"Nachts, wenn Dracula erwacht / El Conde Dracula" (Граф Дракула) (1970)

May 24, 2014 20:20



"Nachts, wenn Dracula erwacht / El Conde Dracula" (Граф Дракула) (1970). 1897 год. В далекую и загадочную Трансильванию, окутанную туманным флером страшных легенд, из Лондона прибывает исполняющий обязанности нотариуса Джонатан Харкер, чтобы встретиться с графом Дракулой в его старом замке и передать тому документы на его новое имение в Великобритании. Служанка в гостинице, где он остановился за ночь до этого, пугает Харкера каким-то жуткими небылицами, соседи по дилижансу сочувственно качают головами, а потом Джонатан оказывается совершенно один, на пустынной лесной дороге близ поворота на Бургос, в Вальпургиеву ночь, и единственные живые души поблизости - это волки, раздирающие сумрак своим страшным воем. Очень вовремя рядом тормозит карета, лицо возницы скрыто темным шарфом, и у него, этого загадочного человека, странная власть над волками. Вскоре Харкер оказывается в искомом замке и тут же понимает, что попал в ловушку. Дракула не отражается в зеркалах, где Джонатан прекрасно видит себя, двери его, нотариуса, спальни заперты накрепко, причем снаружи. И по его душу приходят три мертвенно-бледные девицы в белых одеяниях, которым граф вместо Харкера скармливает младенца. Обнаружив у себя на шее два жутких укуса, очень похоже, что оставленных острыми зубами, даже клыками, молодой человек решает бежать, но уходит недалеко - его, лежащего без сознания, в горах обнаруживают местные пастухи, и Джонатан попадает в больницу, принадлежащую профессору Ван Хельсингу в Будапеште. Медик полагает, что полубредовые рассказы Харкера о вампирах имеют под собой вполне реальную основу. И когда в мадьярскую столицу прибывает невеста Джонатана вместе с лучшей подругой Люси, и Люси внезапно сказывается больной, с теми же отметинами на шее, подозрения Ван Хельсинга превращаются в уверенность: Дракула, поселившийся рядом, - никто иной как упырь, вурдалак, кровопийца, монстр, которого надо любым способом остановить, иначе не жить ни Харкеру, ни его возлюбленной, ни ее подруге…
.
Бесспорно лучший фильм Джесса Франко, утверждают многие поклонники творчества этого без меры плодовитого испанского режиссера. Возможно. Франко планировал снять по-настоящему верную первоисточнику экранизацию, и у него это почти получилось. Во всяком случае, этот «Дракула» был первым, которого одобрил бы сам Стокер, будь он жив. Мурнау, Universal - хорроров, основанных на культовой, но - скажем прямо - достаточно посредственной, перегруженной христианским морализаторством, немного графоманской книге до 1970 года сняли приличное количество, однако с оригиналом так или иначе все это время обходились достаточно вольно. И очень странно, что именно испанский бракодел снял наиболее «правильную» версию, да еще с таким актерским составом: Кристофер Ли, Герберт Лом, Клаус Кински, Соледад Миранда! Впрочем, участие мистера Ли легко объяснимо. Неоднократно сыграв в фильмах, посвященных злохождениям румынского графа, он мечтал воплотить на экране НАСТОЯЩЕГО Дракулу. И казалось бы, при помощи Джесса он мог это сделать. Но не сделал, потому что «правильной» версией творение Франко является лишь первые 20-30 минут. Там - да, цитата за цитатой, почти пошаговое воспроизведение изложенного в книге сюжета, разве что многое вырезано для сохранения вменяемого, адекватного хронометража. А потом… что-то случилось. И этим «чем-то» стали продюсеры, резко урезавшие финансирование. Джесс пытался выжать максимум из того, что у него было (вернее, из того, что осталось), но - увы. Начинаются разночтения, действие переносится в Будапешт вместо Лондона, у Ван Хельсинга почему-то отнимаются ноги, но в важные моменты он гарцует как ни в чем не бывало, спецэффекты поражают своей грошовостью даже на уровне семидесятнического трэша (обратите внимание на ожившие чучела), Харкер проводит бОльшую часть времени в психиатрической больнице, и так далее. До появления на экранах «Дракулы» от BBC и, позже, от Фрэнсиса Форда Копполы, этот фильм, не исключаю, оставался одним из наиболее адекватных прочтений внезапно ставшего бессмертным романа. Но только за счет 200-процентно готических локаций и актеров (Ли неподражаем, Лом ему не сильно уступает), из которых часть - просто имена на обложке (красавица Миранда и безумец Кински задвинуты на второй, а то и третий план), но не за счет режиссуры Джесса, по старой доброй традиции хорошо начавшего и плохо... закончившего. В качестве осинового кола прямо в сердце - финал, своей халтурностью выбивающий почву из-под ног. Нет, не вершина это, не лучшая лента испанца. "Девственница среди живых мертвецов" и "Кровавая луна" намного эффектнее и приятнее глазу. Хоть и трэш. С другой стороны, Франко - и есть трэш.
.
6/10

трансильвания, клаус кински, хесус франко, экранизация, семидесятые, кристофер ли, вампиры, испанский хоррор, брэм стокер, дракула

Previous post Next post
Up