“Dark Mountain” (Темная гора) (2013). В марте 2011 года Кейт Уилсон вместе со своим бойфрендом Полом Гарднером и их общим другом Россом Абрамсом отправилась в Аризону, дабы там, в окрестностях знаменитой Горы Суеверий, снять документальный фильм о таинственной шахте «Датчмена». Без приключений добравшись до места, веселая троица принялась расспрашивать местных о легенде и том, происходит ли в этих местах что-то странное. О, странностей предостаточно. Люди поговаривают об огнях в небе, о том, что собственными глазами видели НЛО, многие туристы пропадают бесследно или же их находят уже мертвыми - как тех, что отправились к шахте три месяца назад, да и сгинули. Их обнаружили, но слишком поздно - в каждом зияло по несколько огнестрельных ранений. Туристы и любопытствующие, конечно, появляются в этом глухом краю Аризоны, считающимся в США «глушью номер один», а у индейцев Апачи - священной землей, не просто так. Дело в том, что Джейкоб Уолтц, он же «Датчмен» (или просто «голландец», хотя на самом деле он прибыл в Америку из Германии) когда-то нашел здесь каверну, полную золота. Его застрелили, саму пещеру никто так до сих пор и не нашел, однако легенда жива, и число желающих стать первооткрывателями не уменьшается. Их не смущает то, что индейцы здесь не селятся и никогда не селились, не смущает статистика пропавших без вести, не смущает и сказка о том, что якобы душа Уолтца заперта в той самой шахте. Кейт, Пол и Росс тоже вначале были полны оптимизма. До тех пор, пока им не начало казаться, что за ними кто-то постоянно наблюдает. До тех пор, пока они не забрали странный камень из странной пещеры, где видели что-то, что хотели бы считать игрой своего воображения. До тех пор, пока не начали меняться…
.
Существует немало хорроров, где видно и слышно: их авторы очень хотели сделать так, чтобы зрителю было страшно, да ничегошеньки у них не получилось. «Темная гора» - именно такая. В принципе, Аризона - неплохой выбор для мокьюментари. Вспомните старый хоррор «Смерть в пустыне»: там мрачные скалы и палящее солнце играли немалую роль для создания целостности повествования. Но тут природа почему-то на помощь прийти не смогла. Да и технические огрехи проявляются еще до начала самой истории. Первые шесть минут по ушам долбит монотонный эмбиент, на фоне которого теряются диалоги актеров, невнятно мямлящих себе что-то под нос (и это «что-то» наверняка чертовски важно для понимания сюжета!), а оператор постоянно развлекается с фильтрами а-ля SuperEight. Самые первые минуты выглядят ужасно - я готов понять любого, кто после этого с руганью нажмет на кнопку «стоп». Потому что это сколь наглый, столь и жалкий рипофф пролога из «Ведьмы из Блэр». Дальше все развивается по давно отработанной схеме: расспросы местных, интервью с президентом исторического общества... Потом - пешком к объекту исследования, палатка, костер, немного глупых шуток... Кейт, конечно же, становится страшно - почему, непонятно. Но чтобы нам тоже стало страшно, камера будет выхватывать из ночной тьмы подсвеченные мертвенно-бледным светом кусты. А потом над палатками зажгутся и погаснут огни. Вам уже все ясно? Наверняка проделки инопланетян! Ошибаетесь. Все намного сложнее - и от того, как ни странно, хуже. Из «пугалок» - валяющаяся на земле человеческая кость приличных размеров, тушки местных зверьков, насаженные невесть кем на палки, мелькающий в горах незнакомец, разбросанные вещи горе-документалистов в их лагере незваным гостем, кровь животного в одном из спальников. В принципе, ужас-то можно выжать буквально из ничего. И не в бюджете дело, «Другой вид», тоже found-footage и тоже снятый «задешево», умел «нагнетать», да еще и действие в нем кипело как кровь у таксиста, подрезанного блондинкой. Но тут... Ужасный звук, бездарная работа оператора и ряд неплохих задумок, которые так и не складываются в единое целое, а все сюжетные линии ведут в буквальном смысле в никуда.
.
1/10