“La ragazza dal pigiama giallo” (Девушка в желтой пижаме) (1977). На сиднейском пляже маленькая девочка, игравшая с куклой, присела отдохнуть возле остова одного из двух старых автомобилей, оставленных там местным бродягой и извращенцем Квинтом, и не успела перевести дух, как на нее свалилась рука мертвеца. Это девушка со страшно обожженным лицом, одетая в желтую пижаму и кем-то заботливо упакованная в холщовый мешок. Исследование отпечатков пальцев ничего не дало, незнакомка так и осталась человеком не только без лица, но и без имени. Точно известно только то, что ей выстрелили в шею из военного американского «Кольта», затем проломили череп. А до этого, когда она еще была жива, девушку изнасиловали сразу несколько мужчин. Узнав об этом деле, старый коп Томпсон, давно ушедший на покой, просит своего давнего коллегу Морриса подключить его к расследованию, которое ведет инспектор Рэмси, молодой детектив, чья голова, по мнению «старого волка», забита «чепухой из колледжа».
.
Получив согласие Морриса и к большому неудовольствию Рэмси (уверенного, что пожилой коп давно отстал от жизни, ведь преступления сейчас совершаются с другими причинно-следственными связями, другими людьми с другими мотивами), Томпсон быстро принимается за дело. Он считает, что убийцей могла быть и девушка, а имя того, кто совершил это преступление, немедленно всплывет, как только полицейские узнают имя той, кого маленькая Кэти нашла на пляже. Параллельно с этим развивается другая история, в центре которой - молодая официантка Гленда, недавно переехавшая в Австралию из Голландии. Она - нимфоманка, бывшая шлюха, окончательно запутавшаяся в отношениях сразу с тремя любовниками. Пожилым и богатым врачом Генри, красавчиком с местной фабрики Роем, и итальянским иммигрантом Антонио, тоже официантом, мечтающим о том дне, когда он сможет открыть свой собственный ресторан. За него-то она в конце концов и выходит замуж, что не мешает ей встречаться с двумя другими. Когда истории безымянной покойницы и Гленды достигнут своей кульминации, выяснится, что их связывает нечто большее, чем просто время и место действия…
.
Еще один giallo, который сложно назвать классическим «желтым кино», также как и другую классику этого поджанра, вроде «Отпечатков», «Солнечных пятен» и «Аромата дамы в черном». В отличие от них, никакого артхауса, сюра и фантастики. Этот фильм больше похож на детектив с отчетливым привкусом вполне жизненной драмы. Две совершенно разные сюжетные линии, поначалу никак друг с другом не пересекающиеся - не новинка для мира кино в целом, но для giallo явно было чем-то новеньким. Да и осталось «новеньким» до сих пор; я не помню ни одного другого итальянского фильма той же жанровой направленности, в котором была бы использована та же фишка. Не говоря уже о достаточно редком ходе, когда один из главных героев умирает задолго до финала. Обнаженки здесь вдоволь, а убийств всего лишь два, причем одну из жертв сбивает автомобилем, а смерть другой мы видим постфактум, глядя трупу в глаза на почерневшем от огня лице.
.
Полицейское расследование подано «на отлично», тем более что Томпсон иногда становится до боли похожим на своего коллегу с Бейкер-стрит, уделяя внимание важным деталям, ускользнувшим от глаз коллег. Да и смотреть на играющего его 70-летнего Рэя Милланда, настоящего ветерана кино и прекрасного актера, - одно удовольствие. В отличие от многих других «ветеранов», он не отбывает повинность, не отрабатывает счет, который уйдет на погашение кредитов, а работает так, как привык работать всегда, с полной отдачей, создавая на экране ярчайший образ. Впрочем, неплохи и остальные, начиная с Рэмси и Роя, и заканчивая Антонио, чье лицо кажется неуловимо знакомым. Микеле Плачидо? Вот уж и правда неожиданная встреча. Кстати, о Рэмси - именно он выступил с идеей, чья реализация стала одним из самых необычных эпизодов в этом фильме, немного болезненной сатирой на тему вуайеризма. Суть в том, что девушку в желтой пижаме (уже без пижамы) бальзамируют и в таком виде выставляют на всеобщее обозрения, надеясь, что ее хоть кто-нибудь да опознает. Опознают десятки, если не сотни ;-).
.
Сцена, где Гленду трахают трое мексиканцев за 25 баксов, из памяти тоже вряд ли получится выветрить даже по прошествии долгого времени. Люди, с которыми в ходе расследования встречается Томпсон - один другого краше. Длинноволосый хиппи, карлик из прачечной, одноногий тип, престарелый гей и по совместительству любитель канареек. Вряд ли ошибусь, предположив, что такой подбор типажей был сознательным. Просмотр сопряжен с рядом трудностей, и главная из них - то, что фильм в российском переводе (на момент декабря 2014 года) существует только с субтитрами, поэтому сложно отвлечься даже на минуту. Говорят и правда много, но вряд ли хоть один из диалогов можно назвать лишним. По большому счету, минус я вижу только один, и это саундтрэк. Электронная музыка Рица Ортолани в ряде напряженных моментов адекватно оттеняет происходящее, но часто играющие на бэкграунде веселые поп-песенки (включая заглавную тему в исполнении когда-то популярной Аманды Лир) в лучшем случае загибают брови домиком, а в худшем… Впрочем, это не мешает «Девушке в желтой пижаме» быть одним из лучших (и неординарных) итало-испанских giallo семидесятых.
.
9/10