“The Visit” (Визит) (2015). Лоретта Джеймсон крепко поссорилась с родителями и ушла из дома, когда ей было всего 19 лет. Вскоре после этого она вышла замуж за учителя, который был намного ее старше, и родила от него двоих детей. Теперь старшей, Бекке, 15-ть, младшему, Тэйлору, 13-ть. Но ни дедушку, ни бабушку ни один из них никогда в своей жизни не видел - Лоретта так и не смогла побороть свою гордыню и помириться со стариками. Время лечит? Видимо, именно об этом она подумала, когда получила электронное письмо от отца и матери, которые решили позабыть былые обиды и попросили дочь позволить им провести с внуками хотя бы неделю в их старом доме в Пенсильвании, где они до сих пор и живут. Это прекрасно совпало с планами самой Лоретты - она как раз пыталась придумать, под каким бы предлогом ей оставить детей и отправиться с новым возлюбленным на Карибы. Решено: Тэйлор и Бекка садятся на поезд, по прибытии в Мэйсонвилль их встречают Джеймсоны-старшие, а их мать летит из зимы навстречу лету в компании с красавчиком Мигелем. Пенсильвания встречает холодом и снегом. У перрона детей ждут два милых старика, понятия не имеющих, как им вести себя с внуками, которых они видят первый раз в жизни. Знакомьтесь: Мария, она просит называть себя Наной, и Фредерик, он просит себя называть Поп-Попом. Живут в глуши, никуда не выезжают, работают кем-то вроде семейных консультантов при местной больнице. Божьи одуванчики, которые очень хотят понравиться Бекке и Тэйлору. Но что-то не так. Совсем не так. Сначала эти правила: никогда не заходить в подвал, не выходить из комнаты после половины десятого вечера. А потом дедушка и бабушка начинают вести себя странно. Слишком странно, чтобы списать это на старческое слабоумие.
.
В первую же ночь дети слышат, как Нану страшно тошнит. Поп-Поп на утро успокаивает их: она чем-то несильно отравилась, не более того. Потом брат и сестра все же решают нарушить один из запретов, затеяв игру в прятки в подвале - и их до смерти пугает Нана, что гоняется за ними словно безумная, с раскиданными во все стороны седыми космами. Ни дать, ни взять - ведьма чистой воды. А потом делает вид, будто ничего и не было. Следом появляется доктор из той самой больницы и сетует на то, что Фредерика и Марии там давно уже не было видно. На следующий день Поп-Поп без всякой видимой причины нападает прямо при внуках на незнакомого ему мужчину в ходе поездки в город, а вечером дети видят, как абсолютно голая Нана скребет ногтями по стене в коридоре, будто в жутком припадке. И это только начало. Начало того фильма, который можно считать почти что триумфальным возвращением М. Найта Шьямалана в хоррор после нескольких условно-семейных фильмов. Бюджет составил пять миллионов долларов, и в первый же уикэнд «Визит» собрал в пять с лишним раз больше. Что ж, он стоит того, чтобы потратить на него деньги. Скажу больше: эта лента - тот уникальный случай, когда в ходе некоторых сцен мне было непросто не по себе, а по-настоящему жутко. Испугать меня, да хотя бы просто заставить прилипнуть к экрану? Ха. Непростая задача. Шьямалан сумел не только заинтриговать, но и прилично напугать - чего от него никто, наверное, и не ждал; никто, включая меня. Козыри «Визита» - актеры, сюжет, режиссура и атмосфера. То есть фактически все, что может иметь значение. И молодые, и старые прекрасно справились со своим ролями. Дети и подростки в хоррорах могут прилично раздражать - но здесь не тот случай, хотя многих, возможно, заставит поскрежетать зубами неоднократное исполнение Тэйлором рэпа на камеру.
.
Да, камера. Вы именно об этом подумали, о псевдодокументалистике? И правда, все происходящее снимает Бекка, но разве что только в паре моментов ближе к финалу восклицаешь: «И как же это, черт возьми, она сняла?». Сценарий - блеск. Добрые 99% зрителей не догадаются, что на самом деле происходит и почему, пока в дело не вступят подсказки. Тем более что нас попытаются запутать на полпути рассказами о колодце, жутких существах на фабрике и местном озере с его обитателями, что родом с иных планет. Твист? Твист! Шьямалан бы не был Шьямаланом, не вернись он к своему излюбленному приему времен «Шестого чувства» и «Таинственного леса». Другой вопрос, что развязка несколько разочаровывает - слишком все просто, хотелось чего-то большего, невероятного. Но ведь логично. Хотя и немного избито. Атмосфера прекрасна. Вы с самого начала, как и Бекка на пару с Тэйлором, чуете: тут пахнет жареным. Вздрагиваете почем зря и искренне желаете, чтобы Джеймсоны-младшие убрались из этого дома подобру-поздорову, и чем раньше, тем лучше, не дожидаясь того момента, когда за ними приедет Лоретта. И да, что же ТОГДА произошло? Тогда, когда ей было девятнадцать? Почему при воспоминании об этом лицо Наны искажается в приступе ужаса и злости одновременно? А потом - финал. Сам он по себе не идеален, но вот прелюдия - пальчики оближешь. Когда Бекка соберется зайти в подвал ПОСЛЕДНИЙ раз, впору обливаться холодным потом. Я не идеализирую «Визит». Тут есть свои минусы и промахи, некоторые не бросаются в глаза, мимо некоторых нельзя пройти мимо, их не заметив. Но фильм по-настоящему хорош, это действительно крепкий хоррор, который сумел вместить в себя и почти готический триллер, и правдоподобную семейную драму. И, кстати, именно эта «драматическая» часть заставляет о многом задуматься. Уже тогда, когда с экрана исчезнут финальные титры.
.
8/10