне Перлмане. «Картинка» так и кричит: я родом из семидесятых! Визуальный стиль действительно заимствован из тех давних времен и больше напоминает работы другого легендарного мексиканца, Карлоса Энрике Табоада, да что уж там, даже хорроры Фульчи и Ленци, чем более поздние фильмы самого дель Торо. Сюжет, как водится, хорош. Прост как две копейки, но хорош. Гильермо хорошенько поработал над прорисовкой главных героев, одного из которых, кстати, он позже вернул в жизни, уже под именем Элдритча Палмера в своем сериала «Штамм». И это не единственная параллель. Мексиканец снимает совершенно не похожие друг на друга фильмы, однако… когда смотришь «Штамм», то замечаешь, что вампиры чертовски напоминают тех, что мы видели в «Блэйде». Когда смотришь «Лабиринт Фавна», невозможно отделаться от мысли, что он исследует (или эксплуатирует?) ту же тему, что и «Хребет Дьявола». Кстати, о кровопийцах! Не кажется ли вам, что «Хронос» запросто можно отнести к вампирическому поджанру? Вечная жизнь, жажда крови, рождение заново… Только подано это настолько нестандартно, что многие, возможно не слишком внимательные зрители искренне удивятся, если кто назовет Хесуса вурдалаком (мысли вслух: глядя на имя и фамилию главного героя, которые переводятся с испанского как «серый Иисус», почему-то сразу же вспоминается бессмертный диалог Бутча и Эсмеральды из «Криминального чтива»). Дебютный хоррор дель Торо, в котором правда куда больше от чистой мистики, драмы и fantasy, не просто так стал маленьким культом и собрал кучу наград вкупе с восторженной критикой. Это не «Лабиринт Фавна», он не сшибает с ног, но в памяти остается надолго.
.
7/10