"Alien Domicile" (Инопланетное пристанище) (2017). Четверо приходят в себя в маленькой, закрытой снаружи комнатушке. Рассел Тернер, пожилой человек из гражданской службы армии США. Женщина-лейтенант Гейл. Ханна, инспектор из Минобороны, которая работала там инструктором по безопасности. И четвертый - темная лошадка, русский спецназовец по имени Дмитрий. Именно он уговаривает остальных выбраться из самовольного заточения, ведь на базе (а эта комната - часть крупного военного объекта) что-то явно произошло. Отчетливо слышна работа дополнительных генераторов, а это значит, что здание в какой-то момент было обесточено. Почему? Ведь такое практически невозможно. Это хорошо оснащенный комплекс под озером Грум, что в Неваде, тот самый комплекс, который в фольклоре известен под названием «Зона 51». Рассел призывает всех к спокойствию. Скорее всего, это просто учебная тревога, ничего особенного. Надо просто переждать час-другой.
.
Но за этот час-другой Дмитрий начинает нервничать все больше и больше, понимая, что на базе… ч-т-о-то п-о-ш-л-о н-е т-а-к. Он задает остальным вопросы. Простые, требующие столь же простых ответов. Что с ними происходило утром? Никто не помнит. Какой сейчас день? «Понедельник», - говорит Ханна. «Нет, четверг», - поправляет ее Гейл. Та самая Гейл, которой на миг почудилось, что она перенеслась из этой серой комнаты в другую, полную зеленых огней, туда, где из нее буквально вырвали хребет. «Сегодня я завтракал со своим младшим братом. Но он умер пять лет назад», - подытоживает происходящее Дмитрий. А потом раздается стук в дверь. По ту сторону - сержант Пирс, умоляет впустить его внутрь. Перепуган до смерти. А ведь именно он - в случае необходимости - возглавлял команду по зачистке. Варианта всего два. Здесь произошла катастрофа, и об этих пятерых просто забыли. Или же оставили их под землей специально… для эксперимента. Но кто будет следить за его осуществлением? Люди? Издалека, сверху, с «большой земли», в лаборатории, полной сверхмощных компьютеров? Нет. Точно не они.
.
Кто-то называет эту ленту «Чужим» для бедных». Сразу скажу: это не так. Бюджет действительно невелик, он едва ли дотягивает до ста тысяч долларов. Начинается все с типичного «камерного хоррора», в котором мы видим нескольких незнакомых друг с другом человек, запертых в одной условной бытовке. С локациями беда. Поначалу это одна-единственная каморка. Потом - старый завод. Дай бог, несколько помещений и мелькающих в синем свете металлоконструкций. Главные герои один за другим начинают мутировать в нечто непонятное, вызывая в памяти «Темную зону» Джей Эс Кардоне. Это сравнение - в плане атмосферы, и «Инопланетное пристанище» до того старого фильма из восьмидесятых в этом плане ощутимо не дотягивает. Что до облика мутантов, то здесь горячий привет гуманоидам-каннибалам из культового хоррора “C.H.U.D.”. А общее впечатление схоже с еще одной «инопланетной» микробюджеткой под названием «Существо» (оно же - «Чокер», оно же - “Disturbance” 2005 года выпуска). Скука смертная. Даже последние 20 минут с какими-никакими спецэффектами. И в чем смысл происходящего, мистер режиссер? В чем суть эволюции пришельцев, которую, вы, по всей видимости, хотели показать? Плохо. Плохо даже для дипломной работы.
.
1/10
“Beyond the Woods” (За лесами) (2018). В старом доме собираются старые друзья, которые последний раз встречались то ли год, то ли полтора года назад. Где именно - они толком и не помнят. Место хорошее. Каменное двухэтажное строение, построенное еще в те времена, когда в этой местности вовсю работали многочисленные шахты. Они до сих пор здесь, только давно уже закрыты и позаброшены. Разве что изредка напоминают о своем существовании едким запахом серы, который заполоняет всю округу. Так случилось и на сей раз: говорят, в одной из расщелин произошла авария, вход туда опечатали, да толку? Вонь невыносимая. Это сразу замечают первые приехавшие в дом, принадлежащий отцу Мариссы. Придется сидеть внутри. Некоторых такой расклад полностью устраивает, например Джера, который только что расстался со своей девушкой. В холодильнике вдоволь пива, а больше ему ничего и не надо.
.
Остальные - Джейсон и Марисса, Шейн и Эмма, а также самая «проблемная» пара, Рэй и Люси. Он трудоголик, не вылезает из своего телефона. Он ему нужен вовсе не для серфинга по соцсетям. Исключительно для работы. И это проблема, которая давно откинула его брак с Люси на край бездны. За ней виден только развод. Первый вечер проходит в скуке. Мужчины и их жены вспоминают, где и когда встречались последний раз. Наверное, тогда, в 2016-м, на острове? Но кто был устроителем вечеринки? Ай, не важно. Потом речь заходит о «самых страшных кошмарах» - и пора спать. Быть бы в доме абсолютной тишине, но вот Люси проходит мимо двери, за которой находится спальня Шейна и Эммы. Они занимаются любовью, крики несутся на оба этажа. Крики ТРОИХ. Неужели эти двое пригласили к себе Джера? Вот и повод для пересудов на следующий день. Всё буднично, стандартно, уныло, скучно. До тех пор пока Джер не выйдет в лес, заметив там Джейсона. Положит ему руку на плечо, тот обернется. И станет понятно, что Джер ошибался. Тот, кого он встретил во тьме, вообще не человек.
.
Ирландский хоррор-кинематограф в последнее время откровенно разочаровывает. Сколько раз я писал о том, что на Зеленом острове снимают редко, да метко, приводя в пример такие фильмы как «Изоляция», «Цитадель» и «Швы». Но потом один за другим начали появляться откровенно провальные хорроры, дешевые - да, но разве та же «Изоляция» была блокбастером? «Канал», «Кровавый скелет», «Лес дьявола». Они такие разные, и все-таки они вместе! История о привидениях с привкусом драмы, типовой слэшер и очередной рассказ о том, что не стоит соваться в глушь, если вы родом из Большого Города. «За лесами» преподносится как слэшер. Потому что чем иным может быть фильм с такой обложкой? ОК, как вариант, это демонический хоррор по образу и подобию «Зловещих мертвецов». Потому что присутствует Хижина в Лесу, семерка давних друзей, один из которых сначала пропадает невесть куда, а потом начинает сходить с ума, беря в руки топор. Или не топор. Ведь есть инструменты поинтереснее - например, болгарка и прочий садово-гаражный инвентарь.
.
Но потом оказывается, что все дело… в воздухе. Якобы именно из-за серной вони (резко вспоминаем про то, с КЕМ ассоциируется этот запах) у людей случается крен в мозгах, а дальше жди, чего хочешь. Но только плохого, за хорошим в эту чащобу никто никого не повезет. Буквально на секунду в кадре появляется жуткая тварь в черном балахоне, с нечеловеческим лицом и когтистыми руками, та самая, с официального постера! Но когда мы увидим ее снова? Секс на троих - прекрасно. Его мы, как и Марисса, лишь услышим. Атмосферы, несмотря на наличие глухого леса и кучи дьявольских шахт поблизости, не замечено - был шанс, да им не воспользовались. Ни один из героев не вызывает ни малейшей симпатии. Они слишком много говорят, но диалоги высосаны из пальца, их проблемы - словно родом из первого романа, написанного десятиклассником-графоманом. Из того материала и локаций, которые были в распоряжении режиссера и сценариста Шона Брэтнэка, можно было выжать все, что угодно. Не выжали. Надо продавать диск с этим фильмом под названием «Лес дьявола-2». И все сразу всё поймут.
.
1/10
.
“Corazon muerto” (Мертвое сердце) (2015). Двое криминальной наружности типов долгое время наблюдают за девушкой, приходящейся дочерью обеспеченной бизнесвумен из Буэнос-Айреса, некоей Клаудии Вилльегас. Цель у них проста и понятна. Отследить привычные маршруты дочки и похитить ее без шума, пыли и лишних свидетелей, чтобы потом потребовать выкуп. Так все и происходит. Двоица отвозит бедняжку на заброшенный завод. Кляп в рот, мешок на голову. Дальше - ждать указаний босса. Тот через некоторое время начинает недоумевать. От похитителей ни слуху, ни духу, никто из них не выходит на связь, дело на грани срыва. Начиная нервничать, он приказывает другим головорезам отправиться на завод и выяснить, в чем дело. Их тоже двое. По прибытии они обнаруживают машину «коллег», пустую, двигатель явно давно не заводился. В самом здании - труп с хорошей дырой в голове. След от пули. Рядом - много крови. Другой - жив, прячется в одном из подсобных помещений, в его трясущихся руках - пистолет. Мужчина повторяет одно и то же, как мантру: «Шесть выстрелов, не могу поверить, шесть выстрелов…». Пленница на месте. Все тот же кляп, все тот же мешок. Но когда вновь прибывшие звонят Клаудии, сообщая о том, что их дочь с ними, та разражается отменной бранью. Шутка же, ведь вот она, ее малышка, сидит рядом, играет на фортепиано. Внезапный поворот! Параллельно с этим мы наблюдаем за развитием отношений молодой парочки, Натальи и Клаудио. Она до смерти в него влюблена и сходит с ума от ревности, полагая, что парень изменяет ей с другой… Как связаны две эти истории? Скоро узнаете.
.
Хорошие оценки критиков. Хвалебные рецензии. Бесконечные упоминания «готики», не той, что слезливо-романтичная, а той, что в духе Эдгара Аллана По. Сравнения с «Криминальным чтивом», возможно за счет нелинейного сюжета, в котором вы ничегошеньки не сможете понять минут эдак до сорока. Из общих семидесяти. Только вот сравнивать творение аргентинского режиссера Мариано Каттанео, до этого снявшего латиноамериканский римейк испанского «Репортажа» и кучу короткометражек, с шедевром Квентина Тарантино… некорректно. Потому что если американский любитель грайндхауса и драйвинов мастерски сплел несколько новелл из жизни воедино, то его коллега из Буэнос-Айреса отличился отвратительно безграмотной режиссурой. Тот случай, когда «что, черт возьми, происходит» - реакция не на талант рассказчика, а на его полную, безоговорочную бездарность. У Каттанео просто не получилось рассказать историю. Ни связно, ни бессвязно. Она, возможно, существовала в его голове стройной и яркой, но на экране оказалась набором скучных эпизодов, снятых в одной и той же локации с одними и теми же актерами. Плохими актерами. Не спасает ничто. Ни сам завод - мрак в кубе. Ни симпатичная фоновая музыка, которой до обидного мало. Ни даже клип, снятый специально для «Мертвого сердца» с Тарьей в главной роли. Той самой Тарьей, что когда-то была номером один в Nightwish. Ее участие в работе над фильмом нисколько не удивляет - зря что ли она замужем за аргентинским воротилой бизнеса? Удивляет другое. Как, имея хорошую идею, можно так ее испоганить? Замысел Мариано становится понятным только в самом конце. И вот эти две-три секунды из финала - они единственное, что есть хорошего в «Мертвом сердце». Из этого могла бы получиться отменная драма с оттенком крайма. Она могла бы играть на самых тонких струнах зрительских душ. Заставлять сначала бояться, потом - сопереживать. Ничего из этого не происходит. Первые 30 минут вам кажется, что либо режиссер пьян, либо вы вчера переборщили с ромом. Пересматриваете эти полчаса - нет, все-таки не вы, все-таки режиссер. Дальнейшие 40 - скучно. Ужасный фильм. Ужасный - значит плохой.
.
1/10
.
“Dans la forêt” (В лесу) (2016). После развода родителей Том и Бенджамин живут вместе с матерью в Париже. Впрочем, и об отце тоже не забывают - вернее, он о них не забывает. Скоро должна состояться вторая их встреча после распада семьи. Там же, в Стокгольме, где ныне живет и работает бывший глава семьи. Том не видел его год и, похоже, не сильно говорит желанием ехать в Швецию - во всяком случае, именно так мальчик говорит своему психотерапевту. Якобы у него плохое предчувствие. Но все решено без него. Проходит несколько дней, и братья уже в шведской столице. Отец кажется странным. Ночью говорит младшему сыну, что никогда не спит, вместо этого предпочитая размышлять. В дороге рассказывает странную историю о том, что 80% всей живой массы на планете составляют черви. На работе у отца Том заходит в туалет, и там ему является жуткий призрак человека с изуродованным лицом. Видение? Долго задерживаться в Стокгольме они не будут. Однажды днем старший командует младшим собираться. Они едут на север. Он хочет показать им дом в лесу.
.
На пароме отец просит Тома посмотреть на брата и заставить того силой мысли повернуться к ним. Мужчина искренне верит в то, что обладает сверхспособностями - не только он, но и его младший сын. Ночами все повторяется снова и снова: если зайти в комнату к отцу, то картина всегда будет одной и той же. Он сидит у стены, с открытыми глазами. И сна в них нет. После парома следует небольшой марш-бросок на машине через глухой лес. Без дорог, до того момента, пока автомобиль способен ехать. Когда он окончательно останавливается, трое берут рюкзаки и двигаются дальше пешком. Идти далеко, поэтому первая ночевка будет прямо в чащобе, под открытым небом. А когда Том, Бенджамин и их отец доберутся до хижины на озере, выяснится, что там нет ровным счетом ничего. Ни электричества, ни других благ цивилизации. «Что бы ты хотел больше всего в этой жизни?» - спрашивает самый старший самого младшего. И сам отвечает на свой вопрос: «Вечной жизни в этом лесу». Сыновья держатся день-другой. Потом начинают проситься обратно, в город. Отец обещает, что завтра они уедут. Но это
«завтра», кажется, не наступит никогда.
.
Ох уж это фестивальное кино! Много красивых кадров, мало смысла, тонна пафоса и непосильный груз недосказанности. Что именно происходит «В лесу»? Происходить в глуши, как мы знаем, может все, что угодно. Примером тому - и «Антихрист» фон Триера, и «Ритуал» Нэвилла, множество других фильмов и книг. Все с четкой пометкой: «Это хоррор». Здесь же проходит семьдесят минут из бесконечных ста, и зритель, ставя себе спички в глаза, пытается сообразить, не за идиота ли его держат. Многие упоминают в качестве сравнения кинговское «Сияние». Разве что, мол, локации другие. Нет, ничего общего. Титулованный французский режиссер не в состоянии выстроить грамотную, гнетущую атмосферу, «саспенс» для него слово незнакомое. Не в состоянии он и воспользоваться дарами самой природы: казалось бы, бОльшая часть фильма происходит в полной изоляции, вокруг - древний, нетронутый цивилизацией лес. Вспомните первую часть упомянутого выше «Ритуала». Как там? И как здесь! Многие хорроры хороши именно тем, что берут неизвестностью. Не знаешь, что случится в следующую минуту, в какую сторону вильнет сюжет, кому верить, а кому нет - включая собственные глаза. Но увы, творение Жиля Маршана - внежанровое нечто, снятое не для людей, а для кинофестивалей. Style over substance, только и стиля-то маловато будет…
.
1/10
.
“Eyes in the Hills” (Глаза холмов) (2018). Аманда и Джеймс встречаются спустя два года после расставания, и местом их встречи оказывается глухой лес, по которому они оба когда-то любили гулять. У нее теперь новый парень, у него по-прежнему никого нет. Интересы Джеймса остаются за кадром, что до Аманды, то она стала пленницей фотомании. Девушка приобрела себе полупрофессиональный «Никон» и возомнила себя фотографом, делая снимки при каждом удобном случае, будь то куст, птица, небо или дерево. Какое-то время пара, которая уже давно не пара, мило общается, но потом Джеймса словно переклинивает. Он начинает задавать странные, полные сарказма вопросы, плавно переходя к тому, насколько хорош новый любовник Аманды. Вот бы ей в этот момент взять руки в ноги и бежать куда глаза глядят. Однако девушка предпочитает пропустить колкости и откровенное хамство мимо ушей, и дальше оба идут в обнимку. «Зачем я здесь?» - постоянно спрашивает он. А она удивляется этим вопросам. Ведь они просто решили отдохнуть вдвоем на природе в статусе друзей. Он будет рассказывать о своей жизни, она будет фотографировать - так думала Аманда. Светит яркое солнце, играет радостная музыка, парень начинает стремительно превращаться в психопата, но его бывшая этого не замечает: «Давай еще пофотографируем!». Двое со временем оказываются в первостатейной глуши, рядом с заброшенной хижиной чокнутого старика - там-то и должен состояться ПОСЛЕДНИЙ разговор.
.
Боб Брэгг снял порядка десяти хорроров, включая такие как «Ужас на болотах», «Гора Дьявола», «Инопланетяне под кайфом» и «Личинки из космоса». Слышали хоть об одном из них? Я тоже нет. Но я знаю, кто такой мистер Брэгг. Один из тысяч тех безвестных хоррормейкеров, что регулярно снимают полнометражные фильмы. Да только как они были ноунеймами 10 лет назад, там ими и остаются, не становясь профессиональнее со временем, не вырываясь вверх и вперед, вполне комфортно чувствуя себя в своем тихом уютном болоте андерграунда (вспомните Тодда Щитса и братьев Полония). В «Глазах» Боб попытался зайти на территорию психопатологических триллеров, и ему бы это удалось, окажись под рукой хороший сценарий. Потому что все остальное более-менее нормально. Прекрасные пейзажи, уверенная работа камеры, сносные актеры. Что плохо, так это музыка, которая сводит с ума полным несоответствием тому, что происходит в кадре. Что плохо, так это диалоги, которые сводят с ума своим идиотизмом. Аманда в КАЖДОЙ своей фразе упоминает фотографию. Мыслительный процесс для ее героини явно незнаком в принципе. А «Никон» щелкает, щелкает, снова щелкает. Чтоб ему треснуть! Представьте, что ваш лучший друг научился устанавливать котлы в загородных домах, и теперь ВСЁ ваше общение посвящено этим чертовым котлам. Здесь примерно тоже самое, только вместо котлов - «камера и хороший кадр». Сценаристу хочется вырвать ноги - возможно, это поможет расширить его словарный запас. Снят фильм за 30 тысяч долларов. Определение «всего лишь» здесь неуместно. Иногда достаточно и десятка тысяч для создания шедевра. Куда потратил деньги Брэгг? Нет ответа. Бездарность, как она есть. С кучей амбиций и с полным отсутствием смысла.
.
0/10