“Il fantasma dell'opera” (Призрак оперы) (1998)

Feb 13, 2014 01:00


“Il fantasma dell'opera” (Призрак оперы) (1998). В парижской опере происходит серия жестоких убийств. Гибнут трое рабочих, одного из которых неведомая сила разрывает надвое. И вслед за ними отправляются любовники из числа городских оборванцев, соблазнившихся сокровищами, которые якобы хранятся в бесконечных подземных лабиринтах, над которыми и стоит здание оперного театра. Казалось бы, откуда там взяться золоту? Все дело в местной легенде о страшном Призраке, обитающем в пещерах, и убивающем всякого, кто нагрянет к нему в гости без спроса. Незадачливые воришки на своей шкуре убеждаются в том, что легенда не врет - во всяком случае, в той части, где рассказывается о Призраке. Он существует на самом деле. Только с миром духов не имеет ничего общего. Этот человек - из плоти и крови, но к миру людей он не принадлежит. Все началось в 1877 году, когда одна из парижанок, забеременевшая в результате случайной связи и опасавшаяся бесчестья, сбросила в сточные воды только что рожденного младенца. Он бы мог погибнуть, но малыша спасли крысы, которые вырастили и воспитали его в своем подземном мире. Каждый вечер он поднимается наверх, в оперу, чтобы насладиться ангельскими голосами, среди которых Призрак внезапно слышит тот, который буквально сводит его с ума. Это стажерка, Кристин Даэ, обладательница не только мощного сопрано, но и совершенного тела. Эти двое знакомятся, случайно столкнувшись рядом со сценой, и между ними сразу же устанавливается телепатическая связь: Кристин и Призраку необязательно быть рядом и даже открывать рот, чтобы слышать друг друга. И объясняться в любви. Но идиллическую картинку рушит безудержная жестокость обитателя подземелий. И именно в тот момент, когда Кристин подумывает о том, что ее любовь была слепа, на Призрака открывает охоту самый известный в Париже крысолов, а вместе с ним - и до смерти влюбленный в певицу барон Рауль де Шаньи…

Самая необычная и самая слабая работа Дарио Ардженто. А счастье было так близко! 10-миллионный бюджет, музыка Эннио Морриконе, съемки в Будапештской опере, Джулиан Сэндз и Азия, дочь режиссера, в главных ролях. Мог получиться стильный giallo, по образу и подобию «Ужаса в опере», снятого итальянцем за 11 лет до этого провала. Но Дарио, как обычно, подвел сценарий, пожалуй, самый безобразных из всех, над которыми он когда-либо работал, и на фоне которого даже «Игрок» и «Матерь слез» кажутся отвратительно логичными фильмами. Что хотел снять Ардженто? Мелодраму или хоррор? Совершенно точно не мюзикл, ведь музыки здесь очень мало. С любовной историей не сложилось: сначала зритель удивляется тому, с чего бы это вдруг Кристин, совершенно немотивированно, бросается в объятия Призрака, а затем столь же немотивированно, без всяких объяснений, его проклинает, клянясь в любви теперь уже Раулю, и потом - бог ты мой - снова проникается любовью к подземной Крысе. Да, именно так, он считает, что является крысой. Это еще один совершенно дикий момент. Сказка, fantasy, легенда - я все понимаю. Но человек, выращенный (!) крысами (!) в пещерах (!) в центре Парижа?! Это уже совсем за гранью. А что хоррор? Тут от него нет ни атмосферы, ни саспенса, есть только кровавые, живописные убийства. Одному тело раздирают надвое, другой вырывают язык, третьего насаживают на острый камень, который проходит через все тело убитого. И так далее. Серджио Стивалетти, работавший над гримом, постарался на славу, а оператор, в свою очередь, не стеснялся показывать всю эту прелесть крупным планом. Хорошим фильмом ужасов «Призрака оперы» это не делает, а вот все намеки на костюмную псевдоисторическую мелодраму рушит напрочь: представьте, что в экранизации «Анны Карениной» главную героиню поезд переезжает СО ВСЕМИ ПОДРОБНОСТЯМИ, вроде отрезанной головы, выпавших из тела кишок и раздробленных ног. Кстати, о главной героине. Кто-нибудь рассказывал Азии о технике оперного пения? Видимо нет, и поэтому смотреть на нее, потешно разевающую рот и пучащую глазки, невыносимо. Что же касается Сэндза, то здесь от него только врожденная харизма. Играть ему некого и нечего. И как экранизация культового романа, и как love story, и как фильм ужасов, и как фильм Ардженто этот балаган, сценарий к которому был написан явно умалишенными, не выдерживает никакой критики. Один балл за Сэндза, один - за обнаженную Азию, и еще один - за работу Стивалетти.

3/10

призрак оперы, мелодрама, крысы, подземелье, азия ардженто, джулиан сэндз, ардженто

Previous post Next post
Up