“Scared to Death” (Напуганные до смерти) (1980). За последние несколько недель в Лос-Анджелесе были убиты 11 человек, почерк - один и тот же. Полицейские сбились с ног, пытаясь найти маньяка, который выходит на охоту по ночам, недоумевая, почему на месте убийств он всегда оставляет сгустки слизи. Есть одно «но», о котором копы не знают, а когда узнают - погибнет еще немало людей. Убийцу сложно назвать человеком, и его дом - это бесконечный лабиринт канализационных туннелей. Девушка, только-только собравшаяся посмотреть любимую передачу, - в ее доме гаснет свет, а потом слышится страшный грохот. Другая девушка, которая садится в свой автомобиль, заводит его и долго не может понять, почему эта ржавая развалина не двигается с места, - задняя часть машины висит над землей, и держит ее тот самый гость из подземелья. Несколько подростков, решивших устроить гонки между собой на роликовых коньках в заброшенном паркинге. Все они - очередные жертвы самого странного за всю новейшую историю Лос-Анджелеса серийного убийцы. Этими делами занимается закаленный в боях с преступниками детектив Лу Капелль, но расследование быстро заходит в тупик. И коп обращается за помощью к единственному человеку, который, как он считает, может ему помочь. Речь о Теде Лонергане. Когда-то он был коллегой Лу, но в один прекрасный момент подружился с бутылкой, и из полиции ему пришлось уйти. С пьянством Тед завязал, а своей новой профессией избрал писательство. И именно в этом амплуа он знакомится с очаровательной Дженнифер Стэнтон, случайно «подбив» ее раритетный автомобиль. Между ними пробегает искра, и, когда девушка попадает в лапы монстра, появившегося на свет в одной из импровизированных генетических лабораторий, поиск и уничтожение мутанта становится для Лонергана делом чести. Личным делом.
В начале восьмидесятых, на волне успеха «Хэллоуина» и «Пятницы 13-й», модно было снимать слэшеры. Уильям Мэлоун тоже снял слэшер. Но легких путей он не искал, и вместо того, чтобы сделать своим героем очередного Майкла Майерса, режиссер скрестил стандартную фабулу о маньяке-убийце с «Чужим». Это делали много раз потом, но до «Напуганных…» - едва ли. Тварь нападает часто, предпочитая девушек (но не брезгуя и мужчинами), строго в темноте, при этом во всей красе это страшное порождение слишком далеко шагнувшей науки не показывают - и правильно делают. Несмотря на то, что внешность Сингенора («генетически синтезированного организма», не путать с одноименным трэшем 1990 года) явно инспирирована биомеханическими творениями Ганса Руди Гигера, это всего лишь статист в латексном костюме. А учитывая крайне малый бюджет, единственный вариант сделать так, чтобы задуманный страшным фильм не стал смешным, - это давать «сладенькое» по кусочку, по ложечке. Поэтому все сцены с нападением Сингенора на людей - сплошь мельтешение, да еще в потемках. Это не раздражает, и это уместно. На спецэффекты лента вообще скупа, и куда более щедра на диалоги. Их много, и часто становится скучно. Помимо перенасыщенности «говорильней», есть и другие недостатки, вполне стандартные для такого рода фильмов. Это псевдонаучная глупость - «Ему не нужна пара, чтобы размножаться!», и явные логические ляпы. То про одну из жертв говорят, что ей сломали шею и оторвали ногу, и полиция ищет сделавшего это психопата, то выясняется, что люди, попавшие на зуб монстру, умирали от мозговых опухолей! Вы уж определитесь, господа сценаристы, или теплое, или стеклянное. Но на это можно закрыть глаза - и не такое съедали, не поперхнувшись. Минусы прощаются, когда есть более мощные плюсы. А они здесь в достатке. Добрая половина действия происходит под землей, атмосфера - соответствующая. Образ чудовища удачен, а его склад жертв и «детеныш» только добавляют жути. И если вы еще не вспомнили, кто такой Уильям Мэлоун, то напомню: «
Тварь с Титана» - раз, и «Дом ночных призраков» - два. Его дебют в режиссуре - не must have, но любителям «генетических» хорроров, косможутиков и слэшеров, думаю, будет интересно.
6/10