“The Conjuring” (Заклятие) (2013). Семья Перронов переезжает в новый дом. Новый, конечно, только для них - на самом-то деле это хорошенько потрепанный временем трехэтажный особняк, типичное фермерское жилье, стоящее вдали от дорог, города и других домов. Их семеро. Дальнобойщик Роджер, его жена Кэролин, плюс пять дочерей: Андреа, Нэнси, Синди, Кристина и самая младшая, Эйприл. Наконец-то места хватит для всех! Так, да не так, потому что здесь явно есть кто-то или что-то еще. Сначала собака Перронов, старая добрая Сэди, отказывается переступать порог, а на следующее утро Эйприл находит ее во дворе мертвой. Все часы замедляют ход и потом останавливаются на отметке 3:07. Синди вновь начинает ходить во сне, и каждый ее ночное путешествие заканчивается у шкафа, о который девочка бьется головой - раньше за ней такого не замечали. Кэролин обнаруживает страшный синяк у себя на ноге, потом на спине. И это совершенно точно не последствия жаркого секса с Роджером.
Со стен в коридоре рядом с лестницей падают семейные фотографии. Как водится, ночью, со страшным грохотом. Во дворе отец семейства находит мертвых птиц, шеи у них сломаны. Такая судьба постигает каждую пташку, подлетевшую к дому. Роджеру мерещится грохот дверей и скрип половиц. Эйприл находит воображаемого друга по имени Рори. А Кристина жалуется на то, что ей не дает спать Нэнси, постоянно хватающая, смеха ради, сестру за ногу. Только это не Нэнси. А кто-то там - у двери, страшное создание, твердящее, что оно убьет всю ее, Кристины, семью. Мало того, в доме постоянно царит жуткий холод, хотя система отопления полностью исправна. И Перроны спят чуть ли не под тремя одеялами. Зажимая нос: время от времени по комнатам начинает распространяться отвратительный запах тухлятины. Переехать в другое место они не могут: Роджер вложил в этот особняк все, что у них было. И тогда Кэролин обращается за помощью к самым известным в Америке исследователям паранормальных явлений, семейной чете Уорренов, Эду и Лоррейн. Те сразу же понимают, что дом проклят. Но как избавиться от проклятия, и сделать это так, чтобы никто не пострадал?..
Собственник - звучит гордо. Но представьте себе, что купили, наконец, машину мечты - а она возьми, да и опустоши ваш кошелек постоянными ремонтами. С жильем еще хуже. Тут, если верить фильмам ужасов, можно промахнуться как с новостроем, так и на «вторичке». Второй вариант, конечно, куда более опасный: дом с историей - то еще приключение. Но кто же мешал Перронам уточнить имена прежних владельцев особняка? Уоррены уточнили, и тут же выяснили: там жили некто Шерманы, недолго и несчастливо. Жена-сатанистка убила своего ребенка, и потом повесилась на дереве во дворе. Ровно в 3:07 ночи. А что касается Рори, то именно так звали мальчика, пропавшего где-то здесь, на болотах Роуд-Айленда. Знай об этом Роджер и Кэролин - стали бы они покупать такой милый коттедж, даже по демпинговой цене? Кстати, эта семья и их злоключения - не выдумка сценаристов, а вполне реальные люди. Книга Андреа Перрон и легла в основу «Заклятия». Которое снял Джеймс Ван, стартовавший с «Пилы» и позже плотно занявшийся увеличением поголовья привиденческих хорроров. «Астрал» помните? Все помнят. Одна из лучших ghost story последних лет. А ведь уже вышел сиквел.
Но до него - этот фильм, «основанный на реальных событиях». Про Перронов сказано выше; что любопытно, не являются вымышленными персонажами и Уоррены. В шестидесятых (а действие фильма развивается в 71-м) они были самыми известными экспертами в США по паранормальным явлениями. Она - ясновидящая, он - единственный демонолог, признанный католической церковью. На их счету - тысячи встреч с призраками и демонами, но, как обещает пролог, был один… особенно дикий случай, и до сих пор о нем старались не говорить. ЭТОТ САМЫЙ случай. Критики взорвались от искреннего восторга, простые хоррорманы оказались с ними солидарны, если судить по отзывам и рецензиям на просторах сети. Называя «Заклятие» одним из самых страшных хорроров 21-го века. Но что такое «страшно»? Оглушающе громкая, и правда жутковатая музыка? Ее здесь более чем достаточно, и она хорошо выполняет свою функцию, но сама по себе атмосферу выстроить не может. Рассказ о деле Аннабель 1968 года, о духе умершей девочки, якобы вселившейся в куклу? Вкуснятина - правда не без отсылок к вановской же «Мертвой тишине».
Но на этом все. Дальше скука смешивается с удачными моментами (вроде явления невидимого зрителю монстра в комнате Кристины и Нэнси, или несостоявшейся бойни в подвале) в пропорции примерно 70 на 30, и приходится постоянно отгонять воспоминания об «Ужасе Амитивилля». В то, что на экране - реальность, не верится ни на грамм. С тем же успехом Уоррены могли быть вымышленными Нестеренко, а Перроны - такими же вымышленными Родригесами. «Бу!» действуют плохо, атмосфера выстраивается едва-едва. Сама история - стандартнейшая, и ничего нового в ней нет. Как и визуальных находок, коими полнился «Астрал». Перенос действия в 1971 год тоже дополнительных очков фильму не приносит: «Заклятие» - никак не «Спящий» и не «Дом дьявола» и не римейк «Техасской резни бензопилой». Он выглядит на 100% современным хоррором, и надпись внизу экрана - про 71-й - остается всего лишь надписью внизу экрана. Не буду говорить, что Ван схалтурил. Он старался, и в результате получился неплохой «жутик» про дом с призраками. Но после «Астрала»… простите. Я слишком многого ждал и слишком мало получил. А уж если речь об экзорцизме и дьявольщине, то «Заклятие» вчистую проигрывает как «Демонам Эмили Роуз», так и «Последнему изгнанию дьявола».
6/10