“Maniac” (Маньяк) (2012). Его зовут Фрэнк. Его руки всегда в порезах, под ногтями - грязь и кровь. Чужая кровь. Дни напролет он проводит в лавке на первом этаже небольшого дома в Лос-Анджелесе, за закрытыми ставнями. В компании с манекенами, которые говорят с ним, и с которыми говорит он. На головах у них - волосы, разного цвета и длины. И вокруг кружат мухи, которых Фрэнк пытается травить каждый раз, когда они достают его своим жужжанием, оскверняя коллекцию реставратора. Да, он реставратор. По собственным словам, в третьем поколении. Но не только. Еще и коллекционер. Он коллекционирует женские скальпы. Ночью выходит на улицу, садится в машину, и начинается увлекательное путешествие. Каждый раз оно проходит по-разному. Например, это может быть шлюха с городской окраины. Или балерина. Или случайная знакомая из соцсети. «Только не кричи. Ты такая красивая…». Крик замирает, не успев раздаться, как в нож всаживается череп, прямо через подбородок. Фрэнк забирает не только жизнь, но и волосы вместе с обрезками кожи. Затем возвращается в свою каморку и прикрепляет новый трофей к пластиковому черепу очередного манекена. Это его новая подружка. Люси. Но однажды в жизни Фрэнка появляется Анна. Он заметил ее, когда она фотографировала манекены в его «студии». Через незакрытые до конца жалюзи. Они знакомятся, и Анна предлагает ему отдать манекены для ее новой фотосессии: снимки потом появятся на выставке в центре города. Они встречаются на улице, в парке, идут вместе в кино, не просто кино, а «Кабинет доктора Калигари». Она уверена, что встретила последнего романтика на Земле, но… Потом выясняется, что у нее есть парень. А сам Фрэнк - совсем не романтик и не безобидный гей-реставратор, за которого его можно было бы принять в богемной тусовке, к которой близка Анна. «Ты знаешь, волосы… это единственная часть человека, которая живет вечно».
Римейк - слово, при упоминании которого многих поклонников хоррора начинает трясти. Но скажу страшную вещь: иногда римейки действительно нужны. Например, для того, чтобы в широкий прокат вышел качественный слэшер, в котором мало что осталось от сомнительной ценности первоисточника, и который, в отличие от «оригинала», становится достоянием широкой общественности, а не только малочисленной кучки коллекционеров. Так, например, было с «Резней в общаге». Нужны они еще и для того, чтобы добавить что-то новое к старой истории. Как недавний приквел «Нечто» и последняя на сегодняшний день часть «Пятницы 13-ой», которую я отказываюсь считать римейком, ведь по всем признакам это просто очередная серия франшизы. А бывает и так, что хороший, но малоизвестный фильм переснимают практически кадр за кадром, и вуаля - на экраны выходит _еще один_ хороший фильм. Как это случилось с «Маньяком». Одноименный хоррор образца 1980 года вошел в жанровые энциклопедии как жестокий и беспощадный слэшер с удивительно гуманным посылом, примерно таким же стал и фильм 2012-го, с поправкой на то, что по всем качественным показателям он с легкостью обыграл и обставил «оригинал». Самое главное в этой работе, ставшей вторым по счету «жутиком» авторства Фрэнка Калфуна (первым был хороший психопатический триллер «Подземная парковка») и Александра Ажа (здесь он выступил сценаристом и продюсером), - это то, как она снята. Практически все время мы видим происходящее с точки зрения главного героя. Его глазами. А его самого - только в качестве отражения, в домашнем зеркале, в зеркале заднего вида в автомобиле, в зеркале в общественном туалете. Это не только стильно, но еще и прилично действует на нервы (в хорошем смысле слова) - каково примерить на себя шкуру серийного убийцы? «Картинка» получилась первоклассной и на диво реалистичной: как будто камера была установлена прямо в голове Элайджи Вуда, безобидного голубоглазого хоббита Фродо, перевоплотившегося здесь в человека с несчастным детством, который убивает невинных - но не вызывает отвращения, а лишь сочувствие (руководствуясь которым, его бы следовало отправить на электрический стул). Фильм не только атмосферен, он еще и красив страшноватой кроваво-серой красотой. Так обычно снимают авторское кино, которым «Маньяк», к счастью для него, не является. Главные и второстепенные роли исполнены почти безукоризненно (к примеру, персонаж Люси - ее непросто забыть, и вовсе не из-за густо покрывающих тело девушки татуировок), драматизм - на высоте, ну а в плане жестокости «Маньяк» 2012-го ничуть не уступает «Маньяку» 1980-го, наоборот, превосходит его по качеству грима и количеству отвратительных подробностей. Если вы хотите увидеть мрачный, кровавый, но при этом сильный психологически фильм (НЕ слэшер!), то «Маньяк» Калфуна - верный выбор.
7,5/10