Svart «Det personliga helvetets spiral» (2013). Shining плодятся и размножаются. Пока сам Кварфорт почти что перешагнул тонкую грань между «депрессивом» и пост-блэком, басист из его группы принял за точку отсчета то, чем Никлас занимался лет пять назад. Есть, есть чистый вокал, куда же без него! Но мало. А в остальном - мрачный, совершенно нигилистический блэк на грани с думом. Чистейший звук, гнетущая атмосфера, веревка и мыло. Еще - блистательные оркестровки. Редкие и уместные. Не просто «кнопочные» «вух» и «ааааа/уууу», а будто настоящий оркестр. Одно из самых приятных открытий года в шведском подземелье. А ведь Драугу - автору этого проекта и единственному музыканту - всего 24... 7,5/10
Moonroot «Under the Ancient Oak» (2013). Братья-близнецы Марк и Майк Риддик - личности хорошо известные в очень узком кругу. Куча проектов, из которых сравнительную известность получил только неофолковый The Soil Bleeds Black. Ну а лично моим фаворитом всегда был блэковый Yamatu. В 1997 году они скооперировались с красавицей-вокалисткой из Rain Fell Within и стартовали нечто фолк-роковое. Черед дебютного альбома пришел только 16 (!) лет спустя. Уж не знаю, почему так долго, но «Under the Ancient Oak» явно не стоил того. Как верно охарактеризовали этот альбом на metalarea, - «raw celtic rock». Удручающее качество записи (да что там, просто ужасное...), на уровне начинающей блэк-металл-группы из Курска образца конца 90-х, и весьма посредственный уровень игры. Инструментов много, самых разных, братья - мультиинструменталисты, что правда, то правда, но далеко не профи. Есть удачные моменты вроде блюзового психодела в «Rhiannon's Lament», и прекрасный голос Доун... который однако ну никак не хочет ложиться на эту музыку. Представьте себе, если бы альбом с каверами Dropkick Murphys решил записать покойный Егор Летов, превратив их в баллады и вдохновившись творчеством Hawkwind, а помогали бы ему Cruachan, которые только-только выпустили первое демо. Но - необычно, этого у Moonroot не отнять. 5/10
Agathodaimon «In Darkness» (2013). Ума не приложу, почему Agathodaimon называют готик-блэком. Потому что мелодично, с клавишами и хорошо сыграно? Тогда и Shining можно смело определять в «готический» лагерь. Немцы не тратили время впустую, и после многолетнего перерыва выпустили альбом, на фоне которого все их предыдущие творения, кроме, разве что, «Higher Art of Rebellion», хочется отправить навечно в утиль. Прекрасная мелодика, красивые соло, меланхолическое, на 200% осеннее настроение, удачно дозированные партии «кнопок», неплохой чистый вокал в исполнении старожила группы, Сатониса, гимноподобные боевики и - ничего попсового. Ну, кроме того, что это мелодично, с клавишами и хорошо сыграно. «In Darkness (We Shall Be Reborn)», «Favorite Sin», «Adio» и финальная, думовая «Hцllenfahrt der Selbsterkenntnis» стоят того, чтобы быть услышанными. 8/10
Taake «Gravkamre, Kroner og Troner» (2013). Кто сказал, что компиляции - это плохо? Хорошо! Когда есть, чем порадовать слушателей. А у Хеста гостинцев нашлось немало. Во-первых, несколько новых трэков, во-вторых, неплохая подборочка песен с различных семидюймовок и миньонов, в-третьих, аж четыре кавера - жертвами стали GG Allin, Burzum, Emperor и VON. На первом диске (да, издание двухдисковое!) присутствует трэк с участием Кварфорта и Ноктурно Культо, на втором - (среди прочего) концертные вещи, как ни странно, с вменяемым звуком. Идеальный подарок для мизантропов и поклонников «правильного» норвежского блэка - ведь музыка Taake родом именно оттуда, из девяностых, когда все было «по чесноку». 7,5/10
End of Green «The Painstream» (2013). Немецкие ветераны дум-рока записали очередной свой лучший альбом. И правда, я затрудняюсь сказать, какой был лучшим. Все - хорошие. И этот - не хуже. End of Green умудряются играть музыку, которой в принципе быть не может и быть не должно. Истинно думовое, сугубо минорное настроение - и почти альт-рок на грани с гранджем. А вокал! Такое впечатление, что в этом парне одновременно живут Курт Кобейн, Питер Стил, Гленн Данциг и Юркки из The 69 Eyes. Что особенно хорошо слышно на одной из акустических песен, сыгранных живьем и идущих в качестве бонусов к основному материалу, - «Demons». Что до «главной» части альбома: там найдутся и клубные боевики вроде «Degeneration», и типичные для End of Green суицидально-депрессивные вещи, заставляющие вспомнить одновременно и Type'o'Negative и Alice in Chains. 8/10
Wine From Tears «Glad to be Dead» (2013). Самарский дум, именно такой, по которому многие в наш век пост-металла, пост-рока, пост-блэка и пост-дума до скрежета зубовного соскучились. Плотный звук, хороший чистый вокал - мужской и немного женского, столь же приятного ушам, спокойный, сытый гроулинг, простые клавишные партии - именно там, где нужно, и без них явно было бы хуже. Простота - вообще конек этих ребят. И профессионализм. Не надо сложно, надо душевно, и так, чтобы «на уровне». В сухом остатке, «Glad to be Dead» - альбом крепкий, абсолютно «европейский». Более того, зверек - чисто стилистически - редкий, а это лишний плюс. 7,5/10
Woods of Ypres «Woods III: Deepest Roots and Darkest Blues» (2007). Если начать знакомство с творчеством этой замечательной канадской команды с последних двух альбомов, невольно возникнет вопрос: почему же на метал-архивах, в графе стиль, указан «мелодик-блэк»? Если посмертный их диск представляет собой смесь тотального worship'а группе Type'o'Negative и легких заигрываний чуть ли не с блэк-н-роллом, а предпоследний альбом - так и вовсе чистый пост-дум? Но «Deepest Roots...» расставляет все по своим местам. Это на самом деле мелодичный блэк-металл, пусть мягкий настолько, насколько это возможно, пусть с обилием чистоголосья. Но никакой питерстиловщиной здесь и не пахнет. Пахнет разве что Тиаматом в единственном хите - «Your Ontario Town is a Burial Ground». Запоминается еще и «Darkest Blues Relief That Nothing Can Be Done». Холодная, мелодичная, красивая песня. Мистер Голд поет на этом альбоме совсем не так, как на последнем: не занижая тембр до баса а-ля мистер Стил. Да и заунывного дума а-ля «The Green Album» здесь тоже нет. Просто хорошая, честная, искренняя работа. И, конечно, атмосферная. 7/10
Agonia «Медленными шагами под землю» (2010), «Суицид в холодном одиночестве» (2011), «Ангедония прокаженной души» (2011). Российский проект, о котором толком ничего неизвестно, и который собрал урожай убийственной критики. Но не все так плохо! Вернее, даже хорошо. Особенно в случае с первым альбомом, который представляет собой... фюнерал? Наверное, да, но без приставки «дум», «блэк» или просто «металл». Потому что металла здесь нет, нет и музыки как таковой, зато есть весьма атмосферный шум, низвергающий слушателя в самые глубины ада, имя которому - одиночество и отчаяние на пороге рассвета, встретить который шансов уже нет, ведь из только что вспоротых вен льется кровь. Две более поздних работы выполнены с явным уходом в депрессив-блэк и фюнерал-дум, там больше вокала (скриминга), сильнее роль примитивнейших гитар, при этом и атмосфера никуда не делась. Agonia - конечно, не Wormphlegm и уж, тем паче, не Esoteric, однако на роль российского аналога Mistress of the Dead этот проект вполне годится. 7,5/10, 6/10, 6,5/10
Khonsu «Anomalia» (2012). Брат Арнта, клавишника, вокалиста и гитариста Keep of Kalessin, оказывается, тоже не лыком шит. Взял и практически в одиночку (плюс вокалист) записал альбом. Есть нечто общее с Keep of Kalessin, есть! Наверное, в том плане, что обе команды - хоть формально и блэковые, но играют чистейшую попсу. В случае с Khonsu она дополняется «индустриально-космическими» клавишами, умеренными заигрываниями с прогом и раздольем чистоголосья. После прослушивания в памяти не остается ни одной мелодии, но фоном альбом идет прекрасно. 5/10
Depressed Mode «Ghosts of Devotion» (2007). Прежде чем выпустить второй альбом, финны из Depressed Mode честно всех предупредили: случилась кардинальная смена стиля, фюнерал-дума больше не будет, а будет вместо него самый настоящий симфо-дэт. Каково же было мое удивление, когда после убийственной «открывашки», именно такой, какую и обещали, начался тот же самый фюнерал. Ну хорошо, пусть просто дум-дэт с явным перевесом в пользу первого. Но это был второй полноформатник. «Ghosts of Devotion» - первый. И он ничуть не хуже, более того, каких-то кардинальных отличий не найдете, даже не пытайтесь. Ровным, атмосферный дум с настоящей СТЕНОЙ клавиш, гроулингом, женским вокалом, виолончелью, чистоголосьем и кавером на бурзумовский «Dunkelheit» (по сравнению с оригиналом - убыстренный раза в полтора, и не столь удачный, как у Reverend Bizarre). За партии синтезатора - ставлю памятник. Как минимум, в бронзе. Минус - за голоса. И мужские, и женские. Неубедительно. Впрочем, тем же страдал и второй альбом. Петь и рычать у Depressed Mode получается намного хуже, чем играть. Любителям дум-дэта, просто дума и фюнеральных дел - рекомендую. 7/10