“Markham” (Маркхэм) (2020). Деревушка Маркхэм. Всего несколько десятков унылых домов, мрачноватый, вечно-серый пейзаж, голые камни на пляже, где никто никогда не купался, и где некому загорать - не та погода, не тот климат; все же самый север Великобритании. Вода здесь - всемогущая богиня. Иногда дороги заливает так, что из этого прибрежного тлена не выехать. И въехать - тоже нельзя. Когда-то деревушка больше напоминала город, процветающий город! Но со временем все пришло в упадок. Именно там начинающий режиссер по имени Роб планирует снять свой первый полнометражный - и экспериментальный - фильм, для чего посылает в Маркхэм нового ассистента. Умолчав, впрочем, о том, что двое его предшественников пропали в этих местах без вести. Единственным, кого встречает парень, оказывается некто Тони, вроде бы из деревенских, который и рассказывает своему новому знакомому об исчезновении парочки кинематографистов, а также о том, что здесь Иные Существа восстают прямо из Моря. «Тебя предупредили», - с этим грозными словами Тони удаляется. Но мало ли таких «тони» встречалось на пути у разного рода пассионариев! Тем не менее… Говорят о людях, здешних людях, что привыкли разговаривать на странном, неведомом доселе языке. Говорят о загадочном монолите, что жуткой горой возвышается над могилами на маркхэмском кладбище.
.
А еще… о многом недоговаривает сам Роб. Об истинной цели съемок фильма. И нет, этот человек совсем не собирался приносить жертвы Ктулху или другим богам из лавкрафтианского пантеона; задумка была другой, пусть и довольно жестокой по отношению к людям, задействованным в съемках. Только, как водится, все идет не так, как изначально задумывалось… Превращаясь в натуральный кошмар. С отличным, пугающим саундтрэком и отвратительным звуком, зачастую вроде бы совсем не связанными друг с другом эпизодами - что, в общем-то, легко объяснимо, ведь, согласно объяснениям автора фильма, сюжет писали «на коленке» в ходе тех 18 месяцев, что шел монтаж и тогда же снимались дополнительные сцены, призванные придать некую стройность повествованию. Которое все равно дерганое, рваное, местами совершенно непонятное, с героями, что остаются безымянными (как, например, тот самый ассистент за номером три), строго в черно-белом. В реальности Маркхэм - отнюдь не британская пристань Дагона, а город в канадской провинции Онтарио. Но какая разница, если «картинка» полностью погружает в себя зрителя, буквально сжирает его? Четыре части - четыре прилива. Уши Лавкрафта здесь не просто виднеются на поверхности, дух знаменитых произведений легендарного писателя реет космическим смрадом в каждом чертовом кадре. И «Маркхэм» превращается из странноватого артхауса в чистой воды хоррор, непростой для просмотра, непростой для понимания, но все же эффектный и обладающий могучей атмосферой. Две тысячи фунтов стерлингов - и ни разу не «Маяк». Нечто, не похожее ни на что ранее снятое в рамках лавкрафтианы, нечто, обязательное к просмотру всем поклонникам H.P.L. Отдельное браво - за двойной сюжетный твист. Экспериментальное, сюрреалистичное кино, да, но запоминается оно надолго.
.
8/10