"Dead Mine" (Мертвая шахта) (2013). Около года назад на одном из крохотных островов близ Суматры исследователи обнаружили бункер японского императора времен Второй Мировой Войны, а в нем - коллекцию хитро зашифрованных документов. Американский охотник за сокровищами, Прайс, и его давняя знакомая, японская женщина-ученый по имени Ри, расшифровали записи, из которых следовало, что где-то в джунглях Индонезии находится еще один бункер, помеченный на карте золотым значком. Возможно, именно там скрыты несметные сокровища, которые по указу генерала Ямашиты военные вывезли из Японии в ходе той страшной войны. Определив место с точностью до километра, Прайс и Ри набирают команду местных коммандос и отправляются в путь. Их сопровождают трое головорезов: Джоко, Арио и человек-гора - сержант Папа Улар, под руководством капитана Тино Права. В путешествие также отправился ветеран вьетнамской армии - американец по имени Стэнли, и девушка Прайса, Су-Линг. Очень скоро отряд выходит к давно заброшенной шахте, предположительно голландской, которую с 1942 года, когда в Индонезию пришли японские войска, превратили в бункер. Но не успели американцы и азиаты раскинуть близ входа в шахту лагерь, отправив на инженерную разведку Стэнли, как с холмов был открыт огонь. Пираты, или другие охотники за золотом? Этого Прайс и остальные никогда не узнают. Едва успев укрыться в шахте, они, после взрыва гранаты, оказываются там запертыми. Остается надеяться только на то, что из этого места есть еще один выход. Ситуация усугубляется тем, что Арио серьезно ранен, а сам бункер оказывается «с душком». По словам Ри, там базировалась оперативная дивизия печально знаменитого японского отряда 731, специалисты которого проводили страшные эксперименты на китайцах и русских в рамках подготовки к бактериологической войне с Советским Союзом. Через некоторое время становится ясно: бункер обитаем. И ладно, если бы просто людьми…
Несмотря на то, что на дворе 21-й век, по дорогам ездят гибридные автомобили, а домами управляют компьютеры, в эпоху торжества технократии осталось место приключениям, связанным с поиском полумифических кладов. А прятать их умели! Чем глубже, тем лучше - в прямом смысле слова. И тема охоты за сокровищами, таким образом, плавно перетекает в истории о проклятых подземельях, где обитают либо монстры, либо жертвы генетических экспериментов. Горячий привет «Спуску», «Адскому бункеру», «На страже смерти», «Гроту», и другим, сюжетно близким хоррорам. Что отличает от них «Мертвую шахту», так это то, что за дело на сей раз взялась интернациональная команда, в которой главную скрипку играют индонезийцы. А режиссером выступил британец Стивен Шил, дебютировавший в жанре гадким урбанистическим «жутиком» под названием «Мамуля и папуля» (критики встретила тот фильм благосклонно, я - нет). Отсюда следует сразу несколько «плюсов». Во-первых, «Мертвая шахта» на самом деле снималась в Индонезии, т.е. в наличии - необычные и красочные локации. Мне искренне непонятны жалобы отдельных хоррорманов на «компьютерные» скалы и «плохо нарисованную растительность» - вы о чем, парни? И скалы, и растительность - на 100% реальные; неужели Голливуда стало так много, что уже везде мерещится «компьютерность»? Во-вторых, технический уровень фильма ничуть не уступает тому же «Спуску» (в атмосфере - да, но не в качестве съемок, спецэффектов, актерской игры). Нет и ни малейшей клюквы или особенностей азиатского кино с его «сказочными» сюжетами, по-детски «страшными» легендами и иногда совершенно не понятным или неуместным фольклором (достаточно вспомнить «Клятву обреченных» и «Проклятье хромой медсестры»). Неожиданное упоминание об «Отряде 731» (неожиданное, потому что этот лагерь смерти и его палачи упоминались в кино, как художественном, так и документальном, дай бог, раза четыре) тоже идет «Мертвой шахте» на пользу. Но, конечно, не все так радужно. Полностью отсутствует атмосфера, чувствуется нехватка напряжения, и, несмотря на внятный и неглупый сюжет, сразу после упоминания японского отряда садистов-живодеров теряется интрига - дальше все понятно до каждой запятой и многоточия. К логике тоже есть вопросы: то вокруг скачут полоумные уроды, то вдруг появляется хорошо организованный отряд боевых самураев-мутантов (еще не Нобору Игучи, но уже какой-то бред). Хороший грим и впечатляющие монстры, отличные локации и качественные съемки - «Мертвую шахту» можно назвать настоящим «событием» для индонезийского хоррора (не чета российскому «Фобосу») и мощным прыжком вперед для Стивена Шила, но назвать фильм впечатляющим, страшным или атмосферным… это вряд ли. Просто одноразовый крепкий середнячок. И не ждите, пожалуйста, зомби - их здесь не будет.
5/10